Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Единое представление клиента: рост понимания, рынка и возможностей

Единое представление клиента – это не только  сложные требования для
организаций, но и новые возможности.

Концепция “единого клиента” в последние годы начала обретать большую популярность. Этому способствовали экономические потрясения и ужесточение финансового законодательства.

Внедрений немного, но интерес растет

Согласно результатам нового исследования американской консалтинговой компании Lodestar Research, меньше одной пятой части опрошенных компаний достигли единого представления данных о клиентах. В то же время исследование показало, что компании стремятся изменить ситуацию, внедряя новые инструменты. Тридцать один процент опрошенных заявили, что находятся в процессе внедрения системы единого представления клиента. А 17% планируют это в ближайшие год-полтора.

Для тех компаний, которые достигли или находятся в стадии достижения полного представления данных о клиентах, самыми большими проблемами стали реализация жизненного цикла «единого клиента», повышение качества данных, поиск нужных ресурсов и опытных сотрудников.

В ходе опроса выяснилось, что инициативы по управлению данными за последние два года варьировались от интеграции (59% опрошенных) до повышения качества данных (55%) и управления НСИ (31%). Некоторые эксперты считают, что компании должны искать всеобъемлющие решения, например, НСИ, для реализации своих стратегий в области данных.

Данные – это актив

Во многих компаниях в настоящее время наблюдается разрыв между пониманием того, как нужно использовать имеющиеся данные, и конкретными шагами, которые они предпринимают. Все больше компаний начинают рассматривать данные как корпоративный актив. По мере того, как все больше компаний осознают этот факт, они больше формализуют свои стратегии управления данными. Эти стратегии отличаются в зависимости от размеров компании.

По данным опроса, только 21% опрошенных имеют четкую стратегию управления данными, 28% находятся на стадии ее внедрения. Причем последних больше всего (42%) среди крупных компаний (больше 10 тыс. сотрудников).

Сохраняются пробелы в текущей реализации инициатив по управлению данными. Отраслевые аналитики прогнозируют, что рынок средств управления НСИ в 2012 году достигнет $1,9 млрд, а к 2015 году - $3,2 млрд. Однако несмотря на рост рынка, опрос выявил разрыв в реализации инициатив по управлению НСИ – инициативы по внедрению средств управления НСИ отстают. Авторы опроса ожидают, что количество  НСИ-проектов будет увеличиваться в течение ближайших 3 лет, по мере того, как организации будут решать технические проблемы, с которыми они сталкиваются.

Согласно результатам исследования, больше половины компаний за последние два года реализовали проекты по интеграции данных (59% опрошенных) и по повышению качества данных (55% опрошенных). Реализация инициатив по управлению НСИ состоялась у трети опрошенных (39%). При этом крупные компании лидируют по числу упомянутых проектов. Представители финансовой индустрии оказались успешнее в реализации проектов по интеграции данных и повышению качества данных (больше половины опрошенных в обоих случаях).

Единое представление клиента как залог выживания

Ким Мартенс (Kim Martens), эксперт финансовой компании Projective, задается вопросом: может ли “единый клиент” стать той концепцией, которая обеспечит выживание компаний в условиях ужесточения финансового законодательства? 

Немного истории

Мартенс напоминает, что, когда в 2004 году был опубликован Базель II, это дало контролирующим органам средство для усиления управления рисками и капиталом для защиты международной финансовой системы от банкротства и общей нестабильности. Банковский сектор пытался привести свою деятельность в соответствие с новыми положениями, создавая системы подготовки отчетности, ориентированные на учет рисков. Это позволило финансовым учреждениям определить степень своей зависимости от одного контрагента.

В первые годы после принятия Базельского соглашения II увеличилось число проектов, направленных на создание единого представления клиента. Например, банки улучшили все клиентоориентированные процессы, чтобы менеджеры по рискам, отчетности, кредитам и по работе с клиентами при оценке риска клиента пользовались единой подборкой данных.

Опыт, полученный при реализации этих проектов, похож у всех финансовых институтов: крайне сложно добиться даже единого понимания того, что значит «клиент», не говоря уже о данных о клиенте, которые извлекаются из множества систем и имеют разные идентификаторы. Кроме того, оказалось, что те банки, которые внедрили слишком узкоспециализированные системы подготовки отчетности, оказались неспособны использовать эти инвестиции в других направлениях деятельности.

Современная ситуация

В связи с последним кризисом в секторе финансовых услуг также предпринимаются различные меры по финансовому урегулированию. Они ориентированы на прозрачность финансовой деятельности. Контролирующие органы стремятся добиться абсолютного понимания и раскрытия информации о рисках, которые представляет один контрагент для всей финансовой системы. Они стараются повысить таким образом устойчивость системы и избежать побочных эффектов.

Например, закон Додда-Фрэнка касается практически всех аспектов финансовых услуг. Одна из целей закона – создать универсальный стандарт для определения сторон, задействованных в финансовом контракте. Это приведет к созданию правового идентификатора юридического лица для всех лиц, участвующих в финансовых операциях. Он будет использоваться всеми финансовыми институтами.

Базель III, в свою очередь, вводит новые стандарты достаточности капитала и ликвидности, увеличивая размер капитала и заставляя банки иметь капитал высокого качества.

Угроза? Возможность!

Задача состоит в том, чтобы использовать текущие технологии и усовершенствовать их с новым акцентом на аналитику рисков и управление справочной информацией и качеством данных. В то время как закон Додда-Фрэнка потребует значительных усилий для приведения отчетности в соответствие с новыми требованиями контролирующих органов, Базель III потребует больших усилий, чтобы реализовать эти проекты по согласованию отчетности.

Мартенс, основываясь на своем опыте, дает два совета финансовым учреждениям.

  1. Закон Додда-Фрэнка можно использовать для того, чтобы, наконец, решить проблему отсутствия единого представления клиента. Это не только основа для различных типов коммерческой, финансовой и регулятивной отчетности - единое представление клиента также будет играть важную роль в интеграции данных и систем, что позволит снизить расходы на дублирование данных. Тем не менее, представление клиента должно быть многоуровневым, чтобы соответствовать требованиям всех заинтересованных сторон.
  2. Базель III может стать самоокупаемым или даже высвободить оборотный капитал. Подверженность рискам и связанные с ними требования к достаточности капитала и ликвидности рассчитываются исходя из величины активов с учетом риска. Весьма вероятно, значительной части блокировки капитала можно избежать, так как недостатки исходных данных в цепи транзакций требуют применения высоких факторов риска.

Заключение

Исследования показывают, что рынок средств управления НСИ растет, и все больше компаний осознают важность единого представления клиента. Также многие компании начинают рассматривать данные как актив компании. Внедрение единого представления о клиенте становится особенно актуальным, учитывая ужесточение финансового законодательства. По мнению некоторых экспертов, продуктивный подход в этих условиях – использовать изменения для того, чтобы внедрить единое представление клиента или повысить эффективность его использования.

Публикации

  1. Ким Мартенс. Неудобная правда в секторе финансовых услуг (Kim Martens. An inconvenient truth in the financial services sector). 17 августа 2011 г.
  2. Джюстина Керн. Больше людей осознает важность единого представления клиента (Justin Kern. More Eyes Opening to Single Customer View). 24 февраля 2012 г.

Автор: По материалам зарубежных сайтов