Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Бархатная революция в корпоративном репортинге

В этом номере темой рубрики "Информационные технологии для бизнеса" является
корпоративный репортинг. Если в нашей стране это понятие пока новое, то
зарубежные фирмы уже рассматривают его как несколько устаревшее и нуждающееся в
современных усовершенствованиях.
Сегодня предлагается множество новых технологий, очень хорошо подходящих для
использования в области репортинга. Например, одна из них - использование
Интернет для получения отчетности из Хранилищ данных. Этой теме целиком
посвящены материалы другой рубрики нашего Жрунала - "Технологии DWH и OLAP".
А пока давайте посмотрим, что же такое "корпоративный репортинг"? Для чего
нужны все эти отчеты, и какими они должны быть? Каковы тенденции и сложности
развития этой области? В данном разделе Журнала мы постараемся ввести читателя
в курс дела и дать ответ на все эти вопросы.
Первая статья рубрики расскажет вам о том, какие цели преследует корпоративный
репортинг и каковы его перспективы с точки зрения зарубежных специалистов.

Под воздействием мирового рынка ценных бумаг и мощных технологий корпоративный репортинг переживает в настоящее время настоящую бархатную революцию. И эта революция затрагивает компании многих стран.

Нагляднее всего видно, что международные инвестиции сегодня нуждаются в прозрачности мировых рынков ценных бумаг. Высказываются требования принять единую систему репортинга в интересах этих рынков - единую систему бухгалтерских расчетов и единый стандарт управления предприятием, проведения аудита и регулирования рынка во всем мире.

Разработка такой единой системы для репортинга в области рынков ценных бумаг является насущной необходимостью; реализация ее станет основной задачей бухгалтеров, работающих в сфере бизнеса и государственного управления. Повсюду в мире значительное число зарегистрированных компаний и многие из желающих зарегистрироваться на рынке в настоящее время формируют свои финансовые данные с помощью правил, которые просто не удовлетворяют требованиям прозрачности, выдвигаемым мировыми рынками ценных бумаг. Это положение должно измениться, причем достаточно быстро.

Единой системой финансового репортинга завтрашнего дня скорее всего не будет ни американский GAAP, возможно излишне связанный с системой учета конкретной страны и имеющий правила, слишком сложные для быстрого и повсеместного их принятия, ни International Accounting Standards (IAS) в их нынешней форме; все это требует серьезных изменений. Реорганизованный Комитет IAS (International Accounting Standards Committee) должен взять лучшее от всего, что есть в настоящий момент и разработать среду, которая требует высокой стандартизации и тщательной проработки, имеет возможности для учета меняющихся требований любого бизнеса и заслуживает всеобщего признания.

Однако задачи корпоративного репортинга завтрашнего дня представляются даже более объемными, чем необходимость гармонизации мирового бухгалтерского учета.

Последние исследования показывают, что сегодня для большинства областей бизнеса указываемая в отчетах прибыль продолжает оставаться, несомненно, единственно важным фактором изменения курса акций. Никто не спешит хоронить традиционный финансовый репортинг. Однако его доля в общем объеме информации, используемом инвесторами при принятии долгосрочных решений, становится все меньше. Для преодоления ограничений, накладываемых финансовым характером сегодняшней отчетности, необходимо разработать новый тип корпоративной отчетности - оценочный репортинг (value reporting) - который отражал бы в большей мере не прошлое, а будущее компании и содержал бы как финансовые, так и нефинансовые показатели работы предприятия.

Сейчас уже ясно, что постоянно растущее число ведущих компаний из различных частей света и всех областей бизнеса уже берут на вооружение понятия и методы, свойственные программе общего оценочного репортинга.

Исследования европейских компаний подтвердили, что инвесторы требуют информацию по шести ключевым факторам долгосрочной оценки - прибыли, движению наличных средств, доле, занимаемой компанией на рынке, развитию рынка, а также плану стратегического развития и объемам капвложений. Три из этих шести факторов представляют собой нефинансовые показатели. Инвесторы желают также знать мнение потребителей и сотрудников и спектр новых продуктов конкретной компании. Вот как раз те несколько нефинансовых параметров, которые хотя и игнорируются сегодняшней финансовой отчетностью, но, тем не менее, стоят в ряду основных факторов, определяющих функционирование предприятия.

Реализация оценочного репортинга для управления предприятием действительно очень перспективна. Менеджеры высшего звена вынуждены работать под все возрастающим давлением со стороны финансовых рынков, когда в зависимость от их работы поставлено существование компании. Инвестирование средств в оценочный репортинг поможет руководству продемонстрировать, как образуется биржевая стоимость акций, однако при этом такой репортинг может раскрыть те области, где имеются размытые показатели или нецелевое использование инвестиций. Большая степень прозрачности, являющаяся следствием оценочного репортинга, приводит к улучшению понимания положения компании, что, в свою очередь, влияет на отношение инвесторов к вложениям в данное предприятие. Все это в итоге дает серьезные конкурентные преимущества: снижение стоимости капитала и улучшение биржевой стоимости акций.

Несмотря на эффективность, программа общего оценочного репортинга должна подкрепляться надежными технологическими решениями, объединяющими внутренние информационно-управленческие системы и внешний репортинг. Такой подход будет охватывать все потребности компании - от стратегического планирования до управления работой предприятия и отчетностью, предоставляемой акционерам.

В частности компания PricewaterhouseCoopers совместно c Американским Институтом сертифицированных аудиторов (American Institute of Certified Public Accountants) работает над проектом применения языка XML (Extensible Mark-Up Language) для внешнего репортинга. Имея те же корни, что и HTML, язык Интернета XML снабжает тэгами данные таким образом, что их может понять любой пользователь и любая компьютерная платформа. С помощью Интернет XML дает нам возможность продвинуться еще дальше в революции корпоративного репортинга, упрощая сравнение компаний по всем финансовым и нефинансовым управленческим критериям. Оценка относительной инвестиционной привлекательности станет мгновенной, что значительно увеличит эффективность рынков - и, одновременно, их давление на руководство компаний.

Несмотря на свое несомненное развитие в будущем, электронный корпоративный репортинг, позволяющий аналитикам и основным инвесторам встраивать передаваемые наборы корпоративных данных в свои собственные модели, не заменит полностью информацию общего назначения. Стандартизованные, общецелевые параметры работы предприятия в какой-то форме все равно будут необходимы менеджерам, регулирующим агентствам, частным инвесторам и мировым финансовым рынкам. Возможно, в области отчетности сегодня прибыль и является фаворитом, однако она имеет свои недостатки в оценке краткосрочных перспектив. Поэтому проблемой завтрашнего дня будет добавление общей информации, наилучшим образом отражающей формирование параметров долгосрочной оценки.

Автор: Марк Салуцци