Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рекомендации по реализации проектов по консолидации

Данная публикация завершает цикл статей на основе отчета The Data
Warehousing Institute, которые мы публиковали в предыдущих номерах журнала (см.
№№ 35,
36 и
37). Предлагаемая
статья обсуждает основные стадии, которые каждая организация, желающая
консолидировать свои аналитические данные, должна успешно преодолеть, чтобы
добиться искомого результата. Подчеркивается, что наряду с техническими
аспектами, такими как выбор правильной стратегии, архитектуры, инструментов и
т.п., очень важно, чтобы все сотрудники компании, от рядовых менеджеров до
высшего руководства, были заинтересованы в реализации проекта.

Даже самые лучшие планы могут быть провалены, если не обеспечить их надлежащее выполнение. Как и в любом IT проекте, в консолидации аналитических данных есть целый ряд последовательных действий, которые организация должна выполнить.

"Внутренняя реклама" проекта

Как известно, чтобы заручиться поддержкой руководства при осуществлении проектов консолидации, стратегические соображения (например, самая точная информация) должны перевешивать тактические (например, снижение издержек). "Вы можете буквально терять голову от хаоса и потерь, царящих в аналитической архитектуре, но попытки убедить бизнес-пользователей на примере чисто технической архитектуры окажутся бесполезными", - говорит Клодия Имхофф (Claudia Imhoff), президент компании Intelligent Solutions, Inc. - организации, оказывающей консалтинговые услуги в области Хранилищ данных, расположенной в г. Болдер, штат Колорадо (Boulder, CO). - "Нужно описать преимущества проекта в таких терминах, чтобы заинтересовать этих людей, например, сказать, что проект позволит получать показатели эффективности, будет способствовать увеличению дохода на миллионы долларов, или даст обобщенное представление о всех клиентах".

Также, поскольку проекты консолидации могут вызвать политическую вражду внутри организации, очень важно заинтересовать в проекте высшее руководство фирмы. "Необходимо заручиться их поддержкой, чтобы убедить влиятельных бизнес-пользователей пожертвовать собственными интересами во имя пользы для всей организации", - продолжает К. Имхофф.

Но не стоит останавливаться только на высшем руководстве. Нужно заинтересовать в проекте каждого сотрудника или хотя бы возбудить их ожидания. Необходимо объяснить пользователям, почему вы хотите изменить их систему, что это будет означать для них лично и как это позволит им работать более эффективно и продуктивно. Просите у них помощи и поддержки.

Если пользователи не приходят на встречи или, приходя, демонстрируют отстраненность, вы можете попросить высшее руководство, чтобы они лично объявили о своей приверженности этому проекту и попросили сотрудников проявить такую же заинтересованность.

Оценка состояния дел

Прежде всего, важно оценить текущую ситуацию: понять, какие аналитические структуры уже существуют, какие данные в них содержатся, откуда они получают эти данные, и как они определяют правила и элементы данных.

Важно также понимать финансовые мотивы этой среды, хотя бы на высшем уровне. У каких витрин данных истекают сроки действий лицензий программного обеспечения или технических средств? Какие системы используют нестандартные технические средства, базы данных, Хранилища или средства бизнес-аналитики? У каких систем имеются преданные пользователи и технический персонал, не желающие исчезновения своей системы? Какие витрины данных являются логическими, а какие физически разобщены?

Составление общей картины текущего состояния дел позволяет донести проект до сознания высшего руководства. Это также помогает расставить приоритеты и понять, на какие витрины данных или иные структуры нужно обратить внимание в первую очередь, а какие могут быть отложены на потом или вообще оставлены в стороне.

Разработка требуемой среды

Необходимо разработать требуемую среду, выбрав один из вариантов, перечисленных в статье "Архитектурные подходы к консолидации. Часть II - Предпочтения пользователей и рекомендации по выбору оптимальной стратегии консолидации" (журнал "Клуба знатоков OLAP, DWH и XML", № 37, март 2005 г.). Нужна ли централизованная или децентрализованная архитектура? Какова будет модель новой системы?

Если необходимо осуществить нечто большее, чем простой перенос структур, то придется разработать новую модель данных для консолидированной среды. К сожалению, многие проекты по консолидации выполняются в условиях очень жестких временных ограничений.

Результаты исследования TDWI показывают, что почти половина (45%) организаций принимают во внимание новые требования при осуществлении проектов по консолидации, тогда как 42% делают это лишь частично.

Стандартизация определений и правил

Одна из самых больших проблем в консолидации сред - достижение согласия между представителями бизнес-групп в отношении терминов и определений, описывающих данные в новой консолидированной среде.

Дело в том, что процесс стандартизации метаданных может превратиться в сущий кошмар. Единственное решение этой проблемы - использовать силу и влияние высшего руководства для того, чтобы собрать вместе все уполномоченные стороны и обсудить термины и определения. "Тем не менее, менеджеры среднего звена часто оказывают сопротивление проекту по консолидации, полагая, что их группа потеряет свой специфический способ представления данных", - делится своим опытом Лора Ривз (Laura Reeves), руководитель компании StarSoft Solutions, консалтинговой фирмы в области хранилищ данных из г. Нэйпервилл, штат Иллинойс (Naperville, IL).

Она предлагает объяснить менеджерам, что новый способ представления данных в корпорации не означает, что они должны полностью изменить свой взгляд на вещи. Витрины данных с согласованными измерениями могут добавить уникальные данные в представление корпорации, используя таблицу отображений и метаданные. "Таким образом, каждая группа получает витрину данных, соответствующую своим потребностям, но при этом сохраняется корпоративное представление данных", - утверждает Ривз.

Решение о том, надо ли консолидировать инструменты

Организациям также необходимо решить, хотят ли они проводить стандартизацию на базе определенной платформы и инструментов как части проекта по консолидации. Исследование TDWI показывает, что около трех четвертей всех компаний при консолидации Хранилищ и витрин данных проводят стандартизацию на основе ключевых аналитических технологий, таких как технология извлечения, преобразования и загрузки данных (extraction, transmission, loading, сокр. ETL), инструменты бизнес-аналитики (Business Intelligence), базы данных, технические средства, операционные системы.

Что касается инструментов запросов и отчетов, то многие компании считают, что здесь все очевидно. "Мы знаем, что 70-80% усилий по консолидации наших Хранилищ данных направлено собственно на данные и их источники, более конкретно - на переписывание средств отображения ETL процессов и моделей данных. Мы, таким образом, можем направить еще 20% усилий на внедрение стандартных наборов инструментов", - говорит менеджер Хранилища данных в лесопромышленной фирме.

Тем не менее, внутренняя политика часто мешает компаниям в стандартизации инструментов Business Intelligence. Это происходит от того, что сотрудник, который долгое время использовал тот или иной инструмент, становится специалистом и не хочет от него отказываться. Кроме того, группа технической поддержки этого инструмента становится компетентной и авторитетной в организации и также не хочет терять свои достижения.

Для того, чтобы заставить группу использовать новое Хранилище данных фирмы и стандартные инструменты бизнес-аналитики, ей нужно объяснить дополнительные преимущества такой смены, а именно: как новая инфраструктура может обеспечить более высокое качество данных, а также множество средств отчетности и приложений, которые окажутся ценными для них.

Создание рабочей группы и выполнение проекта

Организации необходимо создать такую рабочую группу, которая может осуществить консолидацию, одновременно обеспечивая функционирование существующей операционной среды. Часто это вынуждает компании нанимать сторонних специалистов.

Исследование TDWI показывает, что 60% компаний использует консультантов для оказания помощи в выполнении проекта. Чуть более половины (52%) также пользуется услугами консультантов для перспективного планирования и выработки стратегии, а чуть меньше половины (44%) - для планирования самого проекта.

Помимо консультантов, около 40% компаний используют инструменты в выполнении проектов по консолидации. Инструменты могут повысить профессионализм разработчиков, что в перспективе снизит затраты на оплату труда. Наиболее распространенными являются инструменты ETL, они применяются для преобразования и перемещения данных между аналитическим структурами с различными моделями данных. Инструменты ETL выбирают 56% опрошенных, следующими по популярности являются инструменты моделирования данных (23%).

Другие компании используют средства профилирования для анализа основных характеристик исходных данных перед их перемещением. Информация, полученная с помощью этих средств, может применяться для построения модели целевых данных, а также разовых и текущих процедур очистки данных, которые затем встраиваются в программы ETL.

Заключение

На сегодняшний день организациям приходится сталкиваться с разрастанием аналитических данных, что затрудняет распространение согласованной информации в пределах корпорации. Поэтому сейчас организации начинают консолидировать такие данные в едином корпоративном Хранилище с целью обеспечения самой точной информации и уменьшения накладных расходов.

Но организациям еще многое предстоит сделать. Как показывает исследование, в среднем они консолидировали только одну треть своих аналитических структур, т.е. основная работа еще впереди. Так как консолидация аналитических структур занимает от четырех до десяти месяцев, проекты по консолидации могут продолжаться годами.

Но, что приятно, окупаемость этих проектов очень велика. Организации, которые консолидировали свои множественные аналитические структуры, зарабатывают 3,34 миллиона долларов за два года на этих инвестициях. Однако, большинство организаций даже не удосуживаются посчитать окупаемость, поскольку их руководители рассматривают такой проект как стратегический, а не тактический. Цель консолидации аналитических данных - не экономия (хотя это и помогает), а обеспечение самой точной информации.

После того, как решение о консолидации принято, организации обычно выбирают один из восьми подходов для перехода от аналитических данных к консолидированной среде, которая обеспечивает согласованные данные. Напомним, что четыре из этих подходов используют централизованную архитектуру, когда все данные и системы объединяются в одном информационном центре, обычно на основе одной машины и единой системы управления базой данных. Эти четыре централизованных подхода обычно преобладают над распределенными подходами, которые оставляют существующие аналитические структуры на своих местах.

Безусловно, подход, который использует та или иная организация для перехода к среде, обеспечивающей стандартизированную информацию, зависит от многих факторов, включая сложившуюся внутреннюю культуру этой организации, ее организационную структуру, техническую компетенцию, доступное финансирование и время, которым организация располагает для выполнения проекта.

Помимо выбора правильной архитектуры и стратегии для консолидации, ключевым моментом для успешного проекта является вовлечение в него высшего руководства и объединение в единое целое плана проекта, рабочей группы и инструментов, что поможет шаг за шагом приближаться к заветной цели. Очень важно оценить текущее состояние среды, чтобы расставить приоритеты и правильно выбрать момент для осуществления проекта. Не менее важно определиться с целевой аналитической архитектурой, но в то же время не следует ускорять события и осуществлять переход слишком быстро.

Автор: По материалам зарубежных сайтов