- 30 апреля 2003 г.
Web-сервисы на службе у Business Intelligence
В последней статье рубрики рассматриваются Web-сервисы - перспективная
технология, использующаяся при реализации аналитических средств. Раскрываются
проблемы, которые призваны решать Web-сервисы, даются конкретные примеры их
применения.
Внедрение Web-технологий в Business Intelligence – идея не новая: уже много лет компании пользуются языком HTML (hypertext markup language – язык разметки гипертекстовых файлов) в качестве недорогого и относительно простого способа распространения статической информации в виде постоянного формата отчетности. Однако при этом возникают сложности, связанные с особенностями протокола (HTTP) передачи HTML-файлов, который не предусматривает запоминания предшествующих состояний и не поддерживает постоянных соединений, что необходимо для нерегламентируемого анализа.
Для решения этой проблемы, производители BI-инструментов обратились к технологиям Java и ActiveX, позволяющим существенно расширить функции HTML. Это, с одной стороны, позволило обеспечить более сложные возможности интерактивного анализа. Но с другой стороны, из-за существенного увеличения объема информации, загружаемой Web-браузером, остро встал вопрос о пропускной способности сети и скорости соединения. Кроме того, эти технологии поддерживают не все платформы и браузеры.
Сейчас появляются более функциональные и надежные подходы к реализации BI в Web. Предлагается использовать программные компоненты на основе технологий DCOM (Distributed Common Object Model - Распределенная модель компонентных объектов) и .NET фирмы Microsoft, а также архитектуры CORBA Common Object Request Broker Architecture – Обобщенная архитектура обработчика объектных запросов) и технологии EJB (Enterprise Java Beans), реализованной на платформе J2EE (Java 2 Enterprise Edition). Эти компоненты применяются при создании Web-сервисов промежуточного уровня (middle-tier) между HTTP-сервером и базой данных, управляют обработкой соединений с базой и логикой приложения, устраняя необходимость загрузки и обработки кода на клиенте.
Также важно отметить, что программный компонент промежуточного уровня - это не просто звено, а часть многоуровневой архитектуры приложения. Использование такой архитектуры сокращает временные и материальные затраты, необходимые для распространения приложений и балансировки нагрузки между новыми серверами по мере роста количества пользователей. Для конечных пользователей эта технология обеспечивает более быстрый, согласованный и надежный доступ к необходимой информации.
Что такое Web-сервисы?
Появление Web-сервисов вызвало большое оживление на рынке. Они широко разрекламированы, но что это такое, каковы их функции и почему они играют столь важную роль именно в Business Intelligence – из рекламы практически не ясно. При описании Web-сервисов очень часто упоминаются многократно используемые программные компоненты, которые динамически взаимодействуют друг с другом с помощью стандартных протоколов в Internet.
Здесь речь идет:- об использовании функциональности одного приложения в других за счет предоставления его программного интерфейса (Application Programming Interface - API);
- о форматировании сообщений с помощью языка XML;
- об активизации сервисов средствами простого протокола доступа к объектам (Simple Object Access Protocol - SOAP);
- о публикации сервисов на языке WSDL (Web Services Description Language);
- о локализации сервисов с помощью универсального стандарта предметного описания и интеграции (Universal Description Discovery and Integration - UDDI).
Почему нужно использовать Web-сервисы в BI?
Чтобы лучше понять, каким образом и где можно применять Web-сервисы в BI, рассмотрим тенденции, формирующие современный рынок BI-продуктов. Надо сказать, что в последнее время на рынке происходят некоторые коренные перемены, связанные с новым понятием, которое аналитическая корпорация Gartner Group называет управлением корпоративной эффективностью (CPM – Corporate Performance Management), ее конкуренты IDC (International Data Center) и META Group - управлением эффективностью бизнеса BPM – Business Performance Management), а независимая аналитическая фирма AMR Research– управлением коммерческой деятельностью предприятия (ECM –Enterprise Commerce Management). Вне зависимости от того, какой термин используется, важно понимать, что это не просто новые названия, а существенный сдвиг в отношении к Business Intelligence как к средству повышения эффективности деятельности компании.
По прогнозам IDC, среднегодовой темп роста в сложных процентах (CAGR, Compound Annual Growth Rate) на рынке BI составит 29,6% и к 2005 году достигнет 11, 8 млн. долл.
Перечислим основные факторы, обуславливающие этот рост:- BI-средства играют все более важную стратегическую роль на предприятии. По мере того как компании все больше сосредотачивают свои усилия на повышении доходности, расширяются и обязанности главных финансовых директоров[1] и директоров по информатизации[2]. Им необходимо вырабатывать стратегические директивы, позволяющие более эффективно оценивать производительность и повышать доходность. Многие компании раздумывают над тем, как использовать BI не только внутри отделов, когда анализируется деятельность предприятия в прошлом, но и для всего предприятия в целом - для поиска путей повышения эффективности в будущем.
- Выход средств BI в Intranet и Extranet существенно расширяет круг пользователей как внутри, так и за пределами предприятия. Ответственность за эффективность деятельности компании распределяется на все внутренние уровни, а также на все звенья расширенной цепочки начисления стоимости. Web обеспечивает общую платформу для распределения информации, в результате чего доступ к данным, необходимым для принятия решения, становится проще и быстрее. Это касается всех участников бизнеса - сотрудников, клиентов и деловых партнеров.
- Повышение спроса на аналитические приложения стимулирует спрос на базовые корпоративные BI-инструменты. Разработчики предлагают широкий набор аналитических приложений для решения различных пользовательских проблем. Например, руководителям требуются сбалансированные карты показателей, приложения для бизнес-моделирования и управления на основе стоимости. С помощью этих программных инструментов они оценивают эффективность деятельности, вырабатывают корпоративную стратегию и разъясняют ее другим сотрудникам. Для распределения ресурсов и функций по всему предприятию оперативному руководству требуются программы бюджетирования, планирования, прогнозирования и оценки доходности. Высококвалифицированным аналитикам необходимы приложения, способствующие реализации правильной корпоративной стратегии в торговле, маркетинге, финансах, производстве и управлении человеческими ресурсами.
По мере перехода компаний к управлению эффективностью бизнеса, перед ними встают три основных проблемы, которые призваны решать Web-сервисы.
1. BI-интеграция.
Большинство корпораций уже вложили средства в BI-инструменты, технологии и приложения. К сожалению, решения о покупке часто принимались на уровне департаментов и подразделений, т.е. в ущерб более тщательной аналитической стратегии и тактике на уровне всего предприятия. В результате в подразделениях одной компании могут использоваться инструменты, технологии и приложения различных поставщиков, в которых задействованы различные модели данных, механизмы хранения, а также методы обмена информацией для анализа, осуществляемые с помощью различных входных и выходных интерфейсов.
По данным Gartner Group, эффективность вложений (ROI) и интегрированность в 2-3 раза выше у компаний, реализующих проекты Business Intelligence с использованием BI-оболочки.
Форматы и механизмы обмена данными и метаданными определяются с помощью следующих стандартов:- XML for Analysis (XML для анализа),
- Java OLAP API (JOLAP),
- общая метамодель хранилища (CWM – Common Warehouse Metamodel)
- расширяемый язык бизнес-отчетности (XRBL – eXtensible Reporting Business Language).
BI Web-сервисы, построенные на основе этих стандартов, упрощают интеграцию ERP/CRM/SCM систем, ETL-инструментов, Хранилищ данных, OLAP-серверов, а также средств создания отчетов и запросов.
2. Быстрое предоставление аналитических средств.
По мере увеличения спроса на BI-инструменты IT-компании вынуждены его удовлетворять, создавая все новые и новые отчеты и аналитические приложения. Необходимы средства для создания централизованной BI-инфраструктуры, которая будет управляться и поддерживаться техническим персоналом таким образом, чтобы удовлетворить аналитическим потребностям бизнес-пользователей всех уровней.
Согласно исследованию консалтинговой организации Patricia Seybold Group мы находимся в начале нового этапа, на котором разработка и поставка программ станет более эффективной, так как Web-сервисы позволят организациям быстро компоновать приложения, комбинируя J2EE- и .NET-компоненты довольно простым и безболезненным способом.
При разработке приложений с помощью Web-сервисов существует несколько методов. Например, некоторые производители уже опубликовали программные интерфейсы приложений (API) (которые передают функциональность через XML и SOAP), остальные же – пока еще только разрабатывают такие интерфейсы. На более высоком уровне предоставляются наборы инструментальных средств разработки ПО (Software Development Kits - SDK) и интегрированные среды разработки (Integrated Development Environments - IDE), которые обеспечивают полный набор компонентов для дизайна, разработки, тестирования, отладки, сборки и поддержки BI Web-сервисов.
Библиотеки компонентов Web-сервисов, такие как ETL-процедуры для транзакционных ERP-, CRM- и SCM-систем, а также предопределенные шаблоны для моделей приложений и пользовательские отчеты для различных бизнес-отраслей должны ускорить процесс анализа и могут применяться бизнес-пользователями для быстрой сборки BI-решений. Наконец, Web-сервисы позволяют поставщикам Business Intelligence быстро обеспечивать нужную функциональность для каждой конкретной BI-функции, например для тонкого клиента или для доступа к информации через электронную таблицу, созданную на базе Web.
3. BI-сотрудничество.
Для повышения эффективности использования BI, компаниям необходимо организовать тесное сотрудничество с клиентами, поставщиками и партнерами, привлекая к принятию решений пользователей на всех уровнях. Однако такое взаимодействие не ограничивается обычным совместным использованием информации с помощью Web-интерфейсов. Оно подразумевает интеграцию систем по всем бизнес-процессам и требует более динамичного и гибкого участия сотрудников различных компаний в процесс принятия решений.
Web-сервисы отделяют уровень представления от уровня логики приложения, поэтому BI можно встроить в обычные бизнес-процессы. Следовательно, управлять BI-процессом и последовательностью выполнения операций можно на основе бизнес-правил и событий. Для этого события поставляют контекст, состоящий из значений переключающих правил. Web-сервисы могут передавать этот контекст напрямую в другие процессы и другим пользователям в потоке операций, применяя форматы и механизмы передачи, наиболее удобные для каждого из них.
Пример BI Web-сервисов
Рассмотрим, как BI Web-сервисы могут принести существенную пользу для бизнеса.
Правильная оценка спроса особенно важна для сохранения рентабельности в розничной торговле и в продаже потребительских товаров. Согласно исследованию AMR, выигрыш за счет сбора информации о спросе в торговых точках и последующего ее использования при управлении цепочкой поставок может сократить недостаток или избыток складских запасов на 50%.
Одна из сложнейших проблем, с которыми сталкиваются компании, работающие в сфере развлечений и распространяющих видеокассеты в точках розничной торговли, состоит в необходимости точного планирования продаж и управления складскими запасами на уровне отдельных розничных магазинов. По оценкам одной из компаний, 50% продаж видеокассет приходится на первые четыре недели после выпуска и 80% – на первые десять недель. Соответственно, минимизировав недостаток товаров, можно максимально повысить доход от продаж новых выпусков. Но заниматься массовым выпуском и продажей продукции видео фирмы не могут, так как их доходы резко сокращаются от перезагруженности складов и расходов на распространение.
В этом примере компания использует BI-инструменты, чтобы оценить эффективность влияния различных маркетинговых программ на продажу видео и лучше выявить закономерности спроса, их связь с продуктами и их продвижением. Фирма анализирует статистику влияния рекламных акций на продажу видео-продукции в зависимости от различных параметров, как-то: категория (комедия, драма, детские фильмы), язык/география, тип носителя (VHS, DVD). Затем на основе этой информации определяют, какие маркетинговые мероприятия необходимо провести в том или ином сегменте рынка для новых выпусков. Зная влияние программ продвижения на продажи, можно точнее прогнозировать спрос.
На этом основные задачи компании, казалось бы, исчерпаны, однако работа найдется и для Web-сервисов. Например, пока еще непросто осуществлять заблаговременный сбор данных в согласованном формате о материальных запасах со всех точек розничной торговли (для того чтобы осталось достаточно времени на выпуск и распространение продукции для пополнения складов). В данном случае очевидна ценность BI Web-сервиса, который сможет выступать в качестве интеллектуального агента, выполняющего мониторинг бизнес-операций на уровне розничного магазина, преобразующего данные в стандартный формат и посылающего предупреждения о выполнении заданных условий или достижении пороговых значений.
Просмотрев последний черновик этой статьи, автор задумался: а не попал ли он на рекламную удочку? Тогда было решено проконсультироваться у коллег - инженеров и обслуживающего персонала, сведущих в вопросах практического применения BI. Вопрос стоял так: «Обоснованно ли я описываю потенциал Web-сервисов или предлагаю вымышленную BI-панацею?»
Коллеги подтвердили, что представленная здесь точка зрения вполне обоснована, но с той оговоркой, что прежде, чем мечта станет реальностью, нужно решить еще несколько вопросов. Например, для успеха BI Web-сервисов ключевую рoль играют отраслевые стандарты, но в настоящее время лишь немногие производители гарантируют соответствие своих продуктов таким стандартам, как CWM, XML for Analysis, JOLAP и XRBL. Более того, Microsoft и Oracle до сих пор не могут принять соглашение по единому OLAP API, что могло бы ускорить широкое распространение BI и развитие управления эффективностью бизнеса.
Один из коллег провел такую аналогию. До сегодняшнего дня компании использовали Web-средства Business Intelligence для создания аналитической инфраструктуры, являющейся основой управления эффективностью бизнеса. Однако построения такой инфраструктуры недостаточно – это все равно, что сделать машину без зажигания. У нее будет и мотор, и колеса, и руль, но с места она не сдвинется. Таким образом, Web-сервисы дают ключ к старту механизма управления эффективностью бизнеса, который поможет быстрее повысить доходность.
[1]Chief Financial Officer CFO
[2]Chief Information OfficerАвтор: Дэн Эверет (Dan Everett)