Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Inside UDDI

На UDDI.org появилась версия 2.0 спецификации UDDI, которая поможет
компаниям находить друг друга в Интернет. Universal Description, Discover and
Integration Registry, поддерживаемый более чем 280 компаниями, похоже, выстоял.
Но многие предприятия все еще даже не пробовали его использовать. Данная статья
представляет собой рассказ Криса Курта (Chris Kurt), руководителя программы на
UDDI.org (и одновременно руководителя групповой программы web-сервисов в
Microsoft) о принципах работы UDDI и о том, с чего лучше начать его
использование.

Что это такое?

UDDI обеспечивает метод описания бизнеса и предлагаемых им web-сервисов на основе XML. UDDI Business Registry представляет собой базу данных общего пользования, в которой компании сами себя регистрируют.

Сегодня UDDI-реестры общего пользования являются полностью действующими. Бета-тестирование было закончено в начале мая. IBM и Microsoft уже ведут базы данных общего пользования. Ariba выпала из борьбы, а Hewlett-Packard запустит третий реестр во второй половине этого года.

Возможности UDDI - это возможности незапланированного поиска новых бизнес-партнеров и бизнес-процессов. Если мир web-сервисов будет процветать, компаниям потребуется единый автоматизированный способ поиска друг друга на просторах Интернет и определения совместности систем и приложений.

Вкратце, UDDI позволяет компаниям три вещи:

  1. Находить друг друга.
  2. Определять способ их взаимодействия по Интернет.
  3. Организовывать общий доступ к информации через открытый глобальный реестр.

Дополнительную информацию по UDDI можно получить на UDDI.org, где вы найдете статьи, технические описания и копии спецификации. Там вы также найдете интерфейс на основе броузера для регистрации вашего бизнеса и услуг, а также для поиска потенциальных торговых партнеров.

Но, по словам Криса Курта, попытки встроить такой интерфейс в UDDI-реестры "только поцарапали крышку UDDI-функциональности". Самые находчивые из IT-организаций могут развивать специфические возможности и базу данных еще дальше, присоединяя к ним прочие актуальные технологии - такие, как SOAP (Simple Object Access Protocol) и другие сервисы на основе XML для непосредственной интеграции UDDI в свои приложения.

Что внутри

По словам Криса Курта, компаниям следует начать с доскональной инвентаризации информации, являющейся ключевой для компании и бизнес-процесса. "Следует серьезно подумать о том, как ваш бизнес связывается с партнерами в электронной среде", - рекомендует Курт. - "Необходимо обратить внимание на сервисы, которые компания совместно с бизнес-партнерами предоставляет сегодня в Интернет". Начните с начала. Предоставляет ли ваша компания специальный адрес электронной почты для запросов клиентов и партнеров? Какие сервисы предлагаются на сайте вашей компании? FedEx, например, обеспечивает web-интерфейс для отслеживания пакетов. Это web-сервис, достойный регистрации в базе данных UDDI.

"Составьте опись ваших бизнес-процессов и начинайте их перевод в предоставляемые вами коммерческие сервисы", - советует Курт. - "И не ограничивайте свою фантазию сервисами, поставляемыми через броузеры. Даже если исключить броузер, остается набор сервисов, которые может предлагать любая компания и которые могут использоваться любым устройством просто с помощью представления их через XML и SOAP".

После составления этой исходной описи, обратитесь к спецификации UDDI за помощью в деле описания каждого из бизнес-процессов или образа действий. Специфические возможности и реестр обеспечивают метод описания любого процесса как сервиса, не зависящего от своего поставщика или получателя. Такие описания на языке UDDI называются "T-Models". Каждое описание получает, кроме всего прочего, уникальный идентификатор, помогающий находить их компаниям и, что важнее, другим приложениям.

Развитие UDDI происходит постепенно, кирпичик за кирпичиком. "Если описание для web-сервиса, который вы собираетесь предложить, уже существует - используйте его", - рекомендует Курт. - "если же нет, у вашей компании может появиться возможность создать новую T-Model, описывающую уникальный web-сервис. В идеале сервисы описываются с помощью Web Services Description Language (WDSL), описывающего "входящие и выходящие из web-сервиса XML-сообщения".

База данных, предназначенных для UDDI web-сервисов, будет органично расти. В ряде случаев организации вроде RosettaNet и поставщики - например, разработчики приложений для сети поставок, а также крупные организации - такие, как Ford или любой другой промышленный консорциум вроде Covisint - будут описывать целые пакеты групп сервисов и интерфейсов. В иных случаях компании могут добавлять эти группы по одной.

В целом, UDDI принимает и организует информацию трех типов в три обширных категории:

  • Статьи, содержащие адреса, контакты и известные идентификаторы.
  • Справочную информацию, включающую промышленное категоризирование на основе стандартной классификации.
  • Техническую информацию, о сервисах, предлагаемых бизнесом, включая ссылки и интерфейсы к поставляемым компанией сервисам.

Философия UDDI

UDDI представляет собой хороший пример того, что происходит, когда разработчики начинают задумываться о доставке приложений в виде сервисов. Реестр невелик (он не содержит информации - только ссылки на нее), построен на основе сообщений (соединения осуществляются путем передачи XML-документов, а не жестко запрограммированной интеграцией) и поддерживает распределенные приложения (даже если справочная база данных относительно централизована).

Сегодня UDDI требует слишком много ручной работы.

Весь объем возможностей UDDI проявится, когда средства разработки будут автоматически создавать WDSL-файлы для описания вновь созданных приложений и доставлять их напрямую в UDDI-базы данных общего пользования. Не менее важными будут и UDDI-ссылки в рамках ключевых корпоративных приложений - например, ERP, цепи поставок и снабжения. Такие приложения должны будут уметь отображать предлагаемые ими web-сервисы как часть процесса своей установки.

UDDI относится к незапланированным бизнес-отношениям - "изысканиям", как предполагает его название. В этом смысле долговременные бизнес-партнеры могут сообща использовать свои web-сервисы более прямым образом. "Но электронный бизнес растет", - говорит Курт, - "И компании будут регулярно оценивать новых поставщиков, а также изыскивать автоматизированные способы получения информации о новых web-сервисах и интерфейсах, предлагаемых их нынешними партерами.

UDDI-реестры общего пользования, развиваемые UDDI-базами данных сообщества частных поставщиков должны уметь работать с таким диапазоном отношений в сфере электронного бизнеса.

Между тем, версия 2.0 UDDI, запланированная к выпуску в июне 2001 года (опубликована 18.07.2001 года. Подробнее см. новости на www.uddi.org и на www.the451.com - прим. перев.), войдет в число прочих улучшений, поддерживающих более богатую палитру стандартов для лучшего отражения сложности предприятий и различных типов описываемых ими web-сервисов. Не вызывает сомнений, что UDDI и модель web-сервисов, которую он призван поддержать находится пока в стадии становления. Но до настоящего времени группа UDDI.org активно двигалась в направлении общедоступной реализации и держалась в стороне от политики.

Автор: Ричард Карпински (Richard Karpinski)