Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рынок бизнес-аналитики на стороне компетентных компаний, смотрящих в будущее

Эксперты рассказывают, какими компетенциями должны обладать компании,
желающие извлечь максимальную пользу от использования аналитических
инструментов.

Как показывают авторитетные исследования, на рынке бизнес-аналитики идут очень интересные процессы, которые наглядно демонстрируют, как технологии могут помочь в конкурентной борьбе и как меняются взгляды самих компаний на цели и задачи аналитических инструментов.

Что хорошего в бизнес-аналитике?

Авторы опроса «BI, аналитика и управление информацией» (Business Intelligence, Analytics and Information Management Survey), проведенного изданием InformationWeek,  обозначили важное отличие BI от продвинутой аналитики, что позволяет по-новому взглянуть на эти технологии и использовать их с большей эффективностью. По их мнению, главное и ключевое отличие BI от продвинутой аналитики заключается в том, что BI долгое время ассоциировался с запросами, анализом и составлением отчетов на основе уже полученных данных, в то время как продвинутая аналитика использует статистические и прогнозные алгоритмы с тем, чтобы прогнозировать события и модели. Другими словами бизнес-анализ (BI) позволяет принимать решения, реагируя на то, что уже произошло, а продвинутая аналитика помогает действовать в упреждающем режиме. Общая статистика, запросы, отчеты, инструментальные панели, основанные на полученной информации, дают представление о том, где находится компания, чего она добилась. А продвинутая аналитика позволяет делать прогнозы, которые помогают понять, чего компании следует ожидать и к чему готовиться.

Как свидетельствуют данные опроса, основные факторы, определявшие интерес компаний к продвинутой аналитике в 2011 году и которые будут его определять в 2012 году – это, прежде всего, желание оптимизировать бизнес-операции; далее, стремление спрогнозировать новые перспективные возможности для бизнеса; на третьем месте - потребность определить бизнес-риски; и, наконец, необходимость согласовывать деятельность с законодательством и требованиями контролирующих органов. Примечательно, что процент голосов за последний фактор растет (с 31% в 2011 г. до 38% в 2012-м), что отражает общую ситуацию с ужесточением финансового законодательства и требований регуляторов.

Приоритетные технологии и задачи

Опрос выявил, какие технологии используются компаниями чаще всего. Так, оказалось, что большинство компаний активно применяют витрины или хранилища данных (58% респондентов); репозитории документов и записей (61%); приложения для интеграции данных (52%); инструменты для очистки данных и повышения качества данных (46%).

Инструменты BI и аналитические технологии используются в первую очередь для финансового анализа (74% респондентов); мониторинга деловой активности (68% респондентов), прогнозирования (59% респондентов). В то же время специалисты по BI и аналитики не ограничиваются этими задачами и стремятся расширять области использования. Так, эти средства планируется применять для оптимизации процессов (40% опрошенных), CRM (36% опрошенных), анализа рисков (34% опрошенных) и прогнозирования (32% опрошенных). 

Аналитики обращают внимание на следующий важный момент. Финансовый анализ используется уже после завершения процессов. А улучшение текущих процессов, внимание на удовлетворении клиентов, снижение рисков и прогнозирование дают возможность предпринять меры, связанные с эффективностью компании в будущем. Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о том, что компании хотят не просто анализировать то, что уже есть, но и прогнозировать свое развитие, предвидеть будущее.

Планы на будущее

Согласно результатам опроса, в 2012 году вышеупомянутые технологии будут, как и в 2011 году, использоваться в таких областях, как финансовый анализ, прогнозирование, мониторинг деловой активности и оптимизация текущих процессов. Эти технологии будут применяться в целях улучшения бизнес-планирования и составления отчетности,; мониторинга и предоставления показателей эффективности бизнеса; измерения и управления внутренней эффективностью для обеспечения того, чтобы информация предоставлялась в реальном времени. При этом уровень использования BI и аналитических инструментов в 2012 году будет приблизительно таким же, как и в этом году. Показательно, что растет число респондентов, планирующих использовать BI и бизнес-аналитику для соблюдения требований регулирующих органов (с 40% респондентов в 2011 г. до 41% в 2012-м).

Многие понимают и хотят, но не все могут

Несмотря на то, что многие компании осознают важность и даже необходимость использования бизнес-аналитики в своей деятельности, далеко не все способны извлечь максимальную пользу от применения аналитических инструментов. В частности, об этом пишут авторы исследования, проведенного журналом MIT Sloan Management Review совместно с IBM Institute for Business Value. По их мнению, для того чтобы достичь профессионализма в использовании аналитики, компании должны овладеть тремя компетенциями. Это управление информацией, аналитические навыки и инструменты, культура, ориентированная на данные. Компания, овладевшая этими тремя компетенциями, называется «трансформированной».

Управление информацией

Компании, в основе деятельности которых лежат эффективные методы работы с информацией, способны достигать тех целей, которые критичны для будущего всего предприятия, считают авторы исследования. Эти методы позволяют получать, объединять и использовать информацию из многих источников, а также распространять ее таким образом, чтобы пользователи в рамках всей организации и на всех уровнях имели к ней доступ. Способность интегрировать информацию из всех источников - отличительная черта трансформированных организаций, которые в 4,9 раз лучше способны справиться с этой задачей, чем те организации, которые только стремятся к этой цели.

Компетенция «Управление информацией» включает профессиональное владение разными техниками управления данными и разработки архитектуры для интеграции, перемещения и хранения данных. По мнению аналитиков, в условиях, когда объемы данных продолжают расти стремительными темпами, для всех отделов и подразделений компании с особой тщательностью должны быть установлены стандарты качества данных. Специалисты должны знать ответы на такие вопросы, как: «Насколько точно и аккуратно данные извлекаются из разрозненных источников данных, внутренних и внешних? Могут ли полученные данные использоваться разными отделами и подразделениями? Совместимы ли эти данные с существующими процессами? Можно ли управлять этими данными в реальном времени?»

Эта компетенция также подразумевает комплексное управление данными – систематический подход, направленный на то, чтобы отслеживать стратегические цели в соответствии с аналитическими ресурсами. Это позволяет людям, принимающим решения, на каждом уровне организации быть уверенными в том, что они обладают правильной информацией для эффективного выполнения работы и принятия информированных решений, используя аналитику для повседневной деятельности и разработки стратегий будущего развития.

Трансформированные компании опережают компании, которые только стремятся внедрять средства бизнес-аналитики, по многим показателям. Так, трансформированные компании могут:

  • эффективно интегрировать данные (по оценке исследователей таких компаний 74%, а из компаний, стремящихся к этому, такой возможностью обладают лишь 15%)
  • эффективно извлекать данные (соответственно, 80% против 29%)
  • использовать структурированные приоритеты процессов для выбора проектов соответственно, (80% против 45%)
  • эффективно использовать бизнес-правила (соответственно,73% против 39%).
  • делать информацию легкодоступной для сотрудников (соответственно,65% против 21%)
  • делать для сотрудников доступными результаты исследований (соответственно,63% против 16%).
Аналитические навыки и инструменты

Авторы исследования отмечают, что компании, которые внедряют новые навыки и инструменты для аналитики, как правило, могут отвечать на более сложные вопросы, чем их конкуренты. Например, какие клиенты вероятнее всего выберут высокоприбыльные услуги? Как повлияет изменение доставки продукта на степень удовлетворенности клиента? Овладение аналитическими навыками и инструментами крайне важно для решения многих проблем бизнеса. Овладеть этими навыками и инструментами можно  посредством внутреннего развития и обучения или за счет привлечения внешних специалистов и аутсорсинга в таких областях, как продвинутое математическое моделирование, симуляция и визуализация.

Квалификация и технологии также позволяют достичь более глубокого понимания проблемы и благодаря этому облегчить и автоматизировать многие действия. Встроенные алгоритмы автоматизируют процессы и оптимизируют результаты, освобождая сотрудников от выполнения рутинных задач. Благодаря этому у них остается время для использования данных и «прозрений» для решения вопросов более высокого уровня.

Один из главных факторов успеха в овладении этой компетенцией, по словам аналитиков, - это подготовка сторонников аналитических технологий. Трансформированные организации имеют таких сотрудников, которые инициируют и направляют проекты по внедрению аналитики, делясь своим опытом. Так они способствуют тому, что использование аналитики распространяется в рамках всей компании. Эти специалисты имеют глубокое понимание бизнеса. Они могут обеспечить руководство в начале работы с инструментами аналитики, а также найти ресурсы для последующей поддержки аналитических проектов.

В этой области трансформированные организации в сравнении с компаниями, начинающими проекты в области аналитики, также демонстрируют очевидные преимущества. Они:

имеют мощные аналитические навыки (по оценке исследователей таких компаний 78%, а из компаний, стремящихся к этому, такой возможностью обладают лишь 19%)

  • имеют лидеров в области аналитики (соответственно, 59% против 18%)
  • имеют более продвинутые инструменты визуализации (соответственно, 74% против 44%)
  • превосходят в аналитическом моделировании (соответственно, 53% против 28%)
  • используют алгоритмы для автоматизации и оптимизации процессов (соответственно, 68% против 31%)
Культура, ориентированная на данные

Для этой компетенции характерны поведение, практики и взгляды, которые согласуются с тем принципом, что решения на всех уровнях принимаются на основе анализа данных. Руководители дают понять своим сотрудникам, что ожидают от них именно таких решений, и объясняют, почему аналитика необходима для достижения долгосрочного видения.

Как считают эксперты, организации, где распространена подобная культура, вероятнее всего будут более успешны в инновациях и стратегиях, чем их конкуренты.

В культурах, основанных на данных, руководители, прежде чем «давать зеленый свет» новому сервисному предложению или операционному подходу, просят предоставить аналитическую поддержку этим решениям. Они убеждены, что решения, принимаемые на основе аналитики, принимаются быстрее, и они точнее. Сотрудники уверены, что обладают информацией, необходимой для принятия решений, основанных на данных. Такой подход способствует тому, что они чаще подвергают сомнению текущее положение дел и руководствуются фактами в своих инновационных начинаниях.

В сравнении с начинающими компаниями, трансформированные организации:

  • открыты новым идеям, которые позволяют пересмотреть текущие практики (по оценке исследователей таких компаний 77%, а из компаний, стремящихся к этому, такой возможностью обладают лишь 39%)
  • их сотрудники имеют данные, необходимые для принятия решений (соответственно, 63% против 16%) руководят стратегиями развития компании на основе аналитики (соответственно, 72% против – 15%)
  • руководят ежедневными операциями с помощью аналитики (соответственно, 67% против 15%)
  • используют аналитику как ключевую часть бизнес-стратегии (соответственно, 72% против 15%)
  • увеличили использование аналитики в прошлом году (соответственно, 70% против 34%)

Аналитики обращают внимание, что каждая из этих трех компетенций критически важна для достижения высокого уровня профессионализма в использовании средств аналитик.

Особенности трансформированных компаний

Исследование показало, что отличное овладение тремя упомянутыми выше компетенциями - ключевой фактор в конкурентном использовании аналитики. Компания может уметь извлекать данные, интегрировать и анализировать их, но она не сможет действовать в соответствии с полученными результатами, если у нее нет соответствующей аналитической культуры. В качестве примера авторы исследования приводят случай из банковской сферы. Один из ведущих мировых банков трансформировал свои операции после того, как его сотрудники проанализировали, как приобретение кредитных и дебетовых карт влияет на основные платежи по ипотеке. Банку удалось эффективно использовать новые данные именно потому, что он выработал аналитическую культуру, которая побудила многие отделы к сотрудничеству в управлении, понимании и быстром реагировании на основе новых данных и идей. Эти данные и идеи были недоступны в рамках традиционных подходов к принятию решений в сфере ипотеки.

Заключение

Эксперты обратили внимание на ключевые отличия BI от продвинутой аналитики. В то время как BI-инструменты ориентированы больше на анализ того, что уже случилось, средства продвинутой аналитики позволяют работать над развитием компании в будущем. Впрочем, по данным исследований рынка, сфера использования BI также расширяется в сторону прогнозирования и планирования. Еще один момент, требующий пристального внимания, - это понимание того, что не каждая компания способна извлечь максимум пользы от использования технологий. Как отмечают эксперты, для этого необходимо владеть нужными компетенциями. Только тогда анализ данных позволит добиться более глубокого понимания проблем и поможет сотрудникам действовать уверенно и решительно на стремительно развивающемся рынке.

Публикации

  1. Тренды в области BI и управления информацией. Отчет Information Week (Information Week - 2012 BI and Information Management Trends). Ноябрь 2011 г.  
  2. Дэвид Кирон, Ребекка Шокли, Нина Крушвиц, Глен Финч, Майкл Хейдок. Аналитика: увеличивающийся разрыв (David Kiron, Rebecca Shockley, Nina Kruschwitz, Glenn Finch, Michael Haydock. Analytics: The Widening Divide). 7 ноября 2011 г.

Автор: По материалам зарубежных сайтов