- 3 сентября 2002 г.
Связывая стратегию с исполнением: Введение в управление эффективностью корпорации
Вторая статья обзора представляет технологию управления эффективностью
корпорации (синоним управления эффективностью бизнеса) с позиций аналитиков. В
ней специалисты компании Gartner дают свое определение этому направлению
Business Intelligence, приводят общие рекомендации по успешному развертыванию
CPM-системы.
Текущие реалии
Для большинства работников корпоративная стратегия и ее разработка - непостижимый, таинственный процесс, а ежегодное планирование и управление - мучительнейшее мероприятие.
В обозримом будущем многие пользователи установят огромное количество
разнообразных и разрозненных BI-технологий - большей частью реализованных в
виде приложений - усилив тем самым неоднородность CPM-решений (Corporate
Performance Management, Управление эффективностью корпорации).
Рис. 1. Мы все существуем в "прозрачном" предприятии
Методики, показатели и процессы
Для руководства компаний и менеджеров всегда было важно понимать, насколько успешно функционирует их предприятие. Однако, недавние события: крах интернет-компаний, экономический спад и серия скандалов, вызванных финансовыми махинациями некоторых корпораций, как, например, Enron, - обострили вопросы интерпретации и управления эффективностью функционирования. Подлинное испытание для многих руководителей - попытаться выяснить, как BI-приложения объединяются с методиками управления эффективностью корпорации (например, диаграмма сбалансированных оценок, Balanced Scorecard) и процессами управления (бюджетирование, планирование и прогнозирование). По определению Gartner, управление эффективностью корпорации (СРМ) - это комбинация методик, показателей, процессов и систем, используемых для контролирования и управления производительностью деловой деятельности предприятия.
Процессы | Методики | Показатели |
Разработка стратегии |
Диаграмма сбалансированных оценок |
Финансовые и нефинансовые |
Бюджетирование и прогнозирование |
Управление, основанное на стоимости (Value- Based Management)/ Экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added, EVA) |
Краткосрочные и долгосрочные |
Установка целей |
Пооперационный учет себестоимости (Activity Based Costing) |
Количественные и качественные |
Информация об эффективности работы |
Управление нематериальными активами |
"Отстающие" и "опережающие" |
Понимание неразрывности всех аспектов CPM - залог процветания компании: предприятия, которые успешно развернут CPM-решения, окажутся "первыми среди равных".
На протяжении последних 10 лет наблюдается бум методик управления эффективностью функционирования. Эти методики часто видятся удивительно простыми: применяя их, кажется, легко можно решить управленческие задачи, стоящие перед руководством компаний. Несмотря на очевидные достоинства, многие из них имеют и определенные ограничения. Ни одна из популярных ныне методик не является идеальной. По мнению Gartner, предприятия должны пересматривать эти методики и использовать те, которые имеют наиболее значимы в их бизнес-контексте. Не бойтесь комбинировать и сочетать элементы различных методик; не волнуйтесь, если какая-то из них не работает - новые методики появляются буквально каждый день!
Рис. 2. Используйте диаграмму сбалансированных оценок в период планирования
и управления
Методики сами по себе не могут удовлетворить потребностям предприятия
в управлении эффективностью функционирования. Во многих случаях безупречно
выполненные реализации методик оказываются неудачными и не приносят ожидаемых
прибылей только потому, что они не интегрированы с фундаментальными
CPM-процессами. Хотя реальное исполнение этих процессов для каждой организации
сугубо индивидуально, основные образующие элементы поразительно схожи.
Рис. 3. CPM-процессы являются ключевыми в получении исчерпывающего
представления о бизнесе
Часто использование методики диаграммы сбалансированных оценок
оказывается бесполезным исключительно потому, что эта методика не интегрирована
в CPM-процесс на операционном уровне. К 2003 году 80% предприятий, которым не
удастся успешно связать диаграммы сбалансированных оценок с периодом
планирования и управления, откажутся от этой методики и вернуться к менее
организованному набору показателей.
Рекомендации по успешному развертыванию CPM-решения
Общение с корпоративными работниками, ответственными за формулирование BI-стратегии, выявило следующий факт: большинство их понимает преимущества технологии CPM, однако не знает, с чего начать. Существует соблазн попытаться определить окончательную CPM-стратегию, но это чревато уходом в область "чистой теории": BI-специалист будет стремится описать каждый показатель, процесс и методику, необходимую компании. Вместо этого нужно выявить бизнес-проблемы и установить, как можно использовать существующие BI-приложения в качестве CPM-решения. Таким образом, можно построить схему развертывания CPM-решения.
Рис. 4. Схема развертывания CPM-решения
Как было указано выше, при построении успешной CPM-стратегии следует начать с
области (областей) бизнес-проблем. Весьма вероятно, что любое CPM-приложение,
которое разрешает бизнес-проблемы окажется более удачным, чем то, которое
функционирует в отрыве от бизнес-потребностей.
Однако, выявления проблем еще недостаточно для построения указанной схемы. Необходимо определить, можно ли использовать существующие BI-проекты и расширить их использование.
Далее, если в компании еще не используются методики управления функционирования компании, очевидно, что построение схемы развертывания CPM-решения окажется отличным стимулом для применения надлежащих методик.
После того, как все процессы, показатели, методики и связи между ними будут определены и включены в разрабатываемую схему, в нее следует добавить BI-приложения, необходимые для разрешения оставшихся бизнес-задач.
Заключение
Несмотря на то, что существует масса проблем и сложностей, которые необходимо преодолеть при развертывании CPM-решений, внедрение этих систем может принести ощутимые бизнес-преимущества. Сегодня очень немногие компании реализуют эту технологию - к концу 2002 года менее 10% "флагманов мирового бизнеса" Global 2000 введут в действие CPM-решения, однако, к 2005 году их число возрастет до 40%.
Успех CPM требует соотнесения бизнес-задач и BI-стратегии. В этом процессе BI-специалисты могут сыграть решающую роль.
Автор: Подготовлено по материалам компании <a href="http://www3.gartner.com/Init">Gartner</a>Intersoft Lab