Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Национальный банковский журнал (NBJ)

ООО КБЭР «Банк Казани»: нетипичная стратегия цифровых преобразований

О том, как ИТ помогают конкурировать за клиентов, и почему внедрение хранилища данных положило начало цифровой перестройке в банке, рассказывает председатель правления ООО КБЭР «Банк Казани» Олег Бачурин.

 

NBJ: Банк Казани - старейший коммерческий банк Республики Татарстан. Когда слышишь «старейший банк», представляется консервативное учреждение, приверженное традиционным подходам к ведению бизнеса. На самом деле Банк Казани движется в авангарде цифровой перестройки. Как удается совмещать традиции и новации?

Олег Бачурин: Главная ценность и дань сложившимся за 30 лет существования Банка Казани традициям - клиентоориентированность. Сегодня клиент диктует банку свои требования, а информационные технологии помогают им соответствовать. Поэтому цифровая перестройка в Банке Казани охватывает как процессы обслуживания клиентов, так и внутренние процессы, в том числе поддержку принятия управленческих решений. Это реально помогает конкурировать за клиентов с крупными банками.

 

NBJ: Каким образом ИТ содействуют в конкурентной борьбе?

Олег Бачурин: С одной стороны, мы становимся привлекательнее для потребителей за счет современных электронных сервисов, как в офисах банка, так и в цифровых каналах обслуживания. В частности, в 2019 году мы обновили платформу для интернет-банка, постоянно совершенствуем мобильное приложение, чтобы большинство операций наши клиенты могли выполнять удаленно.

С другой стороны, мы укрепляем свои конкурентные позиции благодаря привлекательной и обоснованной продуктовой политике. В 2016 году в банке запустили корпоративное хранилище данных, из него выпускается детальная управленческая отчетность. Она показывает нам реальную прибыльность продуктов и все ее составляющие, то есть источники доходов и расходов. Это помогает понять, где и сколько мы теряем, локализовать проблемные участки и прицельно их совершенствовать, в том числе снижать их себестоимость за счет цифровой модернизации. Каждое удешевление добавляет нам конкурентных преимуществ, позволяет оптимизировать ставки и не терять маржу.

 

NBJ: Обычно цифровую перестройку начинают с клиентских сервисов, а не с управленческих процессов. Почему в Банке Казани все оказалось наоборот?

Олег Бачурин: Согласен, со стороны наш путь цифровых преобразований выглядит нетипично. Но внедрение ХД стартовало у нас еще до запуска в конце 2016 года системной программы цифровой экономики. К моменту утверждения ИТ-ориентированной стратегии развития Банка Казани, которой мы следуем последние 3 года, проект уже достиг поставленных целей. Можно сказать, что автоматизация управленческих процессов на базе ХД наглядно продемонстрировала нам потенциал внутренней оптимизации. Получилось, что мы не просто отреагировали на внешний сигнал о необходимости цифровых перемен, мы оказались готовы к ним изнутри, у нас сложилось понимание, как использовать «цифру» по максимуму. В результате в стратегии развития банка задача ускорения и удешевления внутренних процессов заняла важное место наряду с развитием дистанционных сервисов. Это, кстати, помогло в дальнейшем избежать перекоса, когда процессы управления прибыльностью и рисками по своей эффективности существенно проигрывают фронт-офисным процессам. В нашем случае это не так.

 

NBJ: О результатах реализации поставленных задач говорить уже можно?

Олег Бачурин: Итоги реализации стратегии нам еще предстоит официально подвести. Но уже можно отметить ряд важных достижений.

В 2018 году Банк Казани удостоился награды портала GlobalCIO за лучшее решение в области бизнес-аналитики для банков. В 2019 году вошел в топ-10 лучших интернет-банков по уровню цифрового офиса по версии агентства Markswebb. Одними из первых в Татарстане успешно внедрили Сервис «Система быстрых платежей» (СБП). Запустили новый сервис — Pay Control — для большего удобства работы с цифровой подписью в интернете и мобильном банке. В этом году завершён проект по роботизации бизнес-процессов в Банке Казани. 

Если говорить о статистике, то на сегодняшний день Банк занимает 165-е место в России по величине собственного капитала, 175-ю строчку в рейтинге по показателю величины активов. В Татарстане по величине активов Банк Казани занимает 6-е место. Рейтинговое агентство (АКРА) подтвердило финансовую устойчивость и кредитоспособность банка.

Но главное наше достижение в том, что в условиях серьезного экономического кризиса и мировой пандемии мы сумели сохранить индивидуальный подход в решении проблем клиентов, обеспечить высокую скорость реагирования на их обращения и доступность наших услуг. И это высоко оценили на федеральном уровне. Буквально недавно, Банк Казани стал победителем в конкурсе Торгово-промышленной палаты России в номинации «Антикризисная поддержка бизнеса» по специальной номинации «Лучшая банковская программа МСП -2020».

 

Краткая справка о хранилище данных ООО КБЭР «Банк Казани»

Хранилище данных с функцией управленческой отчетности реализовано на СРМ-платформе «Контур» от компании Intersoft Lab. Для интеграции с учетными системами используется ETL-платформа Pentaho Data Integration Kettle ETL. Введено в эксплуатацию в декабре 2016 года.

В ХД ежедневно аккумулируются сведения о клиентах и данные бухгалтерского и оперативного учета, выполняется контроль их качества, исправление, обогащение и консолидация; выпускается управленческая отчетность по методологии банка, включая управленческий баланс, отчет о прибылях и убытках с учетом трансфертной стоимости ресурсов и аллокаций накладных расходов. Собранные данные и управленческие показатели используются для получения аналитики по различным направлениям деятельности банка.