Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Банки и технологии

Унификация форматов электронных документов платежной системы России

История вопроса

За последние два года Банком России была проведена большая работа по унификации электронных документов платежной системы России. Основной целью разработки единых форматов электронных документов явилась стандартизация способов и средств взаимодействия между системами автоматизации, используемых в расчетной системе Банка России и кредитных организациях. Внедрение унифицированных форматов электронных документов позволяет значительно сократить время проведения безналичных платежей, повысить надежность платежной системы в целом и снизить затраты на поддержку программных комплексов Банка России и кредитных организаций.

С этой целью в Банке России была создана Рабочая группа по разработке, развитию и внедрению унифицированных форматов электронных банковских сообщений платежной системы Банка России. К середине 2002 года были разработаны требуемые форматы на основе языка XML.

В конце 2002 года в Пензенской области был проведен эксперимент по внедрению новых унифицированных форматов электронных документов. Его целью являлось выявление трудовых и стоимостных затрат при внедрении унифицированных форматов до уровня обмена между учреждениями Банка России с кредитными организациями.

В ходе проведения эксперимента ГУ Банка России по Пензенской области, все кредитные организации и другие клиенты Банка России, расположенные в Пензенской области за 2 месяца адаптировали свои программные комплексы к новым форматам и в течение 2 недель осуществляли безналичные платежи на полных объемах реальных документов. В этом эксперименте приняли активное участие и компании-разработчики АБС – Diasoft, Програмбанк и БИС.

Рабочая группа признала проведение эксперимента успешным и рекомендовала внедрение форматов в промышленную эксплуатацию в Пензенской области, начиная с февраля 2003 г.

Следующей задачей, выполненной Рабочей группой, была проработка схемы применения в расчетной системе России двух форматов – SWIFT и унифицированных форматов Банка России. Основная идея этой схемы заключается в том, что кредитные организации могут использовать транспортную систему SWIFT для доставки платежных инструкций в Банк России. Далее в Банке России выполняется конвертация электронных документов из форматов SWIFT в унифицированные форматы ЭД Банка России и затем выполняется отправка этих документов по транспортной системе Банка России. На эту тему также был проведен эксперимент (в первой половине 2003 года). В эксперименте наряду с Банком России приняли активное участие РосСВИФТ и Российское представительство Microsoft. Эксперимент полностью подтвердил возможность функционирования предложенной схемы.

Последние события

20 ноября 2003 г. в помещении Исполнительной дирекции АРБ состоялось совместное заседание Комитета по информационным и Интернет технологиям Ассоциации российских банков и Комитета по банковской деятельности Некоммерческого Партнерства «Стандарты электронного обмена информацией».

В заседании приняли участие представители Банка России, Некоммерческого партнерства «Стандарты электронного обмена информацией», РосСВИФТ, Государственного таможенного Комитета, Сбербанка России, МДМ-банка, банка "Авангард", а также компаний–разработчиков автоматизированных банковских систем Корус АКС, Intersoft Lab, Diasoft, БИС, Инверсия, Програмбанк, БСС, РФК и др.

На заседании состоялся конструктивный диалог между всеми присутствующими. Представители Банка России рассказали о разработке унифицированных форматов электронных банковских сообщений, предлагаемых к применению в расчетной сети Банка. В свою очередь они обратились к представителям компаний-разработчиков АБС с вопросами: «Насколько нужны унифицированные форматы? Что конкретно может дать их применение? Насколько сложно их было осваивать?» Вот какие мнения были высказаны разработчиками в адрес Банка России:

Леонид Хоревский (компания Diasoft). Когда Ассоциация российских банков обратилась в нашу компанию с предложением принять участие в эксперименте Банка России по внедрению унифицированного форматов, этот факт нас порадовал. У нас появилась надежда, что и мы и Банк России, похоже, действительно, движемся в одном направлении, а именно – в желании применять один унифицированный формат в масштабах всей страны. Само слово «унифицированный» внушает отпимизм еще и потому, что означает постепенный отказ от текущего многообразия форматов и в дальнейшем – в развитии всех процессов межбанковских и межфилиальных взаимоотношений на базе единого формата. В настоящее время компании Diasoft в своих программных комплексах приходится поддерживать до 10 видов форматов, применяемых в различных регионах России. Поэтому компания несет значительные затраты по их одновременной поддержке в актуальном состоянии при изменениях нормативной базы Банка России. Та же проблема встает и перед нашими клиентами – им приходится выполнять смену версий программного обеспечения при смене форматов, как правило, в самые сжатые сроки. Поэтому компания Diasoft всецело поддерживает Банк России в стремлении унифицировать форматы электронных документов. Помимо очевидных выгод от этого шага появляется возможность унифицировать форматы также и на уровне взаимодействия банка со своими клиентами, и в области внутреннего финансового документооборота банка.

Кирилл Поскакалов (компания Банковские Информационные Системы). Наша компания также участвовала в Пензенском эксперименте. Безусловно, наша позиция такова, что единый унифицированный стандарт обмена электронными документами должен быть. Действительно, десять форматов, которые одновременно применяются в России, плюс еще небольшие их подверсии, которые применяются в некоторых регионах, очень усложняют задачу поддержки наших программных продуктов. При этом нам кажется, что нет большой разницы в том, каким будет единый формат – на основе языка XML или SWIFT, или же будет применение их обоих. Самое главное для разработчиков АБС – чтобы существовала определенность Банка России в этом вопросе. Что же касается результатов участия компании БИС в пензенском эксперименте, то стоит отметить один любопытный факт. Первого июня 2003 года вступило в действие Положение 1256-У, регламентирующее структуру нового платежного поручения. Поэтому нашей компании пришлось в кратчайшие сроки дорабатывать свои программные комплексы для поддержки всех 10 форматов. При этом доработка унифицированного формата, применяемого в Пензе, потребовала от нас самых наименьших усилий по сравнению с другими форматами. Фактически, для XML-формата нам программировать ничего не пришлось, его настройка в наших системах и время тестирования было минимальными.

Виталий Занин (компания Програмбанк). Во время участия компании Програмбанк в пензенском эксперименте нам достаточно было сделать только дополнительные настройки в АБС, чтобы поддержать унифицированный формат Банка России. Поскольку сейчас нам приходится поддерживать множество форматов, то в составе нашей АБС ранее был разработан специальный механизм настройки на принимаемые и отправляемые сообщения из подразделений Банка России. Поэтому нам достаточно было добавить в него еще один набор настроек - для XML-форматов. Мы выполнили эти настройки и протестировали решение фактически за две недели. При этом нам удалось учесть все дополнительные пожелания от наших пользователей в Пензенской области. Таким образом, эта работа для компании фактически ничем не отличалась от ситуации, когда меняется формат в конкретном регионе. Единственная системная разработка, которую мы выполнили, заключалась в том, что мы добавили в АБС возможность оперативного переключения между форматами по принципу «старый-новый» для того, чтобы можно было в какой-либо момент вернуться  к старому формату, если в этом будет необходимость. Естественно, компания Програмбанк полностью присоединяется к мнению, высказанному нашими коллегами. Мы приветствуем введение Банком России единого формата, потому что это значительно сокращает трудозатраты компаний-разработчиков и самих коммерческих банков при их поддержке. Также такой подход дает гораздо больше возможностей при развитии более сложных платежных схем, в том числе при выполнении транзитных платежей. Также мы не видим особых проблем при одновременной поддержке унифицированных форматов как при обработке платежей в режиме реального времени, так и при их пакетной обработке. Бизнес-процессы обработки платежей внутри наших систем и сейчас позволяет обрабатывать платежи разных схем в единой технологии. Поэтому перестройка систем на новый формат электронных документов для нас принципиальных трудностей не составляет.

Сроки и технологии внедрения унифицированного формата

Единодушное мнение разработчиков АБС о том, что введение унифицированных форматов электронных платежных документов – это благо как для компаний, так и для банков, а также их минимальные оценки по трудозатратам при внедрении форматов явились немаловажным фактором в определении сроков их внедрения. Действительно, к настоящему времени уже был проведен значительный объем работ, как Банком России, так и коммерческими банками и компаниями, обеспечивающими их автоматизацию. Выполнены качественные эксперименты, позволяющие объективно оценить возможности и сроки внедрения унифицированных форматов. Но вместе с тем до сих пор разработчикам и банкам приходится поддерживать все те же 10 разных форматов. Поэтому следующим вопросом, который обсуждался на совещании, стал вопрос о сроках и технологии внедрения унифицированного формата для всей платежной системы России.

Если сама идея унификации форматов уже ни у кого не вызывала сомнения, то мнения о сроках и этапности процесса внедрения разделились. Действительно, у каждого российского банка есть индивидуальные особенности, накладывающие ограничения на темпы внедрения унифицированных форматов. К ним относятся: наличие, размер и география филиальной сети, доля SWIFT-сообщений в общей массе безналичных платежей, разные потребности банка в on-line платежах и их пакетной обработке. Также и компании-разработчики АБС обладают различными ресурсами и клиентской базой для того, чтобы качественно подготовить свои программные комплексы к обработке унифицированных форматов и самое главное – успеть их внедрить у своих клиентов в требуемые сроки. Было необходимо учесть все особенности участников процесса для того, чтобы процесс внедрения унифицированных форматов мог стать наиболее спокойным для банков и при этом не затянулся бы на длительное время.

Обобщенное мнение АРБ, банков и компаний-разработчиков сформулировал Андрей Шапошников (компания Инверсия): «Внедрение унифицированных форматов в масштабах всей страны реально выполнить в течение одного года. При этом о сроках начала внедрения форматов необходимо объявить не позже чем за полгода. В таком случае все компании-разработчики АБС и сами банки успеют качественно подготовить свои программные комплексы и построить планы по внедрению новых форматов. Само внедрение форматов целесообразно выполнить в несколько этапов, на каждом из которых определенный ряд регионов России будет переходить на новые форматы.

В каждом регионе существуют свои нюансы осуществления расчетов – доля прямых и пакетных платежей, объем SWIFT-сообщений и т.д. Поэтому внедрение форматов по регионам, а не одновременно по всей стране позволит снизить уровень сложности всего процесса внедрения. Появляется возможность оперативно использовать опыт внедрения форматов, накопленный в одних регионах для его применения в других, более сложных регионах. Поэтому желательно заранее увидеть график работ на следующий год, в котором были бы четко прописаны даты перехода на новые форматы для конкретных регионов России».

Перспективы

По всей видимости, внедрение унифицированных форматов платежных документов Банка России в масштабе всей страны произойдет в течение 2004 года. Приятно сознавать, что огромная работа, проведенная за последние годы, наконец принесет ожидаемые результаты. Немаловажную роль в этом сыграла конструктивная позиция Банка России, Ассоциации российских банков, РосСВИФТ, кредитных организаций и компаний-разработчиков АБС, направленная на сближение своих точек зрения, стремление к открытому диалогу и учету мнений всех участников процесса.

  1. Трудно переоценить результат проделанной работы. Впервые подготовка нормативных актов Банка России, существенным образом затрагивающих автоматизацию, была проведена в столь тесном взаимодействии с общественными организациями, клиентами Банка России и компаниями-разработчиками. Как следствие – переход на новые унифицированные форматы платежных документов пройдет без нежелательных потрясений для банков и компаний. Также сложившаяся практика заблаговременного и открытого обсуждения грядущих изменений позволит и в дальнейшем столь же планомерно и качественно готовиться к ним. Можно предположить, что следующей работой станет унификация форматов электронных документов, применяемых Банком России для сбора отчетности из коммерческих банков. Это более объемная работа, поскольку отчетных форм гораздо больше, чем форм платежных документов. Также в задаче подготовки и сбора отчетности присутствуют различные технологические элементы связанные с визуализацией, контролем, печатью отчетных форм. Поэтому наработанная технология взаимодействия будет являться существенным подспорьем в решении и этой задачи.

1 см. "Внедрение унифицированных форматов электронных документов платежной системы России. Хроника делового сотрудничества" - Банки и Технологии, 2003, №2