Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Банковские технологии

ОАО «ТрансКредитБанк» выстраивает систему подготовки отчетности, соответствующую масштабам бизнеса, с помощью Oracle BI

Десятки российских банков используют хранилища данных в течение нескольких лет, среди них банки, которые пользуются BPM-системами на базе промышленных хранилищ данных. В хранилищах накоплены огромные объемы данных, без анализа которых невозможна полноценная работа финансиста и экономиста. При этом работники, в обязанности которых входит собственно анализ данных, не всегда могут проявлять достаточную самостоятельность и зависят от IT-персонала. Больше самостоятельности им могут предоставить средства BI, но пользоваться всеми их возможностями мешает относительная молодость этой технологии и дефицит информации об успешном опыте ее применения. Преодолевая этот дефицит, мы публикуем кейс о значительном (более чем годовом) опыте применения Oracle BI Suite EE для создания единой системы корпоративной отчетности ОАО "Транскредитбанк".

Общая информация о заказчике

ТрансКредитБанк -- это системообразующий банк транспортной отрасли страны, стратегический партнер ОАО "РЖД". В число клиентов банка входит большая часть предприятий железнодорожного транспорта, а также компании всех отраслей транспорта и транспортной инфраструктуры, их партнеры и контрагенты. Помимо этого, банк обслуживает металлургические и машиностроительные предприятия, выполняющие заказы отрасли, крупные структуры энергетики, основные компании-перевозчики, ряд внешнеторговых организаций, а также компании иных отраслей экономики. По объемам основных финансовых показателей ТрансКредитБанк стабильно входит в число двадцати крупнейших российских кредитных организаций. ТрансКредитБанк имеет разветвленную региональную сеть, включающую в настоящий момент 276 офисов. Основные и дополнительные офисы банка действуют в 186 городах и населенных пунктах России.

Предыстория проекта

Начиная с 2001 г., ТрансКредитБанк последовательно выстраивает комплексную систему управления эффективностью бизнеса на базе единого хранилища данных. Методично наращивая BPM-функциональность за счет внедрения соответствующих бизнес-приложений хранилища данных "Контур", банку удалось автоматизировать все основные процессы управления эффективностью, в том числе финансовую консолидацию, финансовое планирование и управленческий учет, бюджетирование хозяйственных расходов, фондирование филиалов (работу Казначейства, расчет трансфертных доходов/расходов), подготовку сложных форм обязательной отчетности, включая автоматизированный расчет расшифровок для обязательных нормативов. На сегодняшний день в корпоративное хранилище собираются данные Головного офиса, 43 филиалов и дочернего банка, всего около 80% бизнес-данных. К хранилищу регулярно обращаются более 200 пользователей из разных департаментов, а также топ-менеджеры банка. Для визуализации отчетов первоначально использовалось несколько инструментов: MS Excel, Contour BI и специализированные интерфейсы бизнес-приложений. Однако по мере развития бизнеса накапливались сложности, связанные с нехваткой средств оперативного получения и анализа отчетных показателей, распылением усилий IT-департамента на поддержку нескольких технологий выпуска отчетов. Назрела потребность в использовании единой промышленной платформы для создания централизованной системы подготовки корпоративной отчетности.

Рисунок 1. Хранилище данных как основной источник бизнес-данных для построения отчетности

Цели и задачи проекта

Стратегической целью проекта явилось создание интегрированной системы подготовки корпоративной отчетности, не только обеспечивающей текущие потребности бизнес-пользователей, но и создающей значительный запас возможностей на перспективу.

В ходе проекта решались следующие задачи:

  • Внедрение унифицированного в масштабах банка подхода к подготовке обязательной и управленческой отчетности
  • Стандартизация работы пользователей с отчетами
  • Сокращение операционных затрат на подготовку отчетности, снижение рисков зависимости от персонала

Выбор в качестве основы для построения подсистемы автоматизации подготовки отчетности аналитической платформы Oracle Business Intelligence Suite EE был обусловлен несколькими факторами: заказчика привлекли интеграционные свойства продукта, оптимальное для ПО этого класса соотношение цена/качество и бренд Oracle, зарекомендовавший себя на российском рынке.

Описание решения

Внедрение Oracle Business Intelligence Suite EE в тесном сотрудничестве с банком проводила компания Intersoft Lab -- разработчик эксплуатируемого в банке хранилища данных.

В рамках пилотного проекта, длительность которого составила всего 1,5 месяца, специалисты компании:

  • выполнили описание физической структуры данных средствами Oracle BI Suite EE,
  • разработали оптимизированные запросы к ХД для сокращения времени выпуска отчетов,
  • разработали бизнес-модели и для выпуска основных видов управленческих отчетов, обеспечив возможность детализации агрегированных показателей до первичных учетных данных,
  • настроили презентационный слой системы и наладили выпуск 10 отчетных форм.

Наращивание состава отчетов, выпускаемых с помощью Oracle BI, проводилось силами банка. В настоящий момент в централизованной системе автоматизирован выпуск 60 форм отчетности, половина из которых была настроена по инициативе пользователей и в основном их усилиями. Отчеты презентационного качества строятся на основе данных хранилища, АБС и бэк-офисных систем. Систему активно используют в интересах различных подразделений банка:

  • Правление банка получает отчеты по карточкам, депозитам, клиентам.
  • Департамент клиентского бизнеса и Департамент клиентских операций -- все виды отчетов клиентских менеджеров (по операциям клиентов, по динамике клиентской базы, по группам клиентов и др.).
  • Департамент транспортной отрасли -- отчетность по операциям ОАО "РЖД".
  • Департамент планирования, анализа и управления рисками -- управленческую отчетность.

К выпуску готовится пакет отчетов для Департамента розничного бизнеса, включающий более 50 форм аналитической отчетности по банковским продуктам, портфелям, операциям физических лиц и др. В перспективе планируется подключение к системе корпоративной отчетности филиалов банка и выпуск консолидированных отчетных форм в разрезе филиалов.

Рисунок 2. Функциональная архитектура интегрированной системы подготовки отчетности банка

Достигнутые результаты

1. Обеспечено использование согласованных показателей в различных отчетных формах, что существенно снижает риск принятия неверных решений на основе некорректных данных.

2. Банк получил удобный инструмент для самостоятельного расширения состава управленческой и пруденциальной отчетности.

3. Бизнес-пользователи работают в едином интерфейсе, обеспечивающем простую навигацию по системе отчетности, они также получили возможность интерактивно управлять представлением отчетной информации.

4. Сокращены затраты на поддержку решения со стороны Департамента ИТ.

Вице-президент ОАО "ТрансКредитБанк", директор департамента ИТ Сергей Русанов так оценил результаты развития единой корпоративной системы отчетности: "Разработка единого корпоративного стандарта выпуска отчетности и внедрение его в практику потребовали относительно небольшого отрезка времени. Основой успеха стало использование в качестве источника информации для построения отчетности единого хранилища банка. Благодаря этому обеспечивается необходимое качество данных для отчетности и, как следствие, выросло доверие к ней со стороны бизнес-пользователей. Результаты применения Oracle BI превзошли наши ожидания: запущен механизм самостоятельного развития системы бизнес-пользователями, которое происходит под контролем ИТ. На мой взгляд, в этом проекте удалось реализовать основные стратегические и централизующие возможности BI".