Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Тенденция к снижению

Журнал «Директор информационной службы» проанализировал высказывания исследовательских компаний и предпринял попытку прогноза развития ИТ-рынка в 2009 году. IDC, ранее спрогнозировавшая 6% роста ИТ-рынка, теперь обещает 2,9%. Gartner более скептична и оценивает рост ИТ-рынка в 2009 году в 2,3%. Ситуацию на российском ИТ-рынке и, в частности, на рынке BPM комментирует Юлия Амириди - заместитель генерального директора Intersoft Lab по развитию бизнеса.

Рост мирового ИТ-рынка в 2009 году не превысит 2,9%, считают в IDC. Согласно предкризисным прогнозам, он должен был составить около 6%. С региональной точки зрения, сильнее всего затормозят рынки развитых стран, где рост составит около 1%. Восточноевропейские страны, а также страны Латинской Америки, продолжат значительный рост, правда с несколько меньшими темпами. Наиболее успешными отраслями в ИТ станут сегменты ПО и услуг. Как считают аналитики, ИТ находятся в гораздо лучшем положении по сравнению с другими областями экономики. Технологии очень глубоко проникли в бизнес-процессы компаний и стали незаменимыми. В Gartner также пересмотрели свои оценки роста рынка. По последним прогнозам, его рост должен составить 2,3%.

Между тем исследования, проведенные аналитическим центром REAL-IT, позволили зафиксировать кардинальные изменения ряда важнейших показателей российского ИТ-рынка, произошедшие в третьем квартале 2008 года. Они являются последствиями происходящего в отечественной экономике кризиса. Через 3—6 месяцев, как считают эксперты ЛИНЭКС, зафиксированные изменения показателей ИТ-рынка приведут к сокращению объемов продаж.

Согласно результатам проведенного анализа, в третьем квартале темпы роста российского ИТ-рынка упали до 13% — более чем вдвое по сравнению с показателями, зафиксированными в первом квартале года. Кроме того, произошла смена тенденции изменения внутренних затрат на ИТ в компаниях. Квартальные затраты на собственные ИТ-подразделения в третьем квартале впервые за последние три года сократились (на 2% по отношению к предыдущему кварталу). Наконец, сократилось и число анонсируемых новых ИТ-контрактов. До сих пор в течение трех лет отмечался значительный рост объема заключенных сделок. В первом квартале 2008 года этот рост составил 218%, а во втором — 246%. В третьем же квартале не только отсутствовал рост числа новых контрактов, но их количество упало на 30%.

Зафиксированные изменения, по мнению аналитиков, должны сказаться уже в ближайшие несколько месяцев на объеме российского ИТ-рынка, поскольку оплата ИТ-контрактов обычно происходит через несколько месяцев после их подписания. Принимая во внимание сокращение числа анонсируемых контрактов почти на треть, можно прогнозировать, что уже в ближайшее время рынок может существенно замедлить рост, если не начать сокращаться.

«Кризис, безусловно, внес свои коррективы в развитие ИТ-рынка в России. Еще недавно все говорили о его бурном росте, сейчас же он замер в ожидании развития событий», — оценивает положение на отечественном рынке Сергей Карпуничев, директор Columbus IT. В сложившейся ситуации покупать и внедрять ПО не перестали, но идет жесткая коррекция бюджетов. Очевидно, что IV квартал 2008 года покажет еще положительную динамику и будет умеренно-консервативным, а вот ожидания по продажам большинства продуктов в начале 2009 года, вероятнее всего, будут скорректированы. Многие компании придерживают бюджеты, ожидая лучших времен.

Новые проекты притормаживают практически все. Особенно это ярко выражено в наиболее пострадавших секторах — финансовом, телекоммуникационном, строительном. Напряженной стала ситуация и в торговых компаниях, до последнего момента проявлявших повышенную активность в сфере ИТ.

Однако при этом сложная ситуация не отменяет развития участников рынка. Уже сейчас топ-менеджмент многих компаний активно обсуждает сложившуюся ситуацию и пути выхода из нее. Больше уделяют внимания внутренней эффективности, поэтому ИТ-системы могут рассматриваться как инструмент осуществления контроля и планирования, а не как способ повышения капитализации.

«Чаще будут появляться заказы на наименее затратные и краткосрочные из ERP- проектов, а вот BI, видимо, ожидает спад спроса», — полагает Карпуничев. Кроме того, неплохую динамику продаж могут показать CRM-системы. Они стоят относительно недорого, но эффект от их использования весьма ощутим. Эффективность работы клиентского отдела в условиях кризиса может быть решающим фактором в борьбе за выживание.

В ближайшее время будут еще более востребованы услуги по ИТ-аутсорсингу и внешней поддержке систем, что позволит компаниям оптимизировать затраты на собственный персонал и более гибко управлять инфраструктурными проектами.

С тем, что решения BI ожидает период спада, не согласна Юлия Амириди, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab по развитию бизнеса. Например, по данным торговой ИТ-ассоциации Intellect, вендоров, специализирующихся на системах бизнес-аналитики, ожидает рост. Ожидаемый рост востребованности BI-инструментов аналитики приравнивают к буму, который пережили поставщики решений, связанных с выполнением требований закона Сарбейнса—Оксли. Как считает Амириди, в российских условиях этот бум создадут банки: добиваться соответствия законодательству, и в первую очередь выпускать отчетность для банка России, банки будут с помощью BPM-систем.

В комплексе инструментов, которые банк задействует в условиях нестабильности финансового рынка, BPM-технологии выдвигаются на роль критически важных. Наиболее выгодным становится использование BPM-технологий в трех направлениях: соответствие нормативным требованиям, управление доходностью и управление рисками. Эта тенденция только набирает силу в России, в то время как в странах Запада она проявилась в полной мере.

Как считает Амириди, этот рейтинг бизнес-потребностей пользователей BPM-систем, в том числе BI-инструментов, справедлив с небольшими уточнениями и для компаний из других отраслей.

В режиме жесткой экономии, который диктует кризис, критерии выбора BPM-систем будут сугубо прагматичными. В первую очередь это означает, что предпочтение будет отдаваться отечественным решениям и поставщикам услуг. Не менее 60% бюджета проектов внедрения BPM-функциональности уходит на оплату услуг внедренческих компаний, а в условиях урезания бюджетов работа с консультантами со знанием иностранных ИТ-систем становится неоправданно дорогостоящей. Кроме того, использование отечественных решений, разработанных с учетом российской специфики, позволяет сократить сроки внедрения, снижая проектные риски.

Тем не менее подавляющее большинство компаний откажется от масштабных планов развития ИТ-систем, а точнее — их развитие будет отложено на неопределенное время. 2009 год рискует стать «годом ИТ-сопровождения», когда заказчики закладывают в бюджеты только сопровождение ПО и небольшие «точечные» проекты, отодвигая развитие на 2010—2011 и даже 2012 годы.

Автор: Н. Смирнов

Источник: Директор информационной службы