Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Банковские технологии

Рынок BPM: несмотря на иммунитет от кризиса, вопросы остаются

Прошлогодний прогноз западных аналитиков оправдался: рынок ВРМ сохраняет иммунитет к кризису. В период экономического спада этот сегмент IT-рынка показал рост, хотя и не такой бурный, как в предыдущие годы. В России по итогам 2008 г. рынок испытал падение, в банковском секторе оно достигло 69%. Однако, со второго полугодия 2009 г., банковский сектор отечественного рынка ВРМ снова оживился. Банки возвращаются к развитию функциональности эксплуатируемых BPM-платформ, начинают новые проекты.

Еще одно отличие в поведении мирового рынка ВРМ и его российского сегмента касается функциональных предпочтений потребителей в кризисный период. В 2009 г. подготовка обязательной отчетности -- практически единственное направление прикладной автоматизации на платформе хранилища данных, на котором российские банки открывали финансирование новых проектов. По мнению ВРМ Partners, быстро растущая в кризисный период популярность управления эффективностью формирует высокую вероятность неудач ВРМ-проектов или создания решений, лишь на 50-70% удовлетворяющих бизнес-целям. В чем причины сложившейся ситуации, и как минимизировать риски неудач при внедрении ВРМ?

Чем опасна популярность ВРМ?

На волне популярности многие начинают рассматривать технологию как модное лекарство, которое «помогает всем». При таком подходе даже вопрос стоимости решения часто отходит на второй план. В результате решение выбирается по простому принципу «сегодня быстро покупаем IT-панацею, и завтра мы не должны слышать о проблемах». Чем опасен такой упрощенный подход к принятию решения? Проанализируем основные опасные заблуждения, возникшие под влиянием моды на ВРМ.

Известный бренд - гарантия от неудач

Коротко о плюсах, которые считаются весомыми при выборе известного бренда:

  • поставщик не исчезнет с рынка и будет развивать решение,
  • решение проверено временем (с этим утверждением можно поспорить: рынок ВРМ за последние годы пережил много слияний-поглощений и в линейки известных поставщиков попали менее проверенные продукты),
  • на рынке достаточно персонала, владеющего ПО.

Почему эти доводы не являются гарантией от неудачи проекта? Для начала нужно разобраться с тем, что представляет собой BPM-решение. ВРМ состоит из двух частей - информационных технологий и методологий управления. Методология зависит от подходов к ведению бизнеса, стратегии его развития, которую определяют чаще всего акционеры, устоявшихся технологий и допустимых оснований для принятия управленческих решений, которые зависят от менеджеров организации. Подбор IT-компонентов ВРМ-системы определяется IT-стратегией, масштабами банка и перспективами его роста, существующей IT-инфраструктурой и возможностями этих компонентов поддерживать методологию конкретного банка. Таким образом, нужен взвешенный, индивидуальный подход к выбору решения. Иначе можно приобрести дорогостоящую BPM-платформу, на которой будет невозможно реализовать ваши задачи.

Еще один важный момент, который нужно учитывать – иностранные бренды не поддерживают специфические принципы ведения учета и подготовки отчетности по требованиям российских регуляторов. Поэтому ждать от зарубежных разработок готовности к решению такой остроактуальной для банков задачи, как подготовка обязательной отчетности, не стоит.

Авторитетные консультанты обеспечат успех проекта

Приглашение консультантов-методологов к участию в проекте выглядит вполне обоснованным шагом. Но здесь заказчика подстерегают несколько опасностей:

  1. Предложенная консультантом методология не может быть реализована в системе. Причина проблемы кроется в отсутствии у консультанта достаточных знаний о системе автоматизации, на базе которой планируется реализовать методику. Методика создается без учета существующих в системе прикладных инструментов и алгоритмов, а также без оценки производительности конечного решения. Часто также возникает ситуация, когда методика создается без учета состава исходных данных для расчетов, которые будут поступать из учетных систем. Например, методика предполагает формирование бюджетов по центрам финансовой ответственности, банковским продуктам и другой аналитике, а исходные данные в АБС (лицевые счета и проводки, на основании которых рассчитываются бюджеты) не имеют этих признаков. Если BPM-система не обладает инструментами обогащения исходных данных аналитикой или получить недостающие данные за счет обогащения невозможно, методика окажется непригодной.
  2. Консультант заинтересован в продвижении конкретного бренда. Очень часто консультант рекомендует решение, в продвижении которого его заинтересовал конкретный разработчик. При этом консультант не несет ответственности за результаты проекта, их всегда можно объяснить ошибками внедренческой компании.

Нам точно подойдет решение, созданное специально для нас

Индивидуальная разработка, на первый взгляд, должна обеспечивать создание решения, полностью удовлетворяющего потребности заказчика. Однако определение комплекса интегрированных методик управления эффективностью и формулирование качественных требований к созданию полнофункциональной BPM-системы - непосильная задача для конечного потребителя, к тому же озабоченного исключительно текущими проблемами. В результате в рамках проекта разрабатывается логическая и физическая модель системы, ограниченная узкой функциональностью. В дальнейшем при попытке расширить функциональность заказчик может столкнуться с тем, что новую задачу невозможно реализовать в рамках существующей модели. В итоге каждый раз придется переплачивать за реинжиниринг, доработку имеющейся функциональности и т. п., а сроки разработки увеличиваются.

Кроме того, нужно учитывать риски зависимости от разработчиков решения, а это риски ценового давления, риск ухода разработчика с рынка и др.

Как выбрать ВРМ без ошибок?

Чтобы минимизировать перечисленные риски, ведущие мировые поставщики - IBM, Sybase, Oracle - предлагают в составе BPM-платформ отраслевые логические модели данных. Существуют решения с моделями данных для финансовой, энергетической, торговой и других отраслей. Модель содержит описание взаимосвязанных бизнес-объектов отрасли, которые необходимы для автоматизации комплекса управленческих задач и структура которых учитывает возможное расширение функциональности системы.

В России BPM-технологии наиболее востребованы в банковской отрасли. И, как отмечалось выше, сегодня самая актуальная задача для банков - автоматизация подготовки обязательной отчетности. Реализация специфики технологий подготовки отчетности, прежде всего регуляторной, требует глубокой проработки не только организации исходных данных в ВРМ-системе (т.е. логической модели данных или словаря данных), но и процессов расчета отчетных показателей и выпуска отчетности. Включение в состав методической модели Intersoft Lab отраслевого альбома шаблонов регламентной и управленческой отчетности и методик ее подготовки - принципиальное расширение отраслевой модели данных, впервые предлагаемое для ВРМ-систем.

Методическая модель, разработанная Intersoft Lab, содержит систематизированные знания о процессах управления эффективностью и подготовки отчетности в российских банках. Модель позволяет заказчику увидеть, как будут формироваться отчеты в системе: какие исходные данные, алгоритмы и инструкции регулятора для этого применяются. В составе модели описание около 500 форм управленческой отчетности банка, полного пакета отчетности для Банка России, налоговой отчетности, отчетности по МСФО с описанием технологии расчета (алгоритмов) отчетных показателей. Это результат 10-летней практики постановки и автоматизации BPM-технологий более чем в 70 банковских проектах. Модель постоянно развивается, актуализируется в соответствии с новыми требованиями регуляторов.

Модель позволяет учитывать индивидуальные особенности методик управления, принятых в конкретном банке. Индивидуализация подготовки различных форм отчетности поддерживается на уровне алгоритмов расчета показателей, на уровне исходных данных (здесь учитываются особенности получения данных из различных источников, возможности обогащения данных требуемой аналитикой и др.), на уровне состава и содержания отчетных форм. При создании методической модели конкретного банка из базовой модели выбираются необходимые шаблоны отчетов, расчетные алгоритмы и объекты словаря данных. Затем разрабатывается техническое задание на настройку BPM-системы для поддержки индивидуальной модели банка.

Информационный комплекс для автоматизации методической модели управления эффективностью банка также формируется индивидуально с учетом IT-стратегии банка, его масштабов и нужной функциональности. Для построения основы ВРМ-системы Intersoft Lab предлагает собственную студию для создания хранилищ данных «Контур». В результате банк получает BPM-решение, отвечающее его текущим бизнес-задачам и IT-стратегии, при этом базовая методическая модель дает возможность банку-заказчику оценить перспективы дальнейшего развития функциональности системы.

Наличие готовой методической модели BPM-решения позволяет:

  • Согласовать план ВРМ-проекта с бизнес-стратегией банка, структурировать проект по бизнес-направлениям. Модель помогает выстроить оптимальную цепочку этапов внедрения системы в зависимости от бизнес-целей банка.
  • Структурировать финансовые затраты на построение системы. Выделяя приоритетность задач проекта и реализуя его поэтапно, банк может эффективно распределять затраты на создание системы.
  • Оптимизировать расходы на приобретение программного обеспечения для нужд бизнеса. Возможность выбора ПО для построения BPM-системы позволяет сокращать издержки на автоматизацию, использовать только необходимые инструменты.
  • Сохранять инвестиции на всех этапах BPM-проекта. Банк не столкнется с необходимостью IT-перевооружения, на каждом этапе проекта сохраняется возможность выбора ПО, в том числе использования ранее приобретенных инструментов.

* * *

В заключение несколько рекомендаций, которые помогут предупредить неуспех ВРМ-проекта:

  1. Выбирайте систему сами, даже если для разработки методологии приглашены консультанты.
  2. Проверьте, располагает ли поставщик отраслевой моделью BPM. Наличие отраслевой модели данных -- обязательное требование к продукту. Наличие методической модели – гарантия того, что поставщик знает, как реализовать конкретные прикладные задачи на предлагаемой модели данных. На момент написания статьи только на сайтах ряда иностранных поставщиков ВРМ была представлена информация о модели данных предлагаемого решения. Ограниченный опыт российских поставщиков пока не позволяет им разработать собственные модели. Исключение – методическая модель BPM компании Intersoft Lab, которая обобщает опыт более 70 проектов в российских банках.
  3. Если для разработки методологии приглашен внешний консультант, необходима экспертиза методологии поставщиком ПО. Если предложенная методология имеет ограничения по реализации на выбранной платформе, требуется ее доработка консультантом. Поэтому важно организовать эффективное взаимодействие консультанта и поставщика BPM.

Авторы надеются, что предложенные рекомендации помогут избежать ошибок при выборе системы управления эффективностью.