Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рынок BI: движение к простоте и разнообразию

Аналитики отмечают развитие BI-инструментов в сторону большей простоты и
поддержки принятия решений и выделяют новейшие тенденции на рынке.

Рынок BI-платформ находится в состоянии активного роста. Интерес пользователей к BI-инструментам меняет рынок, способствуя появлению новых тенденций.

Рынок быстро растет

Результаты последнего «Магического квадранта для BI-платформ» от компании Gartner (Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms) убедительно свидетельствуют о том, что этот сегмент рынка будет оставаться одним из быстро растущих рынков ПО, Организации продолжают обращаться к BI как жизненно важному инструменту для принятия более разумных, гибких и эффективных решений. Согласно результатам ежегодного отчета Gartner, посвященного технологическим приоритетам IT-директоров, BI и аналитика были названы в качестве высших приоритетов на 2012 год, и это уже третий год подряд.

Однако, ожидается, что медленный экономический рост, увеличение числа дешевых альтернативных решений и консолидация будут сдерживать рост BI-платформ, и он не превысит 10%. Среднегодовые темпы роста рынка BI-платформ до 2015 года, по оценкам аналитиков, будут равны 8,1%.

В 2011 году влияние на развитие рынка BI-платформ оказало значительное увеличение спроса со стороны различных категорий пользователей: бизнес-аналитиков, руководителей, клиентов, регуляторов, IT-профессионалов и других. Каждый тип пользователей вместе со своей конкретной ситуацией привнес много разнообразия в BI. Неудивительно, что новые потребности пользователей зачастую конфликтовали между собой. Подобное расширение задач BI – не временное отклонение, считают специалисты, но существенное изменение рынка бизнес-аналитики и BI-платформ.

Аналитики Gartner выделили ряд тенденций, которые непосредственным образом влияют на развитие рынка BI-платформ.

1. Коренные отличия между бизнес-пользователями и характеристиками продукта

Суть конфликта остается той же самой, что и в прошлом году: пользователи требуют простых в использовании и гибких продуктов, которые позволяют им самим решать аналитические задачи, в то время как IT-отдел стремиться поддерживать стандартные решения и создавать BI-среду с прогнозируемой производительностью и качеством данных.

Эти разные точки зрения со всей очевидностью проявились в результатах «Магического квадранта», где 52% опрошенных пользователей в качестве базового критерия при покупке назвали «простоту использования», в то время как для IT-специалистов главным приоритетом остается «функциональность».

В этом году респонденты идентифицировали себя по роли, которую они играют в компании:

  • IT — 38,9% опрошенных.
  • Бизнес-пользователь — 20,8%.
  • Сотрудники, выполняющие как бизнес, так и IT-задачи — 40,3%.

Как было отмечено, IT-специалисты и представители смешанной группы выделили функциональность как первичный фактор при оценке продукта. А большинство бизнес-пользователей высказались за простоту использования, а функциональность и возможности интеграции поставили на второе и третье место. Ответы представителей смешанной группы были где-то между ответами представителей первых двух групп. В итоге получилась следующая картина.

  • Стоимость лицензии – предмет большей заботы для IT и меньшей - для бизнес-пользователей. Несмотря на существенную стоимость, бизнес-пользователи больше готовы тратить средства на то, что им нужно. А IT-специалисты хотят получать функциональность по более скромной цене.
  • Интеграция внутри BI-платформы более важна для IT, чем для обычных пользователей. IT-специалисты видят огромную ценность в использовании единой платформы для решения задач бизнес-аналитики, где общие могут быть определены метаданные и показатели. Бизнес-пользователи отличаются большей гибкостью в своем подходе к использованию разных продуктов для различных функций.
  • Функциональные ограничения - более чувствительная область для IT-специалистов, чем для обычных пользователей. Когда какая-либо функция слабо реализована или отсутствует, это усложняет планы по внедрению приложений. Бизнес-пользователи признают эти ограничения, но могут найти обходные пути для выполнения своей работы.

2. Рост интереса к обнаружению данных

Альтернативные решения для обнаружения данных (data discovery, то есть обнаружения взаимосвязей между элементами данных, независимо от того, где они хранятся) предлагают высоко интерактивные и графические пользовательские интерфейсы, построенные на архитектурах, оптимизированных для работы с оперативной памятью, для того чтобы обеспечить простое и быстрое внедрение. Тренд, стартовавший в 2010 году, продолжает развиваться. Результаты продаж для поставщиков в этом сегменте рынка намного выше, чем в среднем по рынку, как показывают результаты исследования. Два направления BI могут быть определены следующим образом:

Корпоративные BI-платформы Платформы обнаружения данных
главные покупатели IT бизнес-отделы
главные поставщики мегапоставщики и крупные независимые небольшие, быстро растущие независимые компании
подход сверху вниз, IT-моделированные (семантические слои) репозитории снизу вверх, перемещение данных в соответствующий репозиторий по плану пользователей
пользовательский интерфейс отчет/инструментальная панель показателей/шкала визуализация
использование мониторинг, отчетность анализ
внедрение консультанты пользователи

Разрыв между этими сегментами продолжает углубляться, отмечают аналитики. Это связано с тем, что бизнес-пользователи находят преимущества использования инструментов обнаружения данных настолько очевидными, что выбирают их несмотря на риск создания несогласованных источников данных, определений и инструментов. Это еще больше подчеркивает необходимость перехода от стандартизации и приверженности одному поставщику к более прагматичному подходу. В частности, аналитики рекомендуют IT-службам внедрить новые архитектуры управления корпоративной информацией, методологии развития и процессы управления, которые преодолевают разрыв между разными центрами покупки, архитектурами, подходами к внедрению. Также они советуют использовать оба сегмента в рамках одного корпоративного BI-портфеля, который может удовлетворять как потребностям пользователей, так и компании в целом. Большинство поставщиков корпоративных BI-решений слишком медленно адаптировались к изменениям в 2011 году.

Согласно аналитикам Gartner, обнаружение данных в будущем будет не отдельным сегментом рынка, а частью более крупного набора решений, который смогут обеспечить BI-платформы. Причина в том, что этого хотят многие покупатели. Они не хотят выбирать между продуктом А или B, а хотят А плюс В. На основе этих наблюдений аналитики делают вывод, что разные типы BI сегодня не образуют разные рынки, а являются вариациями в рамках единого рынка.

3. Рост мобильных вычислений меняет облик BI

Распространение мобильных устройств – планшетников и смартфонов – возродило мобильный BI благодаря решению большинства проблем, которые препятствовали успеху в прошлом.

По прогнозам Gartner, к 2013 году 33% BI-функциональности будет осуществляться с помощью портативных устройств. Результаты опроса подтверждают стремительный рост использования мобильных устройств в целях BI. Более 20% респондентов заявили, что они уже используют мобильный BI. А 33% планируют внедрять мобильный BI в 2012 году. К концу 2012 года большинство организаций, возможно, будут иметь некоторые мобильные решения, которые будут использоваться так же, как и нынешние стационарные решения.

Есть признаки того, что мобильный BI также распространяется среди обычных офисных сотрудников и тех, кто работает вне офиса. Довольно быстро мобильный BI выходит за рамки простого использования и начинает влиять на те разработку новых приложений, например, востребованными становятся такие функции как к продвинутые возможности мобильных устройств, такие как определение местонахождения, поддержка естественных жестов. Аналитики предсказывают, что скоро покупатели будут требовать внедрения особенностей мобильных интерфейсов в обычную BI-функциональность.

В настоящее время на рынке представлено множество мобильных BI-решений. Большинство из них – расширения к существующим BI-платформам, с помощью других независимые поставщики стараются сделать себе имя.

4. Смещение фокуса на поддержку принятия решений

Довольно долго BI-платформы оценивали по тому, как каким образом они работают. В результате такой повышенного внимания к «механике» BI многие организации забыли, для чего собственно нужны BI-инструменты – для того, чтобы принимать взвешенные решения. Решения – это источник жизненной силы для всех организаций. Эффективное принятие решений на всех уровнях организации отличает высокоэффективные компании от неудачников. Принятие решений – фундаментальный вид деятельности для успешности любой организации, поэтому совершенствование этого процесса – главный побудительный мотив инвестирования в BI и аналитику. Однако, несмотря на значительные инвестиции в BI и аналитику ради улучшения принимаемых решений, подавляющее большинство компаний принимают ежедневно тысячи решений, которые не согласованы между ответственными за них людьми. Последние также не понимают, как принимаются решения и насколько они эффективны, что часто приводит к плачевным результатам.

Большинство BI-платформ внедряются как системы оценки результатов деятельности, а не поддержки решений. Но это меняется по мере того как компании осознают, что аналитические возможности – только один, хотя и критически важный, из этапов процесса принятия решений. Аналитики отмечают появление большего числа вариантов применения BI-инструментов, когда пользовательские сценарии моделируют возможные результаты, и пользователи меняют модель до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по поводу принимаемого решения. Некоторые компании начинают автоматизировать повторяющиеся решения с помощью аналитических приложений и внедряют платформы для сотрудничества с тем, чтобы улучшить качество и прозрачность принятия тактических и стратегических решений в тех случаях, когда взаимодействие между ответственными за решения важно для результатов.

5. Удаление сложности из BI

Как отметили аналитики Gartner, многие респонденты «Магического квадранта» поднимают в своих ответах одну и ту же тему: сложность. BI и аналитические инструменты часто характеризуются, как сложные во внедрении, поддержке, развитии и использовании. Фактор сложности – одна из главных причин, почему BI не внедряется более широко в большем количестве компаний.

Многие инновации в сегменте обнаружения данных имели непосредственное влияние на то, как просто использовать эти продукты. Но существуют довольно сложные аналитические задачи – каузальный анализ, прогнозное моделирование и т.д. – решение которых с помощью BI-инструментов также должно быть упрощено, чтобы этими средствами могли воспользоваться обычные пользователи, а не только эксперты-аналитики. Аналитики Gartner отмечают начало нового тренда и ожидают, что он окажет значительное воздействие на рынок в ближайшие годы.

Excel как инструмент BI

Не стоит забывать, что одним из популярных и широко распространенных BI-инструментов является Excel. Многие эксперты его часто критикуют за нецелевое использование. Каковы же особенности современного использования этой программы и перспективы? Согласно исследованию 2011 года, проведенного одной из ведущих консалтинговых компаний WeiserMazars, 87% финансовых директоров, участвовавших в опросе, сильно полагаются на электронные таблицы в своей деятельности, в том числе в процессе финансового закрытия, финансового планирования и анализа, бюджетировании и отчетности.

«Я использую Excel, - заявляет Грег Шнайдер (Greg Schneider), вице-президент по маркетингу компании Adaptive Planning. – Если я собираюсь посмотреть три разных варианта лизинга, Excel – прекрасно подходит для этого. Это отличный инструмент».

«Я люблю Excel, - говорит Джим Бурлей (Jim Burleigh), руководитель отдела продаж компании Cloud9. - Excel – система номер 1 в мире в области прогнозирования и управления ресурсами. Эта программа повсюду, очень гибкая, контролируемая, дешевая и мощная».

Многие, конечно, отмечают и недостатки этой программы. По словам президента компании Adaptive Planning Роба Халла (Rob Hull), если имеется процесс, требующий интеграции данных из других источников, если нужно их консолидировать, добавить аналитику и дать доступ к ним другим участникам, которые будут добавлять свои собственные данные, Excel – малопригодное приложение для этого.

В настоящее время очевидно, что ПО для BI, аналитики, финансового планирования и анализа, созданное, чтобы заменить Excel, завоевывает свою долю рынка, особенно по мере того, как растут объемы данных, которые собираются, хранятся и анализируются компаниями.

По оценкам IDC, рынок аналитики достигнет почти 40 млрд. долларов в 2012 году, что на 8% больше, чем в 2011 году. Это означает, что электронные таблицы в ближайшее время не исчезнут с рынка. По мнению специалистов WeiserMazars, это создает очевидные риски появления ошибок и увеличение трудозатрат. Конечно, финансовые отделы крупных компаний с доходом свыше 1 млрд. долларов не могут основываться в своей работе на Excel и используют аналитические инструменты от крупных поставщиков. Но как быть небольшим компаниям?

Как показывают исследования, многие небольшие или начинающие компании даже не задумываются об использовании Excel, поскольку их молодые сотрудники не достаточно хорошо знакомы с этой программой. Вместо этого они используют другие приложения. Аналитики отмечают, что молодые люди, привыкшие к новым устройствам вроде iPad, в принципе не желают погружаться в изучение многостраничных электронных таблиц и ищут более современные и динамичные подходы. Те организации, которые смогут найти правильное применение этим новым талантам, имеют шанс на победу в новых рыночных условиях.

Заключение

Согласно результатам исследований, на рынке BI наблюдается рост, вызванный ростом объемов данных, расширением задач, для решения которых привлекаются BI-инструменты, и другими факторами. Обнаружение данных постепенно превращается в одну из составляющих BI-платформы. Использование BI-инструментов смещается в сторону поддержки принятия решений. Большое влияние на рынок BI оказывает развитие мобильных устройств. Все больше ощущается разделение между обычными пользователями и IT-специалистами. Одно из основных требований первых – упрощение инструментов BI.

Публикации

  1. Джон Хагерти, Рита Саллам, Джеймс Ричардсон. Магический квадрант для BI-платформ (John Hagerty, Rita Sallam, James Richardson. Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms). 6 февраля 2012 г.
  2. Дэвид Розенбаум. Представьте, что Excel не существует (David Rosenbaum. Imagine There’s No Excel). 18 января 2012 г.

Автор: По материалам зарубежных сайтов