Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Бухгалтерия и банки

Система управленческой отчетности для руководителей на платформе Oracle Business Intelligence SE One

Самым распространенным инструментом подготовки управленческой отчетности в российских компаниях все еще остаются локальные технологии на основе собственных программных разработок или таблиц в MS Excel. Однако в кредитных учреждениях, традиционно поддерживающих высокий уровень автоматизации финансовых технологий, по сравнению с предприятиями других отраслей, в последние годы эти задачи выполняют с помощью комплексных IT-решений. Такие системы позволяют минимизировать трудозатраты на формирование управленческой отчетности, делают процесс подготовки отчетов прозрачным и самое главное - обеспечивают руководителей актуальной информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений, а встроенные алгоритмы перекрестного контроля минимизируют риск ошибок.

Однако не только эти очевидные выгоды способствуют распространению автоматизированных систем для ведения управленческого учета. К этому российские банки также подталкивают требования ЦБ РФ и необходимость подготовки отчетности в соответствии с МСФО. Ни для кого не секрет, что принципы составления управленческой отчетности в гораздо большей степени схожи с принципами МСФО, нежели с требованиями РСБУ.

Пример реализации подобного проекта в АКБ «Интерпромбанк» показывает, какие стратегические и оперативные задачи помогает решить автоматизация управленческого учета и как средства бизнес-аналитики могут быть настроены с учетом потребностей определенной группы пользователей.

Активы АКБ «Интерпромбанк» составляют более 17 млрд. рублей, капитал - более 2 млрд. рублей. Кредитный портфель банка превышает 9 млрд. рублей, из которых более 7 млрд. рублей - сумма кредитов, выданных корпоративным клиентам. Интерпромбанк имеет репутацию высокотехнологичного банка, обладающего значительным потенциалом для дальнейшего роста. Ключевое место в стратегии банка отводится применению инновационных методов управления, обеспечивающих эффективное продвижение на рынок конкурентоспособных продуктов и услуг. Особое внимание уделяется инструментам информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений, - комментирует директор департамента финансового контроля и рисков АКБ «Интерпромбанк» Дмитрий Викторович Штырков.

Проект внедрения комплексной BPM-системы

В 2006 году банк начал внедрять проект комплексной автоматизации финансового управления с помощью BPM-системы «Контур Корпорация» (Business Performance Management – управление эффективностью бизнеса) производства компании Intersoft Lab.

На первом этапе проекта было построено финансовое хранилище данных для сбора данных бухгалтерского учета, а также информации о существенных параметрах сделок. На сегодня в ежедневном режиме из автоматизированной банковской системы в хранилище данных выгружаются остатки лицевых счетов, проводок, информация о клиентах, котировки валют, существенные параметры сделок. Эти работы осуществляются в рамках комплексной методологической концепции, согласно которой разнородная информация, поступающая из учетных систем, должна консолидироваться и предоставлять основу для ведения управленческого учета.

В ходе создания общей информационной среды для всех уровней пользователей отдельно разрабатывался проект подсистемы финансовой отчетности для бизнес-пользователей BPM-системы - топ-менеджеров и руководителей бизнес-направлений.

Новый инструмент для повседневной работы топ-менеджеров должен был обладать следующей функциональностью:

  • пользователи получают доступ к отчетам через web-интерфейс, что повышает простоту получения отчетов и удобство их просмотра;
  • интуитивно понятна навигация по иерархии отчетных форм;
  • можно формировать отчетные формы на произвольную дату и за произвольный отрезок времени;
  • можно изменять валюту счета;

В составе возможностей работы с отчетными показателями:

  • интерактивный анализ показателей в различных разрезах;
  • детализация агрегированных показателей вплоть до лицевых счетов и существенных параметров сделок (путем перемещения по дереву отчетных форм);
  • сотрудники банка в дальнейшем смогут развивать подсистему выпуска отчетности самостоятельно, без поддержки внедренческой компании.

Разработка подсистемы управленческой отчетности, учитывающей потребности топ-пользователей, началась летом 2007 года. Примерно в то же время компания Oracle выпустила новый BI-продукт  – Oracle Business Intelligence Standard Edition One. Его функциональность была достаточной для того, чтобы решить задачи, поставленные банком, а кроме того, обещала повысить качество представления управленческой отчетности. Поэтому внедрять новую подсистему отчетности было решено на платформе Oracle BI SE One.

Подсистема выпуска управленческой отчетности на платформе Oracle Business Intelligence SE One

В ходе внедрения подсистемы выпуска отчетности для финансовых пользователей были использованы следующие компоненты платформы Oracle BI SE One:

  • Oracle BI Server - обеспечивает доступ к хранилищу данных, выполняет запросы и дополнительные вычисления, хранит описание источников данных (физическая модель данных), логическую модель данных в терминах предметной области (бизнес-модель) и поддерживает представление отчетной информации в форме, адаптированной для восприятия бизнес-пользователя (презентационная модель);
  • Oracle BI Answers - выстраивает произвольные отчеты на основе настроенной презентационной модели;
  • Oracle BI Interactive Dashboards - структурирует отчетную информацию, группирует данные в тематические области и размещает множество отчетов на едином информационном web-портале.

На подготовительном этапе логическую структуру данных, необходимых для формирования отчетов, описали сотрудники банка. Затем совместно специалистами банка и компании была осуществлена разработка шаблонов отчетных форм и их иерархии, позволяющей перемещаться по дереву отчетных форм посредством технологии drill through. На заключительном этапе специалисты Intersoft Lab провели описание физической структуры данных источника, разработали бизнес-модели, настроили презентационный слой системы отчетности и разработали интерфейс конечного пользователя (см. рис.).


Рис. Бизнес-модель позиционного учета.

Хранилище данных «Контур Корпорация», установленное ранее, было оптимизировано настройкой специализированных хранимых процедур, которые составляют основу для таблицы фактов в Oracle BI SE One. Затем специалисты Intersoft Lab описали физическую структуру данных с помощью Oracle BI SE One и построили оптимизированные запросы к хранилищу данных для извлечения из него агрегированных значений показателей. Благодаря этому приему время выпуска отчетов удалось существенно сократить.

В соответствии с поставленными требованиями банка было разработано порядка шести бизнес-моделей, устанавливающих логическое соотношение между фактами, измерениями, размерностями и их иерархиями. Примерами могут служить следующие бизнес-модели:

  • для выпуска ежедневных отчетов по управленческому балансу и остаткам на лицевых счетах;
  • для получения средних остатков по статьям активов и пассивов за произвольный кратный месяцу период;
  • позиционного учета от параметров сделок;
  • для отражения внешних приходов и уходов по счетам клиентов;
  • для построения отчета о привлеченных и размещенных ресурсах банка;
  • для контроля движения денежных средств по счетам клиентов.

После разработки бизнес-моделей был настроен презентационный слой системы, после чего пользователям фактически стали доступны около 13 видов управленческих отчетов, среди которых:

  • «Ресурсная справка банка»;
  • «Управленческий баланс»;
  • «Управленческий баланс в динамике»;
  • «Отчет о внешних поступлениях и выплатах по счетам клиентов» и др.

Аналитикам и топ-менеджерам

Топ-менеджеры и руководители бизнес-направлений банка получили дополнительные возможности для контроля существенных финансовых показателей и анализа причин их изменения. Подсистема отчетности обладает прямым доступом к данным управленческого учета, получаемым в результате использования BPM-системы «Контур Корпорация». Отчеты выпускаются на основании трансформированных данных бухгалтерского учета и сведений о существенных параметрах сделок. Данные обновляются ежедневно по мере их поступления в хранилище данных.

Контролировать финансовые показатели пользователи системы могут благодаря тому, что в выпускаемой отчетности отображаются агрегированные значения показателей. При этом возможно мгновенно углубиться в любой отчетный показатель, что обеспечено технологиями drill through и drill down, используемыми в Oracle Business Intelligence SE One. Так, из любой клетки отчета, содержащего агрегированные объемные показатели по привлеченным и размещенным ресурсам банка, можно быстро «внедриться» в данные и получить информацию об остатках соответствующих лицевых счетов и существенных параметрах сделок. Такую особенность подготовки отчетности обеспечивает технология drill through. Благодаря использованию технологии drill down, также возможно, например, переходить от отображаемых агрегированных показателей по разделам баланса, к значениям по главе и далее по статье.

На автоматизированном рабочем месте пользователь может просматривать отчеты (они отображаются в едином интерфейсе) с помощью любого web-браузера, что существенно повышает доступность отчетности и упрощает ее восприятие. Выбирая фильтры и измерения для компоновки отчета, пользователь может интерактивно управлять представлением отчетных показателей.

Важно отметить, что банк получил не только набор управленческих отчетных форм, но и удобный инструмент для самостоятельного расширения состава управленческой отчетности. С использованием визуальных средств Oracle BI на основе бизнес-модели уже разработан отчет для оценки величины открытой валютной позиции.

В ближайшее время планируется увеличить перечень отчетов, включив в него отчеты для анализа финансового результата по подразделениям с учетом трансфертных сделок и распределения накладных расходов, GAP-отчеты по ликвидности и процентным разрывам, отчет о рентабельности банковских продуктов и др. По мере развития BPM-системы состав отчетов будет расширяться.