Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Аналитический банковский журнал

BI-демократия для потребителей управленческой отчетности

В «ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНКЕ» BPM-система за 7 лет её постепенного развития охватила основные процессы управления эффективностью банка. За несколько месяцев в 2010 году новая аналитическая платформа в её составе решила ряд проблем, связанных с востребованной сложной управленческой отчётностью. Как это удалось ИТ-департаменту за считанные недели?  

6 лет управления эффективностью и 1 год кризиса

7 лет назад «ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК» заложил основу BPM-системы – внедрил хранилище данных «Контур» и первые BPM-приложения. Эти начальные шаги внедрения были сделаны для того, чтобы на более технологичном уровне вести управленческий учет и выпускать управленческую отчетность. Постепенно к функциональности BPM-системы прибавляли новые задачи, и к 2009 году система доросла до состояния, когда она претендует на комплексную поддержку управления в банке. И финансовая консолидация, и управленческий учет, и управление затратами, и подготовка налоговой отчетности, отчетности для Банка России автоматизированы на базе BPM-системы.

Как следует из этого списка, BPM-система обеспечивает потребности множества бизнес-пользователей в самой разной отчетности. Перечислю её основных потребителей:

  • топ-менеджмент, для которого готовится около 10 отчетов;
  • казначейство, управление рисков и анализа, клиентские управления, для которых из системы выпускается более 100 форм управленческой отчетности;
  • отдел налоговой отчетности, для которого строится примерно 80 налоговых регистров;
  • бухгалтеры, которые ответственны за обязательную отчетность и которые пользуются 15 автоматизированными формами.

Потребности каждого из этих потребителей отчетности очень индивидуальны. Кому-то важнее всего соблюсти регламент и сроки, кому-то важно получать отчеты презентационного качества, для кого-то главное – возможность самостоятельно работать с отчетами: кроить, сверлить, детализировать и т.д. Однако общее требование любого потребителя отчетности – это достоверность отчетных данных, именно поэтому работа с массой отчетности в банке сосредоточена вокруг BPM-системы.

Так исторически сложилось, что развитие системы началось с автоматизации управленческой отчетности и этому виду отчетности уделяли больше всего внимания. Число автоматизированных форм в 2008 году было внушительным, с ними каждый день работал не один десяток пользователей. Технология работы была выстроена по следующему принципу. Ежедневно из хранилища данных BPM-системы выпускалось несколько десятков OLAP-кубов, каждый из которых содержит сразу несколько управленческих отчетов. Аналитики, топ-менеджеры и бизнес-пользователи могли получить их на внутреннем корпоративном портале. Для работы с кубами на местах пользователей установлено клиентское OLAP-средство.

В чем отличия кубов для этих групп пользователей?

Руководители получают кубы с небольшим набором данных и атрибутов, т.к. им нужна неглубокая детализация и отчеты стандартной формы для быстрого ознакомления с цифрами.  Сотрудники бизнес-подразделений получают более глубокую детализацию, также на основе ограниченного объема данных, т.к. их интересует только небольшая прикладная область информации. Для обеих категорий пользователей – небольшой объем данных, небольшие, легко управляемые отчеты, которые можно и нужно смотреть при помощи клиентского OLAP-инструментария.

Аналитики какое-то время работали с кубами с небольшим набором атрибутов, но постепенно этот набор разрастался. Кубы по мере этого усложнения росли, становились слишком большими и сложными в доработке. Разделить большие кубы на много маленьких было крайне затруднительно – слишком много возможных комбинаций интересовало заказчиков таких кубов.

Когда наступила осень 2008 года, а за ней нелёгкий 2009 год, именно хорошо проработанная за многие годы BPM-технология выпуска управленческой отчетности стала одним из «спасательных кругов» бизнеса. Множество сотрудников, не отрываясь от кубов, анализировали, какова доходность филиалов, динамика открытия счетов, клиентских операций и т.д. Резкое повышение интереса к управленческим данным заставило ИТ-департамент в горячем режиме разрабатывать новые кубы и Excel-отчеты. Нагрузка на BPM-систему резко возросла, ИТ-департамент впервые столкнулся с ограничениями подготовки отчетности при применяемой технологии подготовки кубов: создание новых сценариев генерации кубов возможно только силами ИТ-специалистов, и даже их самая активная деятельность была бы недостаточной для поддержки постоянно меняющихся требований пользователей. В отношении работы с отчетностью ИТ-департамент невольно мог оказаться на пути к IT-кратии, в то время как часть пользователей, например, аналитики, способны самостоятельно настроить под свои требования новые отчеты. При этом главное требование к системе отчетности – обеспечение достоверности данных – BPM-система продолжала выполнять.

Так после стресс-теста нашей технологии выпуска управленческой отчетности мы задумались о том, как найти способ дать пользователям право на самостоятельность в работе с отчетностью, при этом гарантировав достоверность данных в «самодельных» отчетах и минимальное время формирования отчетности. Всё это наводило на мысли о новом промышленном решении, которое дополнило бы BPM-систему.

BI-демократия для пользователей отчетности

Ближе всего к искомому ПО оказалась аналитическая платформа Oracle Business Intelligence, которая к 2009 году  уже прошла несколько успешных внедрений в отечественных банках. Испытать её на реальных данных банка в боевом режиме за короткий срок мы смогли в ходе пилотного проекта. За время около месяца один человек настроил два налоговых отчета и три управленческих.

Набор возможностей работы с настроенными отчетами показался привлекательным, и банк приобрел Oracle Business Intelligence SE One. С момента покупки Oracle BI все новые запросы пользователей к отчетности в банке реализовывали на Oracle BI. К сентябрю 2010 года на Oracle BI выпускается:

  • 6 отчетов презентационного качества с данными хозяйственных бюджетов для топ-менеджеров, каждый из которых детализируется в нескольких разрезах;
  • 7 отчетов, или около 20 панелей для клиентских управлений.

Заметим, что и в Oracle BI один отчет объединяет в себе набор панелей, каждая из которых представляет данные в определенном разрезе.

Когда на Oracle BI за время около месяца решили две эти сложные задачи, стал окончательно очевидным естественный способ внедрения новой технологии – постепенный охват отчетности по мере поступления новых запросов пользователей. Роль ИТ-специалистов в этом этапе работы с отчетами сводится к тому, чтобы познакомить потребителей с интерфесом Oracle BI и единожды создать понятное и доступное конечному пользователю описание данных, собранных в ВРМ-системе. Это так называемая корпоративная семантическая модель – описание связей с физическими таблицами хранилища данных, бизнес-описание данных в терминах и логике, понятной пользователям, и, наконец, описание витрин данных для разных групп пользователей. Обращаясь к витринам с помощью «тонкого» клиента пользователи самостоятельно настраивают новые отчеты и перестраивают их в зависимости от своих интересов, управляя представлением отчетных показателей с помощью различных фильтров и измерений.

С учетом просьб самых активных пользователей отчетности на ближайшее время запланированы:

  1. Разработка множества отчетов на Oracle BI. Планируется заменить BI-витринами около 20 кубов на клиентском BI, с которыми работают аналитики и управление по работе с физическими лицами. Планируется расширить количество показателей по сравнению с теми, что анализировали кубы.
  2. Подключение новых пользователей. Мы планируем, что уже к концу 2010 года на Oracle BI перейдут пользователи управления рисков и анализа, управления по работе с физическими лицами, управления по работе с корпоративными клиентами, руководства банка.
  3. Обучение аналитиков работе с моделью хранилища и разработке собственных отчетов на основе модели.

BPM-власть плюс BI-фикация всей отчетности

Итак, дополнение BPM-системы новой аналитической платформой за рекордно короткие сроки привело нас к качественно новому уровню работы с управленческой отчетностью. С одной стороны, мы по-прежнему пользуемся единым источником достоверных данных для отчетности – корпоративным хранилищем в составе BPM-системы. С другой стороны, средствами Oracle BI пользователи продолжают получать аналитическую отчетность, в которой состав разрезов для просмотра задают они сами. Более того, в отличие от ситуации, когда создание новых кубов поддается только ИТ-специалисту, бизнес-пользователь, знакомый с Oracle BI, самостоятельно создаст новый отчет при минимальной поддержке ИТ-департамента.

Лучшим доказательством эффективности этой технологической архитектуры считаю довольного бизнес-пользователя, который доверяет отчетным данным из BPM-системы, своевременно получает достаточный объем необходимой отчетности и при этом может  самостоятельно создавать новые отчеты в зависимости от изменений внешней среды и внутренних потребностей банка. Базу для того, чтобы выполнить запросы пользователей, мы создали в далеком 2003 году, 7 лет назад, когда задумались не о создании хранилища, а о строительстве BPM-системы – предметно-ориентированного решения, в котором заложен опыт многих банков: отчеты, алгоритмы их подготовки и данные, которые потребуются для их подготовки, со всеми атрибутами и специфичными требованиями.

Остается пожелать коллегам из ИТ-департаментов других банков находить свои эффективные технологичные  решения, правильно анализировать пожелания бизнес-пользователей и вместе с ними приходить к общему результату.

Опубликовано: Аналитический банковский журнал, 2010, № 9

Oracle Business Intelligence это интегрированная платформа для бизнес-анализа, включающая широкий спектр возможностей для построения аналитической банковской системы. Oracle BI предоставляет:

  • Единую среду анализа и принятия решений для всех департаментов
  • Всесторонний анализ деятельности банка
  • Единую общекорпоративную систему выпуска отчетности по любым шаблонам
  • Доступ ко всем данным банка и внешним источникам
  • Комплексный анализ в реальном времени
  • Автоматических мониторинг показателей
  • Рассылка оповещающих сообщений.

Oracle BI дает возможность анализировать данные всем сотрудникам, а не только аналитикам:

  • Информационные панели. Пользователь работает с заранее подготовленными информационными панелями, включающие набор стандартных готовых интерактивных отчетов.
  • Нерегламентированная отчетность. В любой момент пользователь может создать новый аналитический отчет самостоятельно с нуля или изменить уже существующий на информационной панеле. Инструмент для построения отчетов содержит только визуальные объекты, и любой пользователь в несколько кликов может разработать свой отчет.
  • Регламентированная отчетность. Шаблоны для регламентированной отчестности, в том числе формы государственного образца, могут разрабатываться в MS Word.
  • Проактивные оповещения. Пользователь самостоятельно может настроить автоматическую проверку показателей и  отпределить способ получения уведомления.
  • Интеграция с Microsoft Office. Пользователи могут работать с «живыми» отчетами из офисных программ.
  • Oracle Scorecard and Strategy Management. Пользователь может отслеживать параметры и ключевые показатели эффективности (KPI), согласованные с организационной стратегией и целями.

Все инструменты работают, основываясь на единой бизнес-моделе информации, в который объединяются данные из всех источников банка. Пользователи работают с единым для всех департаментов «источником правды». Поэтому при составлении различных видов отчетов показатели всегда согласованны и противоречий возникнуть не может.