Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

DWH-студия "Контур Корпорация"

Материалы второй статьи рассказывают о возможностях продукта компании
Intersoft Lab - DWH-студии "Контур Корпорация". Читатели смогут ознакомиться с
предпосылками ее появления, а также разобраться в ее структуре, объектах,
инструментах, интерфейсах и приложениях. Наряду с другими аспектами, в статье
дан обзор современных технологий, заложенных в ее основу, и кратко описан
процесс создания Хранилища данных и приложений на базе DWH-студии "Контур
Корпорация".

Актуальность Хранилищ данных

Почему сейчас Хранилища данных актуальны для банков, предприятий и государственных организаций? Потому что первичный этап автоматизации уже пройден, в организациях накоплены большие объемы информации в разнородных прикладных системах. Однако любая информация должна быть доступна для тех, кто принимает решения. Оперативные информационные системы (OLTP) не обеспечивают этой потребности в силу своей специфической внутренней структуры, оптимизированной для выполнения операций, а не для ее анализа, разрозненности баз данных, недоступности для руководства баз данных удаленных филиалов. Решением этой проблемы является применение новых информационных технологий Data WareHouse, OLAP, Internet.




Хранилище данных состоит из:

  • БАЗЫ ДАННЫХ: реляционной и/или многомерной - для хранения любых данных;
  • СРЕДСТВ ЗАГРУЗКИ: процедур и технологий загрузки, очистки, структуризации данных - для сбора качественных данных;
  • СРЕДСТВ АНАЛИЗА: OLAP, Data Mining, поиск, визуализация, отчеты - для эффективного использования данных.

Универсальные Хранилища данных не содержат предопределенных бизнес-объектов. Фактически это базовое программное обеспечение, не привязанное к какой-либо предметной области и содержащее кроме реляционной или многомерной СУБД инструменты проектирования специфической структуры хранилища данных, алгоритмов загрузки и очистки данных, алгоритмов агрегации, генераторы запросов и другие инструменты.

Средства анализа могут являться составной частью Хранилища, или отдельными продуктами. Так часто в качестве аналитического front-end поставщики Хранилищ данных предлагают универсальных OLAP-клиентов собственной разработки или разработки третьих фирм.

Предпосылки появления Студий для построения Хранилищ данных

Статистика внедрения Хранилищ данных, накопленная на Западе, показывает, что это весьма непростая и затратная задача. Применение универсальных средств приводит к 60-80% незавершенных проектов по созданию Хранилищ данных. Адаптация ранее созданных Хранилищ данных не позволяет выполнить существенные изменения для нового заказчика.

Это связано с большим объемом работ по анализу предметной области и настройке Хранилища данных. В результате этого опыта появился новый класс инструментальных информационных систем - студии для построения Хранилищ данных, которые устраняют недостатки первых двух подходов.

Основное отличие студий от универсальных Хранилищ данных состоит в том, что в них содержатся заранее предопределенные бизнес-объекты, которые вбирают в себя опыт внедрения Храгнилищ данных в сходных отраслях или для сходных задач. Поэтому построение Хранилища данных в организации начинается не с нуля, как в случае с применением универсальных Хранилищ данных, а с некоторой степени готовности. Пропускается этап проектирования таблиц Хранилища данных и сразу начинается его настройка на уровне описания свойств уже реализованных бизнес-объектов. Это дает значительный выигрыш в сроках и стоимости проекта, а также снижает риск его неудачи.

"Контур Корпорация.Студия" компании Intersoft Lab - это современная студия для построения Хранилищ данных. Фактически она представляет собой конструктор для построения деловых Хранилищ данных и средство исполнения приложений - настроек Хранилища. "Контур Корпорация.Студия" не является универсальным Хранилищем данных, ее область применения ограничена созданием Хранилищ деловых данных, описывающих деятельность банков, предприятий, государственных организаций.

Создание Хранилища данных

Процесс создания Хранилища данных при помощи программного продукта "Контур Корпорация.Студия" состоит в описании структуры и атрибутов данных и алгоритмов (расчетов показателей, алгоримов консолидации и т.д.). Для этого используются предопределенные объекты Студии - клиенты, ОШС, бизнес-операции, счета, документы и др. Описание объектов выполняется в специальных интерфейсах системы. При этом происходит:

  • Автоматическая генерация таблиц и процедур по вводу, поиску, выборке, удалению и изменению данных.
  • Автоматическая генерация XML-шаблонов для загрузки данных, процедур загрузки и очистки данных.
  • Автоматическая генерация интерфейсов поиска, просмотра, анализа, ввода и изменения данных.


Вся совокупность настроек хранилища может быть выгружена в специальный файл в XML-формате - "Приложения", например, для дистрибуции. Новая копия Хранилища данных может быть настроена автоматически путем выполнения файла приложения.

Состав "заготовок" Студии

Предопределенные объекты студии служат "заготовками" для создания "Приложения" - полностью законченного индивидуального или производного тиражного продукта. Так заготовка "Субъекты" используется для настройки структур хранения данных о клиентах, контрагентах, конкурентах и т.д. Для этого требуется описать типы субъектов и их реквизиты.

Заготовка более высокого уровня - "Бюджет" применяется для реализации конкретной методики бюджетирования банка, предприятия, государственных органов. Реализация методики состоит в настройке состава статей бюджета, организационной и финансовой структуры организации, алгоритмов расчета статей, отчетов.


Объекты хранения данных:

  • Организационно-штатная и финансовая структура, субъекты отчетности, личные дела сотрудников, взаимосвязи по должности.
  • Карточки клиентов и контрагентов: регионы, сферы бизнеса, группы надежности.
  • Бизнес-операции, технологические операции, продукты и услуги.
  • Финансовые инструменты - валюты, ценные бумаги, объекты материального учета.
  • Синтетические(балансовые) и аналитические(лицевые) счета, показатели, статьи бюджета, символы учета.
  • Документы - договора, платежные документы, контракты, ордера, счета-фактуры.
  • Нормативно-справочная информация.


Инструменты использования данных Хранилища:

  • Навигаторы для поиска, выборки, группировки данных Хранилища.
  • OLAP-витрины, тренды, кластерный и факторный анализ, Data Mining, функции BI.
  • Интерфейсы просмотра, ввода и редактирования объектов хранения.
  • Встроенные генераторы отчетов.
  • Средства создания производных финансовых показателей.

Специализированные интерфейсы Студии:

  • Интерфейсы поиска информации и анализа документов, клиентов, контрагентов, сотрудников, организационной структуры.
  • Счета и показатели - комплексная информационная структура любой Автоматизированной банковской системы или бухгалтерии предприятия.
  • Интерфейсы планирования и анализа бюджета, движения денежных средств, кадрового анализа Каталоги и папки отчетов.

Приложения, реализованные на основе Студии

На основе студии создаются приложения как самой компанией-разработчиком, так и независимыми разработчиками и самими пользователями. Приложение - это совокупность настроек студии, таких как типы документов, планы счетов, реквизиты клиентов, формы отчетов и т.д. Так компания Intersoft Lab на базе DWH-студии "Контур Корпорация" создала приложения для банков "Управление филиалами" и "Бюджет банка". В результате появились новые программные продукты, предназначенные для тиражного распространения. Формула поставки такого продукта выглядит следующим образом: Продукт = Студия + Приложение. Возможны более сложные комбинации, когда в один продукт входит несколько приложений.


Контур Корпорация.Управление филиалами

Этот программный продукт предназначен для сбора первичной информации из филиалов организации: клиентов, счетов, документов и проводок всех филиалов. На основе собранной информации автоматически вычисляются балансы и финансовые показатели и выполняется:

  • Внутренний контроль и аудит деятельности филиалов
  • Анализ клиентской базы, продуктов и услуг филиалов
  • Управление персоналом и анализ кадрового состава филиалов
  • Выпуск обязательной и налоговой отчетности филиалов, консолидированных отчетов

Контур Корпорация.Бюджет

Система содержит планы бюджетных статей и планы счетов, бюджетные документы, алгоритмы расчетов, форматы и механизмы импорта данных из внешних систем. Она автоматизирует планирование, управленческий учет , контроль исполнения и анализ бюджета. Программный продукт "Контур Корпорация.Бюджет" включает в себя приложение "Управление филиалами", что обеспечивает интеграцию бюджета с бухгалтерским учетом. Реализация системы бюджетирования на базе Хранилища данных позволяет использовать для расчета бюджетов все необходимые данные: договора, платежные документы, графики платежей хозяйственной и бизнес-деятельности и т.д.

Автор: Владимир Некрасов, Технический директор компании Intersoft Lab