Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Банковские технологии

Принцип «одного окна» в практике внедрения банковских ВРМ-систем

Финансовый кризис диктует банкам новые условия существования. На первый план выходят вопросы эффективного использования ресурсов, минимизации издержек и управления ликвидностью. В ситуации сокращения IT-бюджетов для многих банков приоритетной остается задача автоматизации технологий управления эффективностью бизнеса. Это требует от разработчиков BPM -систем поиска новых оптимизированных подходов к внедрению, обеспечивающих сокращение сроков, рисков и затрат проектов.

Типична картина внедрения BPM-системы, когда разработкой методологии финансового управления занимаются бизнес-консультанты, созданием специализированных отраслевых решений -- вендор и его партнеры-разработчики, а технологические вопросы решают на местах внедренческие компании. Практически все ВРМ-поставщики развивают сегодня партнерские сети в России. Поэтому для выполнения проекта отечественный банк может подобрать команду из партнеров производителя BPM-системы, которая будет максимально отвечать его требованиям по квалификации специалистов, опыту выполнения аналогичных проектов, стоимости услуг, территориальной близости и др.

При том, что заказчику очевидна необходимость работы с командой исполнителей проекта, ему гораздо удобнее "спрашивать результат" с одной компании, и еще надежнее -- с разработчика ПО. В этой ситуации приходит на помощь принцип "одного окна", когда подряд берет на себя одна компания и привлекает доверенных субподрядчиков из числа своих партнеров. Такая кооперация позволяет, с одной стороны, повысить качество обслуживания заказчиков за счет привлечения "в одно окно" партнеров с лучшими компетенциями в смежных областях, а с другой, - управлять сроками проекта, регулируя объем исполнителей и количество параллельных "веток" внедрения. Как реализуется принцип "одного окна", рассмотрим на примерах, иллюстрирующих различные этапы построения ВРМ-систем в банках на платформе хранилищ данных "Контур" от Intersoft Lab.

Формирование бизнес-требований

Нулевой этап построения BPM-системы -- выработка бизнес-требований к проекту. Этот этап можно назвать самым ответственным. В период кризиса, когда банки вынуждены мобилизовать ресурсы, особенно важно избежать ошибок и минимизировать риски проекта. Правильно выстроенные цели и цепь задач позволяют оптимизировать работы, снизить издержки и обеспечить быстрый возврат инвестиций в ПО.

Бизнес-требования фиксируют цели проекта, состав и приоритеты задач для их достижения. Цели или результаты, которые стремится получить банк от внедрения BPM, должны отвечать его стратегии в период спада. Например, внедрять ВРМ можно, чтобы сократить накладные расходы, обеспечить контроль ликвидности. Исходя из этих целей, ставятся задачи проекта: методологические (постановка методик управления), технологические (построение хранилища данных и автоматизация методик) и организационные (изменение регламентов и инструкций и т.п.).

Для формализации бизнес-требований организуется отдельный проект -- предпроектное обследование, и уже на этом этапе нужно привлекать специалистов различной компетенции: консультантов-методистов и IT-специалистов. Консультанты проводят методологическое обследование, в ходе которого анализируют состояние методик управления банка и оценивают, насколько они удовлетворяют целям проекта. В задачи методологического аудита входит:

  • комплексное обследование банка: анализ организационно-функциональной структуры, бизнес-процессов, информационных потоков, технологий взаимодействия подразделений;
  • анализ состава и структуры управленческих данных (отчетности) на соответствие потребностям акционеров, менеджмента, подразделений;
  • экспертиза методологий: процедур, алгоритмов, регламентов, и др.

В результате аудита определяется состав необходимых мер по модернизации системы управления.

Параллельно IT-консультанты выполняют техническое обследование систем банка на предмет готовности к интеграции с BPM-системой. Их задача -- оценить:

  • состав и состояние источников данных (АБС и др. систем), откуда будет поступать информация в хранилище данных (ХД) BPM-системы;
  • качество первичных данных в источниках: их достаточность для решения новых задач управления, возможность модификации первичного учета для получения требуемой информации (необходимой аналитической атрибутики и др.);
  • объемы данных и возможности аппаратных средств.

По итогам обследования определяется состав предстоящих работ по разработке методик и автоматизации, интеграции с учетными системами банка, организации проекта. Подготавливается документация:

  • обоснование проекта;
  • описание основных этапов проекта;
  • результаты проекта и критерии их оценки;
  • функциональные требования к задачам автоматизации;
  • описание информационных источников;
  • порядок организации работ по проекту;
  • детальный план-график работ.

В процессе обследования важно организовать взаимодействие консультантов и IT-специалистов. Это обеспечивает единое понимание постановщиками целей проекта и возможностей его реализации на BPM-платформе. Поэтому систему "одного окна" компания Intersoft Lab предлагает уже на предпроектном этапе. Обследования в кредитных учреждениях Intersoft Lab выполняет совместно с партнерами, например, в проекте банка "Стройкредит", Intersoft Lab выступила в роли генподрядчика с субподрядчиком - консалтинговой компанией "ТрастКонто". Обследование было выполнено в рамках проекта автоматизации управленческого учета и подготовки отчетности на BPM-платформе "Контур". Обязательства по выполнению экспертизы методологий управления и разработке единых требований к управленческому учету банка взяла на себя консалтинговая компания. В задачи Intersoft Lab входил аудит систем автоматизации банка. Вся ответственность за результат обследования и формирование документации с рекомендациями по плану BPM-проекта банка была на генподрядчике. Все вопросы по согласованию, проведению приемо-сдаточных мероприятий и др. заказчик решал с одной компанией -- Intersoft Lab.

Использование принципа "одного окна" для предпроектного обследования позволяет избежать риска несоответствия методологической и информационной постановки, получить согласованный план разработки методологий и внедрения ПО.

Разработка методологии

BPM-проект начинается с разработки методологии, которая включает:

  • стандартизацию понятий и терминов системы управления;
  • построение финансовой структуры банка;
  • определение состава управленческой аналитики;
  • разработку методов учета и оценок финансовых показателей, методики бюджетирования, методик внутреннего перераспределения доходов и расходов и др. методик.

В результате банк получает регламентные документы, описывающие бизнес-объекты, бизнес-процессы, расчетные алгоритмы методической модели управления, альбом отчетных форм. Документы становятся основой для автоматизации методики.

Как распределяются роли исполнителей проекта на этом этапе? Задача консультанта - создать методологию и, если есть договоренность, консультировать по ней внедряющую компанию в ходе проекта. Роль специалистов по внедрению -- провести аудит созданной методики на предмет реализуемости на выбранной программной платформе и обеспечить ее автоматизацию.

Разработка методологии -- это единственный этап построения ВРМ, когда заказчик может отступить от принципа "одного окна", поскольку ответственность за постановку методик полностью лежит на консультанте.

Несмотря на то, что проект разработки методологии выносится за рамки автоматизации, к его исполнению нужно привлекать консультантов, готовых к совместной работе с внедряющей компанией. Оптимален вариант, когда компании уже принимали совместное участие в BPM-проектах. Почему это важно? Поскольку ответственность консультанта заканчивается на разработке методики, возникает риск ее нереализуемости на выбранной системе. Чтобы этого избежать, рекомендуется, во-первых, до начала постановки методик выбрать BPM-систему, во-вторых, приглашать консультантов, знакомых с системой и ее прикладной моделью, в-третьих, привлекать разработчика ПО для проведения аудита созданных методик на предмет их реализуемости. Это станет страховкой от неудач данного этапа.

Внедрение программного обеспечения

К внедрению ПО приступают после того, как банк определится с бизнес-требованиями и управленческими методологиями. Ключевая задача этапа -- написание технических заданий (ТЗ) на настройку системы. Подготавливается ТЗ для построения хранилища данных и несколько ТЗ для внедрения различной прикладной функциональности. Затем ПО настраивают в соответствии с требованиями ТЗ. На этом этапе к проекту привлекаются партнерские команды разработчика BPM-системы. Участие партнеров с разной прикладной специализацией, позволяет распараллелить задачи и сократить сроки проекта.

Для реализации этого этапа Intersoft Lab активно использует принцип "одного окна", привлекая несколько узкоспециализированных партнерских команд на субподряд. Intersoft Lab осуществляет руководство проектом, контроль сроков, координацию работы партнеров. Каждый партнер пишет ТЗ и настраивает систему в рамках своей прикладной задачи. Ответственность за согласованное функционирование приложений перед заказчиком несет генподрядчик.

Пример такой организации внедрения -- проект автоматизации отчетности по МСФО в банке "Возрождение". В проекте Intersoft Lab является генеральным подрядчиком. Субподрядчиком выступает партнерская компания "Зирван", она специализируется на автоматизации выпуска отчетов по МСФО на хранилище данных "Контур Корпорация" и разработала для этих целей приложение, которое сегодня успешно внедрено в ряде российских банков. В ходе проекта "Зирван" выполняет разработку ТЗ на настройку приложения "Отчетность по МСФО" в соответствии с методологией МСФО, применяемой банком. Настройка приложения возложена на сотрудников банка при консультационной поддержке компаний "Зирван" и Intersoft Lab.

Проект в банке "Возрождение" развивает BPM-систему, созданную Intersoft Lab на платформе "Контур" и эксплуатируемую банком с 2004 г. За это время Intersoft Lab автоматизировала на базе системы технологии управленческого учета и отчетности, планирования, адресного учета общебанковских затрат и расчета трансфертных доходов и расходов. Именно поэтому в новом проекте для банка были предпочтительнее договорные отношения с Intersoft Lab, хотя основной состав работ ложился на субподрядчика. По этой же схеме был организован еще один проект -- автоматизация подготовки формы №135 (обязательные нормативы банка) на основе сбора показателей в ОАО "Собинбанк". Intersoft Lab имеет давнюю историю взаимоотношений с этим банком, в 2001 г. в "Собинбанке" внедрено ХД, автоматизирован сбор данных бухучета и выпуск обязательной отчетности. В новом проекте приняла участие на субподряде с Intersoft Lab компания "Квадриум". Специализация партнера -- автоматизация регулятивной отчетности банка. Для решения этой задачи партнер разработал целый ряд приложений на платформе "Контур". Для реализации проекта в "Собинбанке" компания "Квадриум" использовала приложение "Обязательные нормативы банка", было разработано ТЗ и выполнена настройка приложения.

Возможна обратная ситуация, когда на субподряде у партнерской компании принимает участие в проекте разработчик BPM-системы. Такие схемы часто применяют, когда проект исполняет партнер в регионе России или стране ближнего зарубежья. Он лучше владеет местной спецификой (требованиями национального законодательства). Заказчику будет удобнее работать с региональным партнером: проще заключать договорные отношения с местной компанией, исполнитель проекта будет всегда доступен для очных консультаций и встреч.

Intersoft Lab имеет подобный опыт сотрудничества с партнером в Украине - компанией "Аргус". В проекте построения управленческой системы украинского банка Intersoft Lab на субподряде у партнера выполняет разработку ТЗ, "Аргус" - установку и настройку системы в соответствии с ТЗ.


***

Систему "одного окна" можно рекомендовать тем заказчикам, которые хотят воспользоваться преимуществами привлечения к BPM-проекту партнерских команд разработчика системы. "Одно окно" дает заказчику возможность использовать партнерские ресурсы вендора для сокращения сроков проекта и применить опыт партнеров с лучшими компетенциями в прикладных областях. При этом ответит за результат проекта компания-разработчик, которая обеспечит контроль качества, целостности и согласованности решения, созданного несколькими исполнителями.

В заключение можно посоветовать тем, кто привык сотрудничать с одной компанией -- системным интегратором или внедренцем -- не отбрасывать мысль о работе непосредственно с партнером. За прошедший год у Intersoft Lab много успешных партнерских проектов, а за все время существования партнерской сети их накопилось еще больше. В их числе проекты компании ТИССА по автоматизации технологий финансового управления в крупнейшем банке Татарстана "АК БАРС" и "Камском коммерческом банке", проект компании "Квадриум" по автоматизации подготовки обязательной отчетности для Банка России в "ФОНДСЕРВИСБАНКЕ", проект компании "Зирван" по созданию системы бюджетирования и финансового планирования в "СтарБанке" и др.