Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рынок BI растет, но не хватает адаптивноcти и гибкости

Как показывают исследования, BI-инструменты остаются одними из наиболее
востребованных классов ПО для большинства компаний.

Рынок BI-инструментов показал более высокие темпы роста в сравнении с 2009 годом, когда экономическая ситуация влияла на инвестиции в IT. Рост рынка инструментов BI в 2010 году был обусловлен сохранением спроса и снятием бюджетных ограничений. В то же время внедрение инструментов BI сопровождается рядом проблем, вызванных тем, что компании не всегда успевают находить адекватные ответы на быстрое изменение реалий бизнеса и используют устаревшие подходы. Также специалисты обращают внимание, что область применения BI может быть гораздо шире, чем принято думать.

Устойчивый рост и хорошие перспективы

В 2010 году рынок BI-инструментов вырос на 11,4% и составил 8,9 млрд. долларов. Примечательно, что его рост существенного превысил показатель 2009 года (2%).

При этом большая часть прибыли (75,3%) оказалась в руках 10 крупных поставщиков.

Интересно, что более 4 млрд. долларов было получено во второй половине 2010 года. Это первый случай, когда рынок преодолел порог в 4 млрд. долларов за полугодовой период.

«2010 год выдался успешным для рынка инструментов BI, и согласно нашим прогнозам рост продолжится в последующие пять лет, - говорит Дэн Вессет (Dan Vesset), вице-президент по исследовательским программам компании IDC. - Бизнес-аналитика остается одним из приоритетных направлений для большинства компаний, а BI-инструменты – одни из ключевых технологий для бизнес-аналитики».

Как показало исследование, наибольший рост (13,7%) был отмечен на рынке инструментов обработки запросов конечных пользователей, отчетности и анализа (QRA) , которые обошли сегмент «продвинутой» аналитики (8,6%).

Примечательно, что наилучшие результаты в сегменте QRA показала Россия с годовым ростом более 200%, кроме того Россия наряду с Бразилией в 2010 году перешла отметку в 100 млн. долларов, присоединившись к восьми странам с ежегодным объемом рынка свыше 100 млн. долларов. Что касается сегмента «продвинутой аналитики», то IDC ожидает, что рынки шести стран – Австралии, Бразилии, Канады, Индии, Республики Корея и России – достигнут в 2011 году процентов роста, измеряемых двузначными цифрами.

Интересно, что показатели роста оказались выше, чем ожидали эксперты. Это объясняется тем, что мировая экономическая активность оказалась также выше, чем прогнозировалось.

В 2010 году вносились различные улучшения в существующие BI-инструменты и пакеты ПО. Они были нацелены на то, чтобы упростить пользовательские интерфейсы, а также взаимодействие между пользователями и администрирование. Крупные поставщики продолжили консолидацию приобретенных ранее BI-инструментов.

Не стоит забывать об адаптивности и гибкости

Несмотря на рост рынка в целом, когда дело доходит до реализации конкретных проектов, связанных с бизнес-анализом, то оказывается, все не так гладко. Аналитики компании Forrester в своем последнем отчете обращают внимание на то, что недостаток адаптивности (то есть способности быстро и адекватно реагировать на изменение рынка) и гибкости может привести к неудачам при внедрении BI-инструментов. Они также отмечают, что вновь стал актуальным бизнес-анализ, а в 2011 году большинство компаний снова планируют инвестиции в BI. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты последнего опроса Forrsights Software Survey: более 49% опрошенных заявили о конкретных планах по внедрению или расширению использования BI-инструментов в течение следующих двух лет. Однако, как отмечают эксперты, инвестиции в BI необязательно приведут к успеху. Как показал обзор, уровень зрелости BI-инициатив по-прежнему находится ниже среднего. Почему так происходит, учитывая объемы затрат на BI? Эксперты выделяют три причины.

Внедрение BI требует использования лучших практик и предыдущего опыта. Внедрение BI c учетом прежних ошибок может привести к лучшим результатам, нежели просто использование существующих технологий и архитектуры. Во-первых, внедрение законченного BI-решения требует хорошо скоординированных усилий, чтобы соединить вместе множество компонентов, таких как источники данных, показатели, средства интеграции, моделирования, построения запросов и отчетов, информационные панели, порталы и инструменты генерации напоминаний. Во-вторых, крайне сложно определить требования к BI, которые могут возникнуть в будущем. Например, могут сильно измениться требования контролирующих органов или экономические условия. И, наконец, если собрать трех специалистов в комнате, они озвучат пять разных мнений о том, как лучше получать, рассчитывать и использовать такие показатели, как, например, доходность клиентов. Поэтому создание успешных BI-стратегий, процессов и приложений это многолетний процесс, при котором нужно учитывать и опыт предыдущих неудачных попыток, считают эксперты.

BI-технологии и процессы не успевают за изменением реалий бизнеса. В последние десять лет компаниям довольно хорошо удавалось решать проблемы, которые были характерны для внедрения BI в 1990-е. Среди них неупорядоченные данные и информация, нестабильные и плохо масштабируемые BI-технологии. Но в то время как BI-технологии ранних поколений превратились в решения промышленного масштаба — многофункциональные, масштабируемые и мощные — они потерпели неудачу в решении одной простой, прагматичной бизнес-задачи — достижении гибкости и адаптивности. В последние годы компании начали осознавать, что их стандартные подходы, хорошо приспособленные для решения текущих задач, недостаточно гибкие и быстрые, для того чтобы реагировать и приспосабливаться к новым требованиям, которые меняются с возрастающей скоростью.

Централизация не приводит к быстрому и несложному внедрению BI. Все попытки упростить BI-системы путем централизации, предпринимавшиеся в последние десять лет, имели негативные побочные эффекты, говорят специалисты. Конечно, централизация и консолидация сокращают затраты и дублирование усилий, они решают проблему достижения «единой версии правды». Но, к сожалению, консолидированные BI-среды приводят к созданию дополнительных процессов, часто довольно бюрократизированных. Выполнение задачи требует множества подписей, координации усилий многих сотрудников и процессов утверждения. В результате централизованные BI-среды никак нельзя назвать быстрыми. Примечательно, что это начали понимать и сами компании — по данным опроса Forrester, число респондентов, планирующих консолидацию, хотя и очень незначительно, но сокращается — от 40% в 2009 году до 38% в 2010.

Поле для исследований

Тенденции развития инструментов BI не ограничиваются узкими задачами. Ричард Хершель (Richard Herschel), системный аналитик, работавший в ряде крупных компаний, а ныне – сотрудник Университета Филадельфии, обращает внимание на другие интересные области, где бизнес-анализ может принести большую пользу, но чтобы удостовериться в этом, нужны дополнительные исследования.

BI и цензура. Хершель обращает внимание на тот факт, что многие компании и даже государства занимаются цензурой данных и информации. В этом случае одни люди имеют больше возможностей доступа к данным, чем другие. Что, в свою очередь, приводит к неравенству в возможностях бизнес-аналитики. Получается, что ограничивая информированность людей, организации влияют на те решения, которые принимают люди. Манипулируя данными, компании могут, сами того не подозревая, повлиять на собственные возможности принятия решений.

Образование в области применения средств BI. Согласно результатам недавнего опроса, проведенного среди специалистов по бизнес-аналитике, оказалось, что многие из них признают необходимость продолжения образования в этой сфере. Проблема в том, что число образовательных учреждений, предлагающих хорошие программы в сфере BI, в мире сильно ограничено.

Организация бизнес-анализа. Хершель выделяет три варианта организации бизнес-анализа: централизация, децентрализация или автоматизация. Централизованный подход ориентирован на построение центров компетенции BI, а децентрализованный подход - на обучении и поддержке клиента. Автоматизированный бизнес-анализ строится на том, что процесс разработки, внедрения и поддержки BI-решений ускоряется с помощью автоматизации, а BI-решения предоставляются по требованию. Каждый подход имеет свое обоснование и приносит свои выгоды. Решение о том, какой из подходов лучше или предпочтительнее зависит от частного мнения и опыта. Однако Хершель считает, что этот вопрос следует лучше изучить и выработать критерии, на основе которых можно было бы определить, какой подход лучше.

BI и создание ценности. Хершель ссылается на отчет Gartner, согласно которому в 2011 году руководители IT-отделов концентрируются на трех вещах: увеличении темпов роста компании, сокращении затрат и привлечении новых клиентов. Однако эксперт считает, что CIO должны фокусироваться на этих вещах не только в этом году, а всегда.  

Предотвращение преступлений. В связи с ростом разного рода экономических преступлений Хершель считает, что необходимо лучше изучить влияние бизнес-анализа на предотвращение преступлений. В частности, по мнению эксперта, здесь могут помочь такие направления, как следственная аналитика, анализ рисков, а также конкурентная аналитика.

Управление кризисом. Необходимо изучить, как бизнес-анализ может помочь компаниям справляться с последствиями непредсказуемых событий. Другими словами насколько хороши средства BI в управлении и предотвращении кризиса.  

Управление обратной связью с клиентами. Согласно данным компании Gleanster Research, инструменты BI могут быть использованы для улучшения обратной связи с клиентами. По данным Gleanster, эффективность разрешения проблем клиентов, степень их удовлетворенности могут быть повышены с помощью использования BI.

Данные о местоположении. Многие компании хотят получать данные для отслеживания местоположения клиентов. В то же время законодатели в некоторых странах принимают законы, защищающие приватность граждан. В связи с этим, считает Хершель, было бы разумно провести исследование на предмет того, как бизнес-анализ использует эти данные, как они объединяются с другими данными и как все это связано с принятием решений.

Мобильный бизнес-анализ. Согласно исследованию Говарда Дреснера, мобильный бизнес-анализ вырастет с 10% на рынке BI-приложений до 90% за два года. По словам Хершеля, проблема в том, что никто не знает, как он будет использоваться. Более того, нет доказательств, что сама эта концепция будет работать. Поэтому данный вопрос также требует тщательного изучения.

Анализ настроений. Бизнес-анализ используется для обнаружения того, что человек делает, как и где, а также того, что человек чувствует по поводу того, что делает. Анализ настроений – это изучение интернета на предмет чувств, а не фактов. Социальные сети – очень богатый источник для изучения (данные о мнениях) рынка. Такой анализ позволяет преобразовывать людские эмоции в конкретные данные. Но требуется дополнительное исследование, чтобы понять, насколько успешно работают инструменты BI в этой области.

Публикации

  1. Борис Эвельсон. Скорость будет определять развитие бизнес-аналитики в следующем десятилетии (Boris Evelson. Agility Will Shape Business Intelligence For The Next Decade). 31 марта 2011 г.
  2. Дэн Вессет. Мировой рынок инструментов бизнес-аналитики в 2010 г. (Dan Vesset. Worldwide Business Intelligence Tools 2010). 27 июня 2011 г.
  3. Ричард Хершель. 10 возможностей для исследования бизнес-аналитики (Richard Herschel.10 Opportunities for Business Intelligence Research). 16 августа 2011 г.

Автор: По материалам зарубежных сайтов