Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Природа управленческого учета: вчера, сегодня, завтра

Если благодаря статьям предыдущего номера вы смогли разобраться в сущности
управленческого учета и его основных аспектах, то теперь настало подходящее
время для обзора истории и перспектив развития данной области, а также
конкретных примеров применения управленческого учета в компаниях. Поэтому
первой статьей рубрики в данном случае стал материал, подготовленный на базе
результатов исследований особенностей эволюции управленческого учета,
проводившихся специалистами Манчестерского Университета Великобритании. Его
заголовок достаточно полно отражает его содержание.
 

Споры о степени изменения управленческого учета не утихают уже несколько лет. В середине 80х годов бытовало мнение, что управленческий учет не претерпел значительных изменений с начала 20 века и поэтому давно утратил свое основное назначение - поставлять руководителям информацию для принятия решений. Однако с того времени существенно возросли и технологические возможности бизнеса и острота конкуренции на рынке. За эти годы появились новые организационные структуры и были разработаны не существовавшие ранее подходы к управлению бизнесом - в частности, были введены в практику исчисление себестоимости по объему хозяйственной деятельности (ABC-costing) и стратегический управленческий учет. С другой стороны, традиционная практика учета не спешит уступать свои права новым технологиям. Все это вызвало интерес специалистов Манчестерского университета Великобритании, задавшихся вопросом, насколько развитие управленческого учета соответствует быстро меняющимся технологической и организационной средам бизнеса. Исследования данной проблемы, проводившиеся на базе 12 компаний и продолжительного изучения 8 конкретных примеров в течение 3-5 лет, показали, что управленческий учет, безусловно, меняется. Однако не столько благодаря технологическим новациям, сколько относительно способа его использования. Кроме того, исследования выявили и потребность в новом типе специалистов-аналитиков, появившуюся после кризиса, охватившего эту профессию еще в конце 80х годов.

Внешние факторы, вызвавшие изменение управленческого учета

Специалисты Манчестерского университета не делали попыток оценить степень влияния каждого фактора - они просто определили аспекты, воздействие которых на управленческий учет особенно подчеркивалось большинством руководителей, аналитиков и бухгалтеров. Все эти факторы:

  • Экономические факторы:
    • рост конкуренции в экономике;
    • глобализация экономики;
  • Технологические факторы:
    • компьютеризация и автоматизация;
    • развитие информационных технологий;
  • Организационные факторы:
    • разделение компаний, сужение специализации;
    • заключение договоров на выполнение вспомогательных работ (outsourcing),
в совокупности и образуют новые способы и пути использования традиционного управленческого учета.

Изменения природы управленческого учета

Оспаривание важности управленческого учета, популярное в 80х годах, происходило главным образом от преобладания в организациях систем, существовавших исключительно для выполнения внешних требований бизнеса (к таковым, например, относились системы финансовой отчетности). Поэтому прочие продукты, обслуживающие учет, вынуждены были пользоваться информацией, подготовленной для таких систем, что сразу и безоговорочно снижало их значение по сравнению с любой их этих систем.

Так что в нынешнем изменении природы управленческого учета главную роль сыграли новые информационные технологии, причем не только возросшая мощность современных систем, но и, одновременно, - развитие технологий хранения данных, сумевших поставить огромные объемы всей имеющейся в компаниях информации на службу современному бизнесу. Все это постепенно освобождает предприятия от необходимости поддерживать дополнительные системы, выполнявшие отдельные специфические задачи.

Системы хранения информации

Современные системы хранения информации позволяют анализировать одни и те же данные с различных точек зрения. Это делает возможным построение единой информационной системы, удовлетворяющей потребностям различных пользователей и содержащей множество специфических подсистем. Что, в свою очередь, позволяет гораздо точнее распределить информацию по уровням компетентности сотрудников через организацию групп доступа, причем информация, как уже говорилось, доступна сразу и непосредственно с рабочего места сотрудника. Все это коренным образом отличается от традиционного подхода, при котором руководители и менеджеры были вынуждены обращаться за больше частью необходимой им информации к финансовым подразделениям предприятия. Все это не исключает возможности ведения сотрудниками собственных неформализованных баз данных, однако вся информация в целом и все основные данные содержатся в центральной системе учета и обслуживаются ею.

Таким образом, и финансовый учет, и управленческий становятся просто отдельными функциями (или приложениями) единой информационной системы компании. Это существенно повышает их ценность для пользователей, так как таким образом любой вид учета теперь базируется не на специфических данных какой-либо из систем, выполняющей конкретный вид обработки, а использует весь объем имеющейся на предприятии информации. Финансовые специалисты компании, хотя, как правило, и принимают участие в разработке и обслуживании информационной системы, тем не менее, больше не являются основными поставщиками информации, и поставлены в общий ряд пользователей этой системы.

Основными функциональными элементами системы, объединяющей финансовый и управленческий учет, являются "Главная бухгалтерская книга" (General ledger) и "Вспомогательные книги аналитического учета" (Subsidiary ledgers). В различных системах эти элементы имеют несколько отличающееся значение, однако общая структура совпадает.

Главная бухгалтерская книга учитывает Активы, Задолженности, Фонды, Банковские счета и используется в основном бухгалтерией предприятия.

Книги аналитического учета представляют интерес для более широкого круга пользователей, поскольку именно в них отражаются подробности финансовой деятельности компании.

Децентрализация учета

Одним из результатов описанного выше развития технологий учета стала так называемая децентрализация учета. Сегодня вся информация - бюджеты, расхождения, текущие показатели, - может быть доступна различным подразделениям и специалистам на всех уровнях организационной иерархии. И даже компании, еще не внедрившие единую автоматизированную систему, стремятся соответствовать современным стандартам учета, предоставляя децентрализованный доступ к информации пользователям своих небольших специализированных систем. При этом децентрализация учета закономерным образом вызвала изменение и перераспределение функциональных обязанностей между подразделениями компаний. Например, управление стоимостью передано от экономистов к менеджерам, что, в свою очередь, привело к углублению представлений менеджеров об экономических аспектах выполняемой ими работы.

Таким образом, с развитием технологий учета число экономически грамотных специалистов в нефинансовых подразделениях предприятия существенно растет. Расширяется круг сотрудников, способных получать, анализировать и использовать информацию без вмешательства экономистов. Значительное число руководителей, не имеющих специализированного экономического образования, демонстрируют исключительно высокий уровень понимания систем учета и соответствующей информации.

Однако все это не исключает существования потребности в экономистах и аналитиках, которые могут обеспечить более объемный анализ бизнеса на основании имеющегося у них общего представления об экономической взаимосвязи различных составляющих бизнеса, что позволяет им давать предоставлять рекомендации относительно экономического аспекта влияния тех или иных преобразований в одной из областей бизнеса компании на всю ее деятельность. По сути, экономисты-аналитики рассматриваются сейчас как специалисты, способные анализировать всю деятельность компании в целом.

Прогнозирование

Обычно бюджеты, наряду с другими финансово-экономическими документами, составляются согласно требованиям учета на данном предприятии. Часто они воспринимаются как навязанные извне, даже в тех областях, в формировании которых принимали участие конкретные подразделения и сотрудники. Естественно, как правило, по прошествии года актуальность бюджета утрачивается.

Сегодня больше внимания уделяется не бюджетам, а прогнозам. В отличие от бюджетов, прогнозы - регулярные, составляемые на несколько предстоящих месяцев, или годовые, - подразумевают существенное участие именно менеджеров и руководителей, а не экономистов, способных на более детальный анализ информации по конкретным областям бизнеса. Такое участие исключает возникновение ощущения "навязанности" полученных данных извне. Кроме того, прогнозы ориентированы на перспективу и развитие бизнеса, что исключает быструю потерю ими актуальности.

Коммерческий аспект управленческого учета

Исследования специалистов Манчестерского университета показали также, что меняется общее восприятие учета: от представлений об учете как об исключительно финансовом механизме предприятия руководители переходят к осознанию его коммерческого значения. Именно управленческий учет вызвал тенденцию, в соответствии с которой сохранение прибыльности компании стало более важной задачей, чем получение сиюминутной выгоды, что принесло огромную пользу не только самому бизнесу, но и потребителям. Именно благодаря этому сформировался стратегический подход к управлению предприятием. К тому же вследствие использования систем управленческого учета в анализ вовлечено множество мелких деталей бизнеса, появились так называемые "функциональные показатели", используемые для анализа реальных бизнес-процессов. Все это в совокупности способствует принятию более обоснованных и конкурентоспособных управленческих решений.

Стратегический аспект управленческого учета

Такая коммерческая ориентация учета вызвала появление ряда нефинансовых показателей - например, таких популярных сегодня в мировой экономике, как показатели удовлетворенности потребителей и показатели качества, появление которых в "докоммерческую" эпоху учета было просто невозможным. Таким образом, компании получают расширенные возможности анализа и оценки большего числа критических для бизнеса факторов.

По отзывам самих руководителей, управленческая отчетность предоставляется самими руководителями в ходе ежемесячных совещаний, и весь процесс ее рассмотрения и обсуждения "занимает минут 20, даже с учетом времени, потерянного на шутливых комментариях участников совещания".

Однако ежемесячная информация из управленческих отчетов нуждается в соотнесении с широким спектром различных показателей, что позволило бы связать финансовые результаты со стратегическими результатами проведенных мероприятий. Таким образом, функцией аналитика становится соединение широкого взгляда на бизнес, выраженного в терминах функциональных показателей, с более узким финансовым представлением, отраженным в отчетности. Экономист-аналитик должен иметь достаточно широкое видение бизнеса, что подразумевает изменение требований к специалистам такого рода.



Автор: По материалам зарубежных сайтов