- 29 февраля 2004 г.
BI для массового использования: расчет окупаемости вложений в BI-проект
Tретья статья посвящена оценке окупаемости вложений в BI-проект. Автор
предлагает три основных метода расчета этого показателя, а также рассказывает о
том, в каких случаях у компании могут возникнуть трудности в решении данной
задачи.
В фильме «Патриот» главный герой Мэла Гибсона (Mel Gibson) объясняет сыновьям, готовящимся к первому бою с британцами, основной принцип меткой стрельбы: «Чтобы попасть в мишень, цельтесь в яблочко». Он, правда, не говорит им, кто конкретно является мишенью, но это было и без того понятно, ибо все английские солдаты носили тогда стандартные красные мундиры. В мире же Business Intelligence (BI) подобная ясность встречается не всегда, и нередко можно встретить компании, чей прицел направлен совсем не в нужную сторону.
В предыдущей статье о BI для массового использования был поднят вопрос, который заслуживает дальнейшего рассмотрения. Утверждалось в этой статье следующее: Хранилище данных не дает существенной окупаемости вложений, его ценность заключается в предоставляемых им возможностях.
Это означает, что даже самый тщательный отчет или подробный анализ
не приносят никакого результата, пока
Ложная цель
Многие согласятся с этой приведенной выше мыслью. Однако,
к сожалению, большинство проектов, связанных с Хранилищем данных,
оправдывают себя благодаря убеждению, что Хранилище — это сама цель,
а не средство для достижения цели. А ведь сколько было проектов,
так и не состоявшихся по причине недостаточного использования
возможностей Хранилища данных, непризнания и несоответствия ожиданиям? При
этом анализ показывает, что в основе всех подобных неудач лежит, как
правило, не ошибочная реализация
Практическая польза любого проекта обычно выражается в виде окупаемости
вложений
Если же компания рассматривает построение Хранилища в качестве конечной цели, то понятно, почему расчет окупаемости вложений вызовет большие сложности. У таких проектов и не будет никакой окупаемости. Потому что вопрос оценки ROI начнет проясняться лишь тогда, когда настоящей целью станет не само Хранилище, а инициируемые им процессы. Ведь Хранилище — это просто стимул к развитию аналитических возможностей компании в целом.
Многие профессионалы в области IT, возможно, удивятся, узнав, что существуют общепринятые бухгалтерские формулы для расчета окупаемости вложений и принятия решений о капиталовложениях. Перечислим три метода выражения ROI:
- Чистая приведенная стоимость (Net Present Value, NRP). Текущая стоимость будущих денежных поступлений за вычетом текущей стоимости издержек.
- Внутренняя норма прибыли (Internal Rate of Returns, IRR). Метод оценки нормы прибыли, полученной от исходных вложений (стоимости проекта) с учетом последующих денежных поступлений. Этот показатель полезно использовать при сравнении проектов друг с другом.
- Период окупаемости капитала (Payback Period). Период времени, в течение которого окупаются исходные вложения. Это самый простой метод расчета ROI, однако он всего лишь определяет точку безубыточности, а не максимальную прибыль от вложений.
Правильная цель
Несмотря на различие подходов, все они в итоге приводят к одному и тому же решению о принятии или отклонении проекта. Поэтому не столь важен выбор метода — важно определиться и выполнить вычисления.
Особенное внимание следует обратить на оценку окупаемости вложений
в
C чего же следует начать расчет окупаемости для
Что касается полученных выгод, то к ним можно отнести сокращение
расходов, связанное с консолидацией отчетности или автоматизацией ручных
процессов, которое, кстати, относительно просто можно рассчитать. Тем
не менее только в больших организациях, где отмечается экономический
эффект масштаба, оперативные усовершенствования сами по себе окупают
стоимость
Для расчета потенциальной прибыли от
- Повысить количество клиентов.
- Повысить среднюю величину сделки с клиентом.
- Повысить частоту продаж на каждого клиента.
Допустим, компания может реализовать
- четко идентифицировать потенциальных клиентов, похожих по своим характеристикам на 10% наиболее выгодных текущих клиентов;
- выделить тех клиентов, которые не делали повторных покупок за фиксированный период времени.
Тогда, каков будет процентный рост количества клиентов или сделок?
Сотруднику, борющемуся за внедрение
Внесение этих показателей в простую электронную таблицу для расчета
доходов с учетом соответствующих допущений позволит сотрудникам выполнять
собственные вычисления «что — если», которые лягут в основу расчета
окупаемости проекта. Если пользователи увидят потенциал
Задача, правда, может оказаться сложной, так как преимущества могут
проявляться в нескольких областях в рамках одного процесса. Если
именно
Что сыграло решающую роль — это, конечно, вопрос субъективный.
Но тем не менее если всю цепочку операций
С пользователями, думающими о конечных результатах, можно начать
и обсуждение процессов. Если
К большой цели — через малые
Теперь, когда правильная цель найдена, необходимо найти способ постепенно
к ней приблизиться. Если разработка
В качестве альтернативы описанному подходу выступает экономии
за счет внедрения
Бывают случаи, когда барьеры для внедрения BI не позволяют отдельному подразделению заняться таким проектом в одиночку. В этом случае стоит попытаться преодолеть сопутствующие риски.
Интересно также отметить, что часто компании, заявляющие свою неспособность
оценить окупаемость вложений в
Автор: Джо Людтке (Joe Luedtke)