Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Антикризисный IT-бюджет для банка

Журнал «Финанс.» выяснил, какие области автоматизации остаются жизненно важными для банков даже в период кризиса. Вопрос о том, почему BPM-системы оказались среди таких технологий, прокомментировал Валерий Чаусов - генеральный директор компании Intersoft Lab

Предельный минимум банковских функций – проведение платежей и выполнение требований регулятора. Даже в кризис придется искать деньги на их автоматизацию и поддержку.

 Бизнес перешел в режим жесткой экономии, и банки – одними из первых. Их IT-бюджеты худеют. «Любой банк, какой бы сложной ни была экономическая ситуация, вынужден поддерживать возможность проведения платежей, автоматизировать подготовку отчетности для Банка России, управлять доходностью, контролировать затраты», – описывает минимальный круг задач Валерий Чаусов, генеральный директор компании Intersoft Lab. Еще одно вечное направление для усо­вер­шен­­ст­во­ва­ний – безопасность, в том числе информационная.

Неопытная интеграция. Основанием для включения строки в IT-бюджет теперь служит только экономическая эффективность. В то же время нельзя оценивать эффективность докризисными методами. Например, в 2007 году представители банков могли говорить: «За счет автоматизации мы увеличили доход от кредитования физлиц в два раза». Умалчивалось, что дело здесь в росте спроса. Конечно, без автоматизации банк не смог бы обслужить столько заявок. Но при отсутствии спроса IT-система не поможет.
Кто чувствует себя чуть лучше основной массы, занимается тем, на что закрывались глаза в период бурного роста рынка, – интеграцией. Например, объединением программных модулей для централизации управления. «Сокращаются расходы на IT-персонал, поддержку программных и аппаратных средств в филиалах», – рассказывает Валерий Чаусов. Опять-таки для сокращения издержек многие банки занимаются реструктуризацией филиальных сетей – без под­держ­ки IT-консультантов не обойтись.
Как оценить эффект? Юрий Терехин, директор департамента по работе с финансовыми институтами компании «Форс – центр разработки», приводит пример проекта по интеграции локальных систем с использованием Oracle BPEL в одном российском банке. В итоге существенно сократились расходы на поддерж­ку разнородных интерфейсов между си­сте­ма­ми. Эксперт посоветовал выбрать значимый для банка период деятельности, но не менее года. Далее сопоставить разницу в стои­мо­сти сопровождения интерфейсов между системами с учетом рисков отказов до и после появления новой инфраструктуры. Подсчитать разницу в потерях из-за простоя систем в обоих случаях, взвешенных по рискам отказов, сложить эти цифры и вычесть стоимость проекта внедрения. «Создание новой IT-инфраструктуры позволило значительно снизить риски отказа систем банка из-за сбоев в процессе обмена данными», – уточняет Юрий Терехин.

Антикризисный скоринг. Ни один розничный банк не обходится без систем оценки клиента. Вот только в кризис требуются иные алгоритмы. «Недавно мы проводили пилотный проект в одном из крупных банков по выявлению склонности клиентов к покупке вкладов на основе их поведенческих ха­рак­те­ри­стик. Отобранные ана­ли­ти­че­ской си­сте­мой клиенты купили вкладов в восемь раз больше, чем те, кто был признан системой неперспективным, – рассказывает директор по работе с финансовым сектором SAS Россия/СНГ Юлий Гольдберг. «Антикризисный скоринг» оценивает пла­те­же­спо­соб­ность уже имеющегося клиента в новых экономических условиях. В отличие от обычной программы, обрабатывающей около 100 параметров стандартной анкеты, такая система оперирует в 15 раз большим числом показателей, накопленных за всю историю взаимоотношений банка и заемщика. Они не могут одномоментно измениться даже во время кризиса. Поэтому система позволяет с высокой долей вероятности прогнозировать финансовые воз­мож­но­сти клиента.

Автор: Н. Анищук

Источник: Финанс., 2009, № 12