Блог эксперта Intersoft Lab

Всё о том, как успешно внедрять бизнес-аналитику

Как уточнить бюджет внедрения управленческой системы

Моё мнение относительно оплаты услуг за внедрение тиражного аналитического/управленческого ПО.

  1. Одни считают, что внедрение «коробки» - задача со всеми известными, поэтому решается строго по контракту с фиксированной ценой. Правда есть нюанс: готовое решение должно «закрыть» все специфичные требования заказчика.
  2. Другие убеждены, что модель Fixed Price непрозрачна, позволяет вендору заложить в стоимость внедрения слишком много рисков, поэтому надо контролировать состав работ и оплачивать их строго по факту выполнения. А то, глядишь, исполнитель за деньги заказчика решит свой «тираж» дорабатывать.

А у меня третья позиция. Обосную:

  • Понятие «тиражный софт» давно не тождественно понятию «коробка». Тем более применительно к специализированному управленческому ПО. Хотя многие заказчики до сих пор ставят между ними знак равенства.
  • Коробка – это софт, ориентированный на массового потребителя. Он поставляется «как есть», с готовым фиксированным набором функций и предполагает установку и настройку силами пользователя. Самая известная коробка, которую используют для управленческих задач – MS Excel.
  • Тиражное управленческое ПО для банков – это специализированная отраслевая платформа для ускоренного внедрения прикладных решений по заказу конкретных банков. Создание пользовательской управленческой системы на такой платформе предполагает гибкую настройку готовых механизмов под методические требования заказчика и может сопровождаться доработкой/разработкой процедур, дополняющих тиражные функции по запросу банка.
  • Очень редко на старте проекта внедрения управленческого ПО заказчик готов четко обозначить его границы. Чаще всего они уточняются уже в ходе оказания услуг, по мере формализации методических требований и вскрытия проблем с качеством данных в системах-источниках. В результате может возникнуть необходимость обоснованно скорректировать цели проекта, состав работ по адаптации тиражного ПО под требования заказчика и трудозатраты исполнителя.

Поэтому мы рекомендуем комбинированный подход к формированию бюджета проекта.

Обобщая опыт многих банков, мы выделили типовые задачи внедрения и готовы сразу зафиксировать их трудоемкость и стоимость. По принципу Паретто она составит порядка 80% от общей стоимости услуг внедрения. Это – обязательная составляющая расходов.

Оставшиеся примерно 20% - резерв на индивидуальные доработки. В зависимости от готовности банка прорабатывать требования к решению до старта проекта необходимость в этих 20% можно уточнить. Для этого мы предлагаем клиентам целый ряд механизмов: от анкетирования до предпроектного обследования.

Но, скажем сразу, чудес не бывает. Если без анализа достаточности в источниках данных для решения поставленных задач написать в анкете «качество данных в системах банка высокое», то перерасхода бюджета после вскрытия проблем с полнотой данных не избежать. Или другой пример: если исполнитель впервые увидит управленческую методику, которую предстоит автоматизировать, только после подписания контракта, то вероятность появления незапланированных доработок, например для создания уникальной управленческой корректировки, резко возрастет.

Резюме: внедрение тиражного управленческого ПО – проектная задача, в которой есть место типовым настройкам (~80% стоимости) и индивидуальной доработке (~20% стоимости). Снизить уровень неопределенности и уточнить Fixed Price проекта – задача, которая имеет решение. Какой будет структура стоимости проекта в конкретном банке – зависит в первую очередь от заказчика.