Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Рынок BPM-систем в 2008 году

Интернет-версия журнала CIO опубликовала обзор развития рынка BPM-систем в 2008 году, основанный на материалах исследований Intersoft Lab и опросах экспертов.

Мощные системы класса BPM (Business Performance Management) предназначены для автоматизации верхнего уровня бизнеса – корпоративного управления. Вполне логично, что они появились на рынке позже других систем, таких как ERP, SFA, CRM, SCM. По мнению директора по маркетингу компании Intersoft Lab Юлии Амириди, в России и странах СНГ в 2000-2001 годах внедрений BPM-систем вообще почти не было – они стали активно появляться только с 2002 года. А сам термин «BPM» пришел на отечественный рынок еще позже – лишь на рубеже 2003-2004 гг. За прошедшие с того времени пять лет в России были осуществлены сотни успешных проектов по внедрению систем управления уровня корпорации – темпы роста отечественного рынка BPM-систем, естественно, оказались заметно выше общемировых. Но сегодня, в эпоху экономического кризиса, многие тенденции приходится пересматривать. Каких изменений стоит ожидать в ближайшем будущем на российском рынке BPM-систем?

Для ответа на этот вопрос компания Intersoft Lab провела аналитическое исследование российского рынка BPM-систем за 2008 год, в ходе которого были определены показатели развития рынка систем на основе хранилищ данных, предназначенных для согласованного решения комплекса прикладных аналитических и управленческих задач. Следует обратить внимание на тот факт, что в исследовании компании Intersoft Lab не учитывались данные о продуктах-заменителях для бюджетирования, планирования, выпуска отчетности и других прикладных областей BPM – эти инструменты не основаны на хранилищах данных, поэтому они не отвечают мировым стандартам BPM-систем.

Представители компании Intersoft Lab предоставили нам результаты своего исследования, которые, на наш взгляд, могут представлять интерес для всех сторон уравнения, как для производителей соответствующего ПО, так и для заказчиков и консалтинговых компаний. Итак, по результатам исследования, количество новых проектов внедрения BPM-систем в 2008 году выросло на 31%, по сравнению с 2007 годом, что, однако же, свидетельствует вовсе не о росте, а о рекордном (!), начиная с 2000 года, сокращении числа новых внедрений. Над этим стоит поразмыслить, поскольку в целом 2008 год был весьма благоприятным для бизнеса, если бы не наступление кризиса прошлой осенью.

Если же говорить о положительных рекордах, то наибольший годовой прирост рынка BPM был зафиксирован в далеком 2003 году – 283%. С 2004 по 2007 год рынок развивался стабильно: от 84 до 95% ежегодно. Между тем, в 2000-2002 гг. мы видели совсем иные темпы роста: от 150 до 175%. Замедление роста в 2008 году специалисты из Intersoft Lab объясняют влиянием финансового кризиса, который заставил многие компании сократить ИТ-бюджеты во второй половине 2008 года, в результате чего львиная доля намеченных BPM-проектов была предварительно перенесена на вторую половину 2009 года.

Тройку самых распространенных задач, которые в 2008 году решали с помощью BPM-систем, составили следующие направления: финансовая консолидация, подготовка регулятивной отчетности, планирование и бюджетирование. Активнее всего BPM-системы в прошедшем году внедряли банки (33,5% новых проектов), предприятия ТЭК (18,8%), промышленность (17,6%), торговые компании (9%) и сфера услуг (5,7%).

Тройку крупнейших поставщиков BPM-систем по числу заключенных контрактов, по данным исследования, составляют Intersoft Lab (25%), SAP (23%), Oracle (12% без учета проектов Hyperion).

Согласно прогнозам таких аналитических компаний, как Gartner, IDC, Forrester, мировой рынок BPM-систем испытывает сегодня негативное влияние кризиса в минимальной степени. И хотя в такие прогнозы верится с большим трудом, западные аналитики уверены, что рынок BPM-систем, хранилищ данных, инструментов Business Intelligence и других аналитических инструментов находится на подъеме, так что его рост продолжится в ближайшие десять лет.

Что же касается российского рынка BPM, то положение здесь сложное. Даже если продажи несколько оживятся в 2009 году, темпы роста будут очень далеки от показателей даже не самого успешного 2007 года. Российские аналитики ожидают нового всплеска активности внедрений BPM-систем никак не ранее 2010-2011 гг. Конечно, если принимать в расчет экономический кризис, то можно признать, что рынок BPM будет оставаться вполне благополучным, особенно, в сравнении с общим ростом ИТ-рынка, который, как прогнозирует IDC, поднимется лишь на 10,5% в 2008-м и на 22,1% в 2009 году.

Однако с выводами, сделанными представителями компании Intersoft Lab, согласны далеко не все эксперты. Например, генеральный директор компании «Мастертрэйд» (холдинг «Прайм Бизнес Групп») Александр Самодуров высказал сомнения в том, что только экономический кризис послужил причиной замедления темпов роста рынка BPM-систем в 2008 году: «Активное снижение спроса и «замораживание» ИТ-проектов мы могли наблюдать с конца третьего квартала. А как мы видим из данного исследования, произошло довольно значительное замедление роста – в три раза. Безусловно, кризис внес свою значимую лепту, но, скорее всего, дело также и в том, что в прошедшем 2008 году с BPM-системами активно стали конкурировали программные инструменты, традиционно позиционирующие себя в другом классе: CRM, ERP, BI и т.п. Их функционал, решаемые ими задачи и стоимость более чем сравнимы, а вендоры, уже выведя бренд на рынок и позиционировав его, не торопятся менять вывеску. Ребрендиринг – это дорогостоящее занятие и не всегда эффективное».

Что же касается большой доли банков в плане внедрения BPM-систем, то Александр Самодуров прогнозирует возможные изменение на российском рынке: финансовые структуры уйдут с первых позиций, а их место, скорее всего, займут компании ТЭК и, несмотря ни на что, промышленные компании. А усилившаяся конкуренция среди торговых компаний и сферы услуг вынудит этих игроков пересмотреть свои подходы к бизнесу – они начнут вырабатывать и развивать свои конкурентные преимущества, что, в свою очередь, вынудит их активнее тратить деньги на ИТ. Но вот сам подход к ИТ-проектам теперь должен в корне измениться. ИТ ради ИТ внедрять никто больше не будет, компании наконец-то начнут предъявлять высокие требования к эффективности и отдаче ИТ-проектов.

Господин Самодуров также не верит в излишне благополучную картинку развития в 2009 году: «Конечно, потребность компаний в решении их задач никуда не делалась, а вот платежеспособность уменьшилась на фоне сильно выросшей неуверенности и беспокойств. Наличие нерешенных вопросов обеспечит некий спрос на этом рынке, но роста я бы не стал ожидать. Только те компании, которые остались достаточно сильны и платежеспособны, будут продолжать внедрения BPM-систем. Думаю, что в России, при существующей очень низкой информатизации бизнеса, активность внедрений в этом секторе будет выше рынков европейских стран. Соглашусь, что всплеска внедрений следует ждать не раньше 2010-2011 гг. 2009 год проедет спокойно, многие сейчас заняли выжидательную позицию и стремятся аккумулировать cash flow».

А вот представители Terrasoft из киевского отделения этой компании несколько более оптимистично смотрят на развитие ситуации. Ведущий бизнес-консультант компании Terrasoft Павел Яковенко согласен с тем, что финансовый кризис привел к снижению расходов на развитие практически во всех отраслях, что, естественно, сказалось и на замедлении роста рынка ИТ-систем, и в частности, рынка систем класса BPM (включая CRM, SCM, ERP и другие бизнес-приложения). Однако господин Яковенко считает, что последние тенденции внушают сдержанный оптимизм: «Но выражены они не цифрами, а тем, как клиенты стали рассматривать ИТ-системы и какие задачи ставить перед ними. Если раньше ИТ-система должна была просто «оптимизировать», «упростить», «ускорить», то теперь многие компании рассматривают ИТ-систему, как один из компонентов стратегии выживания в условиях кризиса».

Сейчас бизнес должен работать максимально эффективно. А эффективность напрямую связана с быстрым реагированием на изменения рынка. Подобно популяциям животного мира в дикой природе, которые попадают под естественный отбор, компаниям жизненно необходимо приспосабливаться к ситуации. Бизнесы вынуждены трансформироваться, изменяя тактику своей работы с клиентами, поставщиками, партнерами и сотрудниками. И чтобы все эти изменения можно было быстро внедрять на операционном уровне, нужен гибкий и простой в использовании, но при этом вполне профессиональный инструмент.

Особенно это актуально для крупных компаний с распределенной структурой, где работают сотни и тысячи сотрудников, и/или для компаний, в которых имеется большое количество бизнес-процессов. Эти организации могут превратиться в неповоротливых слонов и стать жертвами маленьких, но быстро адаптирующихся обитателей своей рыночной среды. Поэтому в вопросе перспектив рынка BPM в 2009 году Павел Яковенко согласен с выводами Intersoft Lab: «После резкого замедления роста ИТ-рынка в конце 2008 года, во второй половине 2009 года и в 2010 году данный сегмент ИТ, все-таки, будет расти, причем, за счет тех компаний, которые понимают важность закона бизнес-джунгей – «Изменяйся, или умри!»

Автор: Д. Шульгин

Источник: CIO, 2009.2.24