Многие люди до сих пор не очень хорошо представляют себе, что же такое ВРМ-технологии. В основном, неразбериха является следствием того, что ВРМ - это новая категория продуктов, включающая в себя все те приложения, которые компании уже достаточно давно используют, в том числе системы бюджетирования, планирования и составления отчетов по ключевым показателям эффективности (KPI).
Большинство компаний еще не смогли организовать эти приложения в единую согласованную структуру, используя единую стратегическую и техническую базы для решения задач на всех уровнях компании. На сегодняшний день компании, в основном, внедряют различные ВРМ-приложения изолированно, независимо друг от друга. Каждое приложение выполняет свою специализированную функцию, но отнюдь не способствует решению задач на корпоративном уровне.
ВРМ-технология сегодня находится еще в стадии становления, приблизительно так же ситуация обстояла и с Хранилищами данных в середине 90-х годов прошлого века. Согласно результатам исследования, проведенного компанией Gartner, число компаний, использующих различные ВРМ-решения, в период с 2002 по 2005г возрастет с 10% до 40%. По оценкам компании IDC, ежегодное расширение рынка финансовых и ВРМ-приложений составит 10% в период с 2002 по 2007г. Эти цифры превышают показатели роста большей части секторов рынка программного обеспечения[1].
Помимо разницы в понимании термина, передаваться это понятие может также несколькими способами. Так, аналитические компании META Group и IDC используют термин ВРМ (Управление эффективностью бизнеса), Gartner Group - СРМ (Управление эффективностью корпорации), также существует вариант ЕРМ (Управление эффективностью предприятия). Термин ВРМ также применяется для обозначения business process management (Управлению бизнес процессами) - связанной, но, тем не менее, отдельной области управления.
По существу, правы все те, кто говорят, что бюджетирование, Система сбалансированных показателей и бизнес-аналитика - это части ВРМ. Но технология ВРМ - это не только все вышеперечисленное, понятие ВРМ - гораздо шире.
В результате многочисленных исследований и анализа данного понятия было выведено следующее определение: ВРМ - набор процессов и приложений, разработанных для оптимизации стратегического управления компанией.
Иногда бывает легче определить, чем объект не является, чем то, чем он является. ВРМ не является исключительно:
TDWI определяет ВРМ как набор процессов и приложений, разработанных для оптимизации стратегического управления компанией. Для того, чтобы успешно реализовать ВРМ-решение, компания должна интегрировать все вышеперечисленные элементы в единую структуру.
Рис. 1. Рейтинг значимости составляющих элементов ВРМ-систем по
результатам опроса (792 опрошенных)
ВРМ - это не просто пакет приложений для планирования, бюджетирования, прогнозирования или консолидации. Правильнее будет сказать, что ВРМ - это единая основа, позволяющая осуществлять разработку стратегии, планирование, мониторинг, а также, предоставляющая возможность оперативного реагирования на различные изменения.
Системы ВРМ напрямую зависят от систем BI и Хранилищ данных в связи с необходимостью передавать соответствующую информацию нужным людям в нужное время. Тем не менее, BI и ВРМ - это не одно и то же.По сути, для эффективного функционирования ВРМ-системам необходима исключительно быстродействующая корпоративная аналитическая платформа. Но на сегодняшний день лишь очень немногие организации имеют нечто подобное.
Таблица 1. Сравнение традиционных BI-систем с BI-системами, необходимыми для эффективного функционирования ВРМ-систем
Традиционные BI-системы | BI-системы для ВРМ | |
Масштаб | Подразделение | Корпорация |
Фокус | Исторический | Временной |
Решения | Стратегические и тактические | Стратегические, тактические и функциональные |
Пользователи | Аналитики | Любой пользователь |
Ориентированность | Работа с фактическими результатами | Работа с прогнозируемыми результатами |
Результат | Стратегический анализ | Стратегические действия |
Процесс | Свободный | Замкнутый |
Способ измерения | Показатели/метрики | Ключевые показатели эффективности |
Форма представления информации | Стандартный | Персонализированный |
Визуализация | Таблицы, графики | Панель инструментов/Система сбалансированных показателей |
Сотрудничество | Неформальное | Встроенное |
Взаимодействие | Pull (нерегламентированный запрос) | Push (система предупреждений) |
Анализ | Тренды | Исключения |
Данные | Цифровые | Цифровые, текстовые, и т.д. |
С помощью ВРМ-технологий становится возможным сократить разрыв между управлением и стратегией за счет улучшения следующих параметров:
Правильно внедренные ВРМ-системы могут существенно улучшить функционирование предприятия за счет использования возможностей, возникающих перед компанией на рынке. Кроме того, предприятие сможет предотвратить возникшую проблему еще до того, как она станет слишком серьезной. Также происходит повышение конкурентоспособности и эффективности, и улучшаются условия работы.
[1] Данные взяты из доклада "Введение в магический квадрат СРМ-приложений" (Introducing the CPM Suites Magic Quadrant), Ли Гейшекер (Lee Geishecker), Фрэнк Бейтендейк (Frank Buytendijk), 02.10.2002, Gartner, и "Полный, сравнительный анализ мирового рынка аналитических приложений (WorldwideTotal Analytic Applications Software Competitive Analysis), 2003: итоги 2002г. и ситуация на сегодняшний день", август 2003 Doc #29886.