Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Актуальные задачи и приоритеты финансистов

Материал знакомит с результатами опросов, проведённых с целью выявления
наиболее важных управленческих задач, стоящих перед бухгалтерскими и
финансовыми отделами.

Последние три года характеризуются повышенной глобализацией, быстрой сменой технологий и жёсткими экономическими условиями во многих отраслях. В нынешние непростые времена многие компании сталкиваются с необходимостью делать больше с меньшими затратами.

Институт бухгалтеров по управленческому учёту (Institute of Management Accountants, сокр. IMA) провел исследование с целью выявления наиболее важных задач, стоящих перед финансовыми и бухгалтерскими отделами. Участникам опроса было предложено определить, с какими трудностями им приходится сталкиваться на пути увеличения результативности их организаций. Выяснилось, что наиболее важной проблемой с большим отрывом (35.7%) была признана необходимость упрощения процессов и повышения производительности труда. Это неудивительно с учетом усиления конкурентной борьбы, успех в которой напрямую зависит от эффективности компании. Далее (15.6% опрошенных) следует потребность в совершенствование процессов подготовки управленческой отчётности. Достижение наглядного представления информации в режиме реального времени считают критически важным 17.5% респондентов. Еще 11.8% опрошенных посчитали критически важной задачу превращения финансового директора в инициатора изменений в организации. Управление эффективностью бизнеса в глобальном масштабе отметили 25.6% участников опроса, и замыкает список необходимость более эффективной финансовой консолидации – 14.4%. (Рис. 1).

Рис. 1. Наиболее важные задачи финансистов

Говоря о вышеназванной «задаче №1», следует отметить, что более глубокий анализ процессов, протекающих в компаниях, показывает, что некоторые, как правило, выполняются хорошо, тогда как прочие нуждаются в улучшении или рационализации. Первые включают в себя операции бухгалтерского учета и подготовки внешней отчётности: касательно управления налогами, обработки счетов дебиторской и кредиторской задолженности, а также управления казначейскими операциями. Процессы, более всего нуждающиеся в улучшении, во многом ориентированы на управленческий учёт и имеют стратегический характер. Участниками опросов были названы:

  • подготовка периодических планов и бюджетов - 15.5%
  • подготовка финансовых прогнозов - 12.8%
  • управление затратами (например, определение и измерение кост-драйверов) - 12.7%
  • учёт затрат и контроль расходов - 12.5%
  • подготовка показателей производительности - 11.6%
  • оценка доходности клиентов и продуктов - 11.8%
  • управление финансовыми рисками - 11.0%

В ходе опроса было установлено, что в компаниях применяются различные тактики использования технологий в целях улучшения эффективности их финансовых и бухгалтерских функций:

  • интеграция разделённых бизнес-систем - 39.9%
  • установка программного обеспечения класса Business Intelligence- 37.4%
  • замена разрозненных бизнес-систем единой системой- 33.7%
  • консолидация глобальных финансовых систем - 27.4%
  • внедрение хранилища данных - 24.9%

Как упоминалось выше, второй наиболее распространённой задачей, стоящей перед финансовым директором, была названо повышение эффективности подготовки управленческой отчётности. Основные проблемы в этой области можно рассматривать как совокупность трёх взаимосвязанных элементов: необходимость интегрировать информацию из нескольких источников данных; время, требующееся на закрытие бухгалтерских книг, и своевременность предоставления управленческих отчётов и выполнения анализа. По мнению участников исследования, наиболее серьезными являются три следующие проблемы:

  • Своевременность подготовки отчетов и выполнения анализа - 46,5%
  • Интеграция нескольких источников данных -  42,1%
  • Время, необходимое для закрытия отчётного периода -  41,2% (Рис. 2)

Рис. 2. Проблемы, возникающие в процессе формирования управленческой отчётности

Довольно интересны выводы, приведённые в отчёте об опросе, проведённом совместно Ассоциацией сертифицированных бухгалтеров (ACCA, Association of Chartered Certified Accountants) и Институтом бухгалтеров по управленческому учёту (IMA) среди финансовых руководителей. Исследование позволило выявить следующие приоритеты, стоящие перед финансовыми департаментами: снижение себестоимости (48%), прогнозирование (46%), управление (41%), глубокое понимание бизнеса (40%), обеспечение необходимого уровня оборотного капитала (34%), управление рисками и финансовая отчётность (32%).

Кроме того это исследование выявило несколько любопытных моментов. Например, в приоритетных областях, таких как снижение затрат, финансовое прогнозирование и предоставление информации для глубокого понимания бизнеса, по оценке респондентов, эффективность финансовой функции будет ниже чем в других областях, особенно в сравнении с традиционными сферами, такими как выполнение требований регуляторов и корпоративных финансов. Управление рисками было также названо областью невысокой эффективности, обладающей, тем не менее, достаточно высоким приоритетом. Полученные результаты свидетельствуют о некотором изменении баланса приоритетов финансовой функции для обеспечения эффективности в ключевых областях. Это также демонстрирует необходимость понимания финансовым отделом его меняющейся роли в развитии навыков, необходимых среди сотрудников по финансовым вопросам.

Получение аналитической информации о своих организациях из обширного потока данных, доступных для современных компаний, даёт финансовым директорам больше возможностей для принятия информированных решений. Получая самую актуальную информацию, финансовые директора смогут более эффективно планировать работу, соответствовать регуляторным требованиям и совершенствовать средства обслуживания клиентов. Перед развёртыванием любой стратегии бизнес-аналитики, финансовый директор должен определить какая информация им нужна, и в какие инструменты следует инвестировать.

Публикации

  1. Раэф Лоусон (Raef Lawson) «Возникающие сложности. Продуктивность бухгалтерских и финансовых отделов» (Rising to the Challenge. Productivity in Accounting and Finance Organizations), март 2012 г.
  2. Отчёт Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров и Института бухгалтеров по управленческому учету «Опрос финансовых руководителей» (Finance leaders survey report, Association of Chartered Certified Accountants, Institute of Management Accountants), декабрь 2012 г.

Автор: По материалам зарубежных сайтов