Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Рост вопреки стагнации

Сайт ИД «Открытые системы» подготовил обзор решений для автоматизации управления затратами, выполненных на базе разных технологий. Об особенностях таких решений, интегрированных в BPM-платформы, рассказывает Юлия Амириди, заместитель генерального директора Intersoft Lab по развитию бизнеса. Об опыте реализации такого решения в обзоре рассказывает Алексей Новиков - заместитель начальника отдела финансового планирования и контроля департамента финансового планирования и контроллинга АКБ «Транскапиталбанк».

Несмотря на неблагоприятные общеэкономические условия, в 2009 году на российском рынке систем, направленных на управление эффективностью бизнеса, сохранилась положительная динамика. Во многом это связано с переориентацией заказчиков BPM-систем с масштабных проектов на точечные, направленные на решение остроактуальных задач. Как показало исследование, проведенное Intersoft Lab, в 2009 году более трети проектов внедрения BPM-систем было нацелено на автоматизацию управления затратами – внедрение BPM-приложений для планирования, учета и анализа расходов. Большинство из таких проектов пришлось на банковскую индустрию: кредитные учреждения оказались ограничены в развитии и испытывали потребность в ужесточении контроля затрат. Несмотря на общее сокращение ИТ-бюджетов, внедрения BPM-приложений для контроля затрат оказались реализуемыми, так как рассчитаны на короткие сроки и характеризуются быстрой окупаемостью. По мнению экспертов, сегмент решений для управления затратами обладает высоким потенциалом роста. Если в 2007 году эту задачи решали 22% компаний, внедряющих BPM-системы, то в 2008 году этот показатель вырос до 33%. По данным на октябрь 2009 года, доля таких проектов в 2009 году как минимум сохранилась на том же уровне. За прошедший год российские поставщики BPM?систем для управления затратами укрепили свои позиции по отношению к иностранным вендорам.

Бюджетирование хозяйственных расходов может быть реализовано в организации как автономная функция управления затратами либо как составляющая системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, ВРМ). В первом случае используют специализированные системы или модули комплексных ERP-платформ. При комплексном подходе к автоматизации управленческих технологий применяют приложения для хозяйственного бюджетирования в составе интегрированных ВРМ-систем.

«Принципиальное отличие технологий управления затратами от технологий финансового управления в целом – стадийность планирования и контроля расходов», - объясняет Юлия Амириди, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab по развитию бизнеса. Такая стадийность предполагает последовательное перемещение бюджетных заявок и хозяйственных платежей по заданному маршруту согласований, вплоть до утверждения документа. Это требует поддержки в системах автоматизации управления затратами механизмов документооборота, как на стадии сметного планирования, так и для контроля расходования бюджетных средств. Именно поэтому системы планирования и управленческого учета не позволяют автоматизировать бюджетирование хозяйственных расходов. Кроме того, на практике выделяются системы коллективного бюджетного планирования, которые, несмотря на все свои достоинства, не поддерживают функциональность для контроля затрат – например, «Diasoft FA# Balance. Бюджетирование хозяйственной деятельности» и «ЦФТ-Бюджетное планирование».

При этом управление затратами способны обеспечить решения, интегрированные в ВРМ-платформы. Их преимущества заключаются в возможности совместного использования приложений для управления затратами, финансового планирования и управленческого учета. При таком подходе управление затратами и другие технологии управления финансами составляют единую модель управления эффективностью бизнеса. При использовании решения, например в банке, бюджет хозяйственных расходов становится частью бюджета доходов и расходов, а данные бюджетного плана включаются в финансовый план кредитной организации.

Ярким примером антикризисного внедрения решения для управления затратами стал проект, реализованный «Транскапиталбанком». «К осени 2008 года, когда многие финансовые учреждения начали испытывать трудности, в банке был завершен первый этап построения BPM-системы, решивший задачи финансовой консолидации, управленческого учета и выпуска основных управленческих отчетов», - говорит Алексей Новиков, заместитель начальника отдела финансового планирования и контроля департамента финансового планирования и контроллинга «Транскапиталбанка». Планировалось, что следующей целью проекта станет постепенное расширение функционала отчетности, а в планах на более поздние сроки был проект по контролю сметы административно-хозяйственных расходов. Однако известные всем события изменили эти приоритеты, в результате чего проект по управлению затратами получил статус первоочередного. Более того, в апреле 2009 года банк приступил к автоматизации полного цикла управления затратами на базе приложения «Бюджет хозяйственных расходов» компании Intersoft Lab, а не только контроля ведения сметы расходов. На сегодняшний день решение передано в опытную эксплуатацию по головному офису банка, а в течение нескольких месяцев эта технология будет перенесена на 16 филиалов.

Автор: Н. Смирнов

Источник: OSP.ru. Открытые системы, 2009.11.20