Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Технологии Internet Intelligence для российского бизнеса

Вторая статья рубрики адресована руководителям и IT-менеджерам российских
банков и предприятий. Ее цель - показать, как с помощью технологий Internet
Intelligence достичь конкурентных преимуществ и построить эффективное
управление бизнесом.

На сегодняшний день движущей силой российской экономики во многих отношениях является информация. Информация - это те знания, которые позволяют принимать своевременные обоснованные решения и управлять бизнес-процессами.

Развитие информационных технологий постоянно расширяет возможности доставки и обработки информации. Новой, практически не освоенной в России, но весьма перспективной технологией получения и анализа бизнес-информации является Интернет-аналитика (Internet Intelligence, II).

Технологии Internet Intelligence настолько новы, что даже за рубежом их применение пока не стало массовым явлением. Но вместе с тем, передовые в технологическом плане зарубежные компании уже активно применяют достижения Internet Intelligence. Наиболее известным примером является решение, разработанное для американской технологической биржи Nasdaq Amex Market Group.

Введение в Internet Intelligence

Что же входит в понятие Internet Intelligence? Из самого названия технологии, очевидно, что она соединяет в себе две других: Business Intelligence (BI) и Internet. Такое объединение придает обеим базовым составляющим новое качество.

Действительно, традиционно BI объединяет различные средства и технологии анализа и обработки данных масштаба предприятия. Инструменты BI предназначены для многофакторного анализа данных, для оценки динамики, для выявления тенденций, для прогнозирования и используются при создании информационных систем предприятий. Их основная цель - содействовать принятию решений. Однако, средства BI изначально спроектированы для работы вне Интернет. Поэтому их применение замкнуто в рамках предприятия.

В свою очередь участие Интернет в деятельности российских банков и предприятий в основном ограничивается транспортировкой данных между различными информационными системами и их пользователями. Между тем возможности Интернет значительно шире.

Соединение современных инструментов бизнес-анализа и Интернет рождает новую технологию. Она позволяет непрерывно снабжать актуальными данными и средствами их анализа распределенных по сети Интернет потребителей информации, обладающих различными аналитическими интересами, потребностями и навыками.

Организация, внедрившая технологии Internet Intelligence для обслуживания клиентов и работы с удаленными подразделениями, получает:

  • высокую, вплоть до on-line, скорость получения огромных объемов информации,
  • быстрые ответы на произвольные аналитические запросы,
  • оперативный анализ информации и выпуск необходимых отчетов,
  • круглосуточный доступ к информации и из любой точки мира,
  • охват большого числа потребителей информации через глобальную сеть телекоммуникаций.

В итоге, применение Internet Intelligence обеспечивает предприятию преимущества в конкурентной борьбе и помогает построить эффективное управление бизнесом.

Banklist.ru - пример использования Internet Intelligence для российских банков

Реально действующим примером использования технологий Интернет-аналитики в России является Web-сайт Banklist.ru. Цель проекта Banklist.ru - обеспечить российским банкам, предприятиям и другим заинтересованным лицам и организациям быстрый доступ и эффективный анализ достоверной финансовой отчетности коммерческих банков. Эти меры направлены на повышение доверия к российским банкам, как со стороны их клиентов, так и со стороны действующих и потенциальных партнеров. Проект создан по инициативе Ассоциации российских банков и реализован под патронажем Центрального банка России.

Остановимся кратко на реализации проекта и посмотрим, каким образом решаются поставленные перед ним задачи.

Итак, Banklist.ru - это Web-сайт. В базе данных Web-сайта хранится обязательная финансовая отчетность российских коммерческих банков:

  • сводные балансы банков (форма 101),
  • отчеты о прибылях и убытках банков (форма 102),
  • расчет обязательных экономических нормативов деятельности кредитных организаций (форма 135).

Достоверность этой информации обеспечивает Центральный банк России. Информация поступает в базу данных Web-сайта с официального сайта ЦБ РФ.

В базе данных Web-сайта финансовая отчетность хранится в виде файлов специального формата - микрокубов. Микрокуб - это локальный многомерный куб (MOLAP), в котором использована специальная структура хранения данных. Она позволяет хранить и передавать через Интернет большие объемы информации в сжатом виде. Объем данных, помещенных в микрокуб, сжимается примерно в 40 раз. Например, объем файла, который содержит данные о балансах одного банка за три года (помесячно), составляет примерно 150 Кб. За счет такой упаковки достигается высокая скорость передачи данных по Интернет-протоколам, а также обеспечивается возможность их пересылки по электронной почте.

Генератор микрокубов находится у компании "БанкИнформСервис-АРБ", которая обслуживает Web-сайт Banklist.ru. Состав микрокубов на Web-сайте регулярно пополняется с периодичностью публикации обновлений финансовой отчетности коммерческих банков на сайте ЦБ РФ.

Пользователям Web-сайта Banklist.ru предоставляется аналитическая составляющая - специальная программа для просмотра данных микрокубов и их многомерного анализа по технологии OLAP (On-line Analytical Processing). С ее помощью можно найти и открыть для анализа любой микрокуб непосредственно с Web-сайта или с диска персонального компьютера. Микрокуб содержит динамическую OLAP-таблицу и синхронную диаграмму. В таблице можно выполнять анализ данных микрокуба. Можно детализировать и обобщать данные, фильтровать показатели и т.д. Все эти операции выполняются с помощью мыши. После выполнения каждой операции данные пересчитываются, а график перерисовывается. Например, в микрокубе по обязательным экономическим нормативам банка можно практически мгновенно получить динамику каждого норматива за несколько лет. Таким образом, пользователь, например аналитик, может самостоятельно исследовать финансовые показатели деятельности банка в различных разрезах. В итоге он без помощи программистов может построить множество отчетов, характеризующих финансовое состояние и устойчивость банка. На основе этой информации можно судить о надежности и стабильности каждого конкретного банка.

Доступ к микрокубам - платная абонентская услуга. Оформивший подписку на сервис, может работать со всеми микрокубами базы данных Web-сайта Banklist.ru. Кроме того, всем абонентам ежемесячно рассылаются обновления микрокубов.

Для реализации проекта Banklist.ru использовано аналитическое программное обеспечение, разработанное российской компанией Intersoft Lab:

  • Контур CubeMaker - генератор микрокубов,
  • Контур OLAPBrowser - специализированный броузер для OLAP-анализа микрокубов и работы в Интернет.

Технологии Internet Intelligence для российских банков и предприятий

Технология OLAP-анализа через Интернет, которая была использована при создании сервиса Banklist.ru, универсальна. Она не имеет финансовой или иной направленности и может использовать в качестве источника любую базу данных или Web-сайт. Поэтому технология анализа с помощью микрокубов может быть успешно применена для решения различных задач российских банков и предприятий: информационной поддержки клиентов, удаленных филиалов, пользователей внутрикорпоративных финансовых баз данных и т.д.

Перечислим несколько вариантов применения Internet Intelligence для российского бизнеса:

  1. Удаленная информационно-аналитическая поддержка подписчиков информационных агентств.
    Информационные агентства могут ежедневно предоставлять своим заказчикам аналитические проспекты биржевых индексов, котировок акций, облигаций, векселей, ставок ГКО и ОФЗ, а также биржевые курсы валют и динамику валютного межбанка в виде микрокубов. В результате, подписчики информационных агентств будут не только своевременно обеспечены актуальными и архивными данными, но и получат возможность с помощью современных OLAP-инструментов анализировать динамику показателей, выявлять зависимости, отслеживать и исследовать тенденции. Такой сервис поднимет обслуживание подписчиков на новый качественный уровень.
  2. Информационное сопровождение участников фондового рынка.
    Технологии Интернет-аналитики будут эффективны в задачах раскрытия информации о профессиональных участниках фондового рынка. Аналогично Banklist.ru, в микрокубах могут рассылаться участникам НАУФОР ежеквартальные отчеты эмитентов эмиссионных ценных бумаг, ежедневные итоги торгов эмитентов на организованном биржевом рынке, рэнкинги и рейтинги предприятий и участников фондового рынка по различным показателям. С помощью OLAP-сервиса потребители могут исследовать финансовое состояние эмитентов и оценить их устойчивость.
  3. Информационно-аналитическое обеспечение участников электронных торговых систем (бирж).
    Электронные биржевые площадки с помощью технологии OLAP-анализа через Интернет могут повысить качество информационно-аналитическое обеспечение своих участников. Например, через официальный Web-сайт торговой площадки можно регулярно предоставлять членам биржи концентрированную в одном файле актуальную информацию по котировкам ценных бумаг различных эмитентов: государства, торгово-промышленных компаний и кредитных учреждений. Для просмотра и анализа такой информации может быть применена персональная OLAP-система.
  4. Организация внутрикорпоративного взаимодействия.
    Для многофилиальных корпораций и банков применение технологий Internet Intelligence будет полезно в управлении удаленными подразделениями и дочерними компаниями. В виде микрокубов филиалы могут получать из Центрального офиса управленческую и аналитическую отчетность о результатах своей деятельности, информацию о состоянии партнеров, поставщиков и банков-корреспондентов, финансовых показателях деятельности корпоративных клиентов.
  5. Информационное обеспечение клиентов банков и партнеров предприятий.
    Клиентам банка можно предоставлять в микрокубах информацию об операциях по их счетам за истекший месяц в различных разрезах - по датам, счетам, валютам, в корреспонденции с получателями и отправителями средств, назначением платежа и т.д.
    Заказчики оптовых торговых предприятий могут получать в виде микрокубов прайс-листы на сотни тысяч наименований товаров с описанием системы скидок. Анализируя прайс-листы, покупатели будут формировать для себя выгодные партии заказов. Такой сервис обязательно повысит престиж торговой организации в глазах ее партнеров, и будет способствовать привлечению новых заказчиков.
  6. Информационный сервис для потенциальных клиентов.
    На Web-сайте банка в свободном доступе могут быть выложены аналитические базы данных по курсам покупки-продажи валют в обменных пунктах банка, динамики изменения процентных ставок по видам кредитов, сравнительных таблиц по банковским услугам и т.д. для потенциальных клиентов.
    Аналогичным образом на Web-сайтах торговых или промышленных предпрятий можно поместить прайс-листы на приобретение товаров и изделий у продавцов и изготовителей. Для просмотра и исследования информации Web-сайте может бесплатно предлагаться персональная OLAP-система. Подобные решения должны стать хорошим маркетинговым ходом для привлечения клиентов.

Автор: Юлия Амириди - руководитель информационного отдела компании Intersoft Lab