При внедрении высококачественных систем поставщики всегда сталкиваются с определенными трудностями. Например, необходимо организовывать работу на различных вычислительных платформах, использующих как открытые, так и "фирменные" системы; проводить интеграцию с уже имеющимися приложениями; взаимодействовать с пользователями, отличающимися по уровню технической подготовки, и т.д. С течением времени все эти задачи не теряют своей актуальности, однако современная проблема электронного бизнеса (e-business) отодвинула их на второй план.
Очевидно, что термин "электронный бизнес" воспринимается различными людьми по-разному, но для поставщиков приложений определенные его элементы имеют особое значение:
Чтобы добиться успеха, поставщикам необходимо вплотную заниматься решением этих вопросов. Для достижения лидерства на рынке уже нельзя рассчитывать только на техническое превосходство или грамотную ценовую стратегию.
Сегодня у компаний, функционирующих в различных сферах бизнеса, возникла серьезная информационная перегрузка. Количество программных систем для сбора данных растет по экспоненциальной зависимости, к ним относятся традиционные учетные системы, разработанные для мейнфреймов, ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия) и другие учетные системы, приложения электронной коммерции, а также внешние системы поставщиков, клиентов и партнеров.
Данные, собираемые из учетных систем в огромных объемах, содержат очень важную информацию, которую компании могут использовать для преобразования своего бизнеса. Самое главное здесь организовать связь компонента, обеспечивающего аналитические функции и показатели эффективности, с реальными бизнес операциями.
Например, сам по себе факт того, что продажи конкретного продукта принесли в прошлом году в определенном регионе 2 миллиона долларов, без всякого контекста не имеет особой ценности. Но если с помощью аналитических средств пользователь выясняет, что продажи этого продукта в данном регионе удвоились, тогда как в среднем по стране они снизились, - это уже повод для размышления и хороший путь к осмыслению деятельности организации.
Предлагая аналитические компоненты для оценки ведения бизнеса, поставщики программного обеспечения дают своим клиентам существенные преимущества.
Большинство поставщиков учетных систем, предлагаемых в комплекте с основным
приложением, традиционно предлагали своим заказчикам также и инструменты для
создания отчетов.
Однако со временем выяснилось, что эти системы не дают пользователям
необходимой функциональности для ведения электронного бизнеса. Заказчикам
требуются приложения, которые позволяют:
Аналитические возможности
Требования разных компаний к аналитическим функциям отличаются. Это зависит от множества факторов, в том числе и от того, кто проводит анализ и какой результат необходим. BI-средства позволяют решить эти задачи различными способами:
Из выше сказанного следует, что требования к качественному BI-инструменту весьма разнообразны. Их выполнение - непростая задача для поставщиков приложений, вынужденных предлагать наряду со своим основным продуктом также и аналитические возможности.
Обычно BI-решения входят в состав полномасштабной реализации Хранилища данных. Здесь есть ряд существенных преимуществ, в том числе сокращение потерь производительности учетной системы и интегрирование данных из нескольких источников.
К сожалению, при построении Хранилища возникает много сложностей, самая большая из них - весьма продолжительное время развертывания (часто растягивающееся на годы) и связанные с ним расходы. Учитывая скорость изменения современных требований к бизнесу, на момент завершения работ по внедрению структура Хранилища может уже и не соответствовать реальной бизнес-ситуации. Поэтому крупномасштабные Хранилища не всегда подходят для электронного бизнеса.
В качестве альтернативы многие организации выбирают витрины данных. Они представляют собой предметно- или функционально-ориентированные локальные базы данных, которые строятся во много раз быстрее, чем Хранилища.
Однако у витрин есть одна непривлекательная особенность: иногда анализ, проведенный в одном отделе, противоречит результатам, полученным в другом. Отсутствие согласованности связано с противоречивым определением общих бизнес-терминов (таких как "клиент" или "вид товара") и несоответствием данных по всей организации.
Непосредственным решением этой проблемы является создание координированных витрин данных, иначе называемое интегрированным Хранилищем.
Создание координированных витрин данных подразумевает проектирование системы для всей организации в целом и последующую детальную разработку по отдельным функциям. Такой итерационный подход снижает возможный риск и сразу дает множество преимуществ, а также позволяет со временем развивать систему, пока аналитические возможности не охватят всю деятельность организации.
Преимущества данного подхода для поставщиков приложений:
Преимущества данного подхода для заказчиков:
При выборе BI-средств для интеграции с учетной системой необходимо учитывать следующие факторы:
В следующих разделах подробно описывается процесс разработки координированных витрин для любых учетных систем.
При создании витрин данных одной из самых сложных и трудоемких задач является получение исчерпывающего набора бизнес-требований от клиента. Основное преимущество при интеграции с учетной системой, т.е. возможность быстро создать для клиента полезное программное решение, дает поставка BI-приложения совместно с бизнес-контентом (набором отчетов и моделей для анализа различных областей экономической деятельности).
В этом случае все усилия разработчика будут сводиться лишь к удовлетворению каких-либо особенных требований конкретного клиента; уже не нужно специально разрабатывать бизнес-контент, следовательно, время на сбор требований резко сократится.
Самое главное - спроектировать эффективную структуру витрины. Ведь рядовая учетная система оптимизирована только для хранения информации, поля данных распределены по тысячам таблиц. Поэтому поиск полей, описывающих конкретный запрос, - это трудоемкий, медленный процесс, отрицательно влияющий на производительность базы данных. На рисунке 1 показан пример схемы для витрины данных продаж.
Оптимизация координированных витрин заключается в создании такой структуры, которая позволила бы наиболее оперативно анализировать данные и составлять отчеты, быстро предоставляя клиенту необходимую информацию о его бизнесе. Для этой цели лучше всего подходит схема "звезда".
В схеме звезда представлено два типа таблиц - таблицы фактов и таблицы измерений. Первые содержат историю транзакций, связанную с конкретным моделируемым видом деятельности. В них хранятся соответствующие числовые показатели и поля ID (идентификаторы) для каждого из измерений.
Например, таблица фактов Продажи должна содержать поля Cusomerfact ID (Идентификатор заказчика), Salesperson ID (Идентификатор продавца), Product ID (Идентификатор продукта), Quantity Sold (Проданное количество), Discount (Скидка), Total Amount (Полный объем продаж) и т.п.
В схеме "звезда" таблицы фактов окружены вспомогательными таблицами измерений, благодаря чему пользователь может быстро углубляться в данные (drill down) для выявления корреляций между измерениями и элементами в таблицах фактов. На рисунке 2 показаны таблицы фактов и измерений для витрины данных продаж.
Формирование запросов состоит из набора простых однонаправленных объединений (таблицы фактов и каждого из измерений).
Одной из основных сложностей при создании витрин является организация трех ключевых этапов - извлечения данных из исходных систем (extract), преобразования их в нужную форму (transform) и последующей загрузки в целевую систему (load). Для этого используется специальный ETL-инструмент (Extract, Transform, Load).
Извлечение данных требует точного знания структуры исходной системы. Как правило, разработчику известны подробности построения собственной учетной системы, но иногда приходится выполнять интеграцию и c другими источниками.
Преобразование данных необходимо, так как недостающие, неполные или неточные данные ухудшают качество анализа, а следовательно, не способствуют принятию правильных бизнес решений. Процесс преобразования может заключать в себе множество функций:Преобразование также подразумевает исправление ошибок, выдачу в систему предупреждений о необходимости поддержки целостности и полезности данных.
После установки ETL-инструмент автоматически запускается по определенному расписанию.Преобразованные данные загружаются в целевые витрины данных и становятся доступными пользователю для анализа и отчетности. При этом должна быть установлена поддержка информации об измерениях для соответствующей платформы хранения/доступа.
Загрузка позволяет разработчикам сочетать OLAP для реляционных моделей и аналитику для "фирменных" баз данных, используя тем самым лучшие возможности обеих технологий и обеспечивая свободу разделения информации между базами и использования средств доступа в соответствии с конкретными требованиями. Эта гибкая возможность позволяет пересылать данные в несколько баз одновременно, например, в тех случаях, когда различным группам пользователей нужно передать различные сводки данных.В некоторых случаях создание координированных витрин данных не является срочной задачей. Там, где не оправдано создание полномасштабного решения на основе витрин данных, многие применяют BI-решения, работающие с одним приложением, использующие один куб и создающие всего несколько отчетов. Однако и крупные, и мелкие компании постепенно расширяются, используют все новые и новые источники данных (например занимаются электронным бизнесом или проводят операции через extranet, которые генерируют дополнительные объемы данных.
Таким образом, по мере увеличения количества корпоративной информации все же более актуальными становятся координированные витрины данных, имеющие следующие ключевые преимущества:
Удовлетворение требований бизнеса в современных экономических условиях требует особых усилий от поставщиков приложений. Интеграция систем, использование аналитических возможностей в учетных системах, гибкость и открытость, позволяющие реагировать на все происходящие изменения, - вот далеко не полный список стоящих перед ними задач.
И одних только технических знаний и грамотной ценовой политики теперь уже недостаточно: они дают лишь равные возможности, но отнюдь не конкурентные преимущества.
Подход к интеграции аналитических компонентов в учетную систему, предполагающий разработку координированных витрин данных, предоставляет возможность создания качественного программного решения. С помощью такого средства пользователь сможет лучше понять, насколько правильно ведется его бизнес, что позволит ему своевременно принимать координированные и продуманные решения. Это несомненно важно для бизнеса, а значит, небезразлично и поставщику программ.