Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Опыт создания Хранилища данных многофилиального банка

Как и в большинстве российских многофилиальных банков, в банк "Петрокоммерц" была разработана собственная система сбора, хранения и анализа данных. Но на определенном этапе развития банк поставил перед собой задачу стандартизации потоков данных, поступающих из филиалов, и создания единого Хранилища данных, комплексно решающего задачи информационного обеспечения центральных подразделений

Коротко о проекте

К необходимости создания полномасштабного Хранилища данных специалисты банка "Петрокоммерц" пришли уже давно. Одна из важнейших причин этого - обеспечение полноценной эффективной работы с филиальной сетью банка, объединяющей 14 филиалов, расположенных по всей стране. В отсутствие надежной и технологичной системы сбора данных и быстрого доступа к ним сотрудникам центрального аппарата трудно обеспечить управляемость такого сложного организма.

Как и в большинстве российских многофилиальных банков, в банк "Петрокоммерц" была разработана собственная система сбора, хранения и анализа данных. Но на определенном этапе развития банк поставил перед собой задачу стандартизации потоков данных, поступающих из филиалов, и создания единого Хранилища данных, комплексно решающего задачи информационного обеспечения центральных подразделений.

По итогам исследования рынка в качестве платформы для создания Хранилища данных была выбрана система "Контур Корпорация" компании "Intersoft Lab".

Этапы большого пути

Известно, что Хранилище данных - это скорее не программа, а проект, который может развиваться длительное время. Поэтому, было принято решение разбить всю работу над проектом на несколько этапов:

  1. Пилотное внедрение системы на примере загрузки данных одного филиала.
  2. Загрузка архивных данных и ежедневная загрузка данных всех филиалов.
  3. Ежедневная загрузка данных Головного офиса.
  4. Внедрение технологии выпуска отчетов ЦБ.
  5. Расширение номенклатуры данных Хранилища.

В рамках работ первого этапа была установлена система, загружены архивные данные и запущены процедуры сбора данных по одному филиалу. Администраторы и пользователи работали с системой такой конфигурации в течение месяца и смогли убедиться в простоте ее эксплуатации в филиале и Головном офисе, надежности доставки информации, ее достоверности.

На втором этапе в Хранилище были загружены архивные данные всех филиалов за год. Параллельно совместно с сотрудниками филиалов была выполнена очистка архивных данных: исправлены логические ошибки в исходных базах данных, приведены к единому стандарту в рамках Хранилища различные нюансы учета в филиалах. По завершении этапа в Головном офисе была создана единая центральная база данных всех клиентов, балансовых и лицевых счетов, платежных документов, проводок и кассовых операций. Одновременно филиалы получили проверенные базы данных автоматизированных банковских систем.

Завершение подготовки системы к выходу на регулярную загрузку данных стало сигналом к включению процедур ежедневного сбора данных из филиалов. Теперь проверка вновь загружаемых данных стала выполняться изо дня в день. При этом журналы проверки данных, автоматически создающиеся при загрузке данных, позволяют сверить равенство остатков и оборотов в Хранилище и филиалах с точностью до копейки. О появлении ошибок система мгновенно сигнализирует администратору. Важно отметить, что такая организация работы не только обеспечивает уверенность в стопроцентной корректности данных Хранилища, но и является эффективной технологией оперативного контроля качества учета в банке.

По причине использования в Головном офисе банка АБС другого типа, чем в филиалах, работы по ежедневной загрузке данных Головного офиса были выделены в отдельный этап. Объединение данных из разнородных источников - штатный режим эксплуатации системы "Контур Корпорация", поскольку данные в нее передаются в едином для всех источников формате XML. Однако для решения поставленной задачи требуется разработать процедуры выгрузки данных из АБС Головного офиса и согласовать различия отражения учета в двух АБС и Хранилище данных. Для согласованного развития Хранилища был создан план работ на год, включающий в себя около двух десятков задач.

Наполнение Хранилища данными: результаты и планы

Несмотря на многообразие данных, использующихся в банке, существует четыре "кита", на которых стоят банковская отчетность и анализ: это данные Главной книги - клиенты, счета, проводки и платежные документы. Некоторая избыточность данных, а именно наличие в Хранилище не только остатков и оборотов по лицевым счетам, но и проводок, позволяет решить одновременно две задачи: обеспечить специалистов самой подробной бухгалтерской информацией и создать процедуру автоматического контроля базовых правил бухучета в филиалах. То есть, применение системы эффективно не только для выпуска и выверки отчетности большого банка, но и обеспечивает реальную помощь для проведения внутреннего аудита филиалов, организованного непосредственно из центра.

Именно поэтому в первую очередь были проведены работы по внедрению технологии сбора данных операционных дней филиалов. В результате подразделения Головного офиса получили возможность использовать эти данные. Таким образом, получение отдачи от осуществленных инвестиций стало возможным уже на первых этапах создания Хранилища.

Что касается дальнейшего расширения номенклатуры данных Хранилища, то планирование этой работы опирается исключительно на приоритеты, расставляемые подразделениями банка - потребителями информации.

Так, параллельно с работами по первоначальному наполнению Хранилища бухгалтерской информацией была разработана и внедрена технология сбора показателей налогов на прибыль от филиалов банка и выпуска сводной отчетности для Госналогслужбы. Для решения задачи была применена оригинальная технология сбора произвольных показателей с ручным вводом в филиалах.

Суть упомянутой технологии заключается в следующем. Для филиалов генерируются уникальные Excel-файлы, включающие перечень подчиненных подразделений и отчетные показатели за предыдущие периоды. Файлы передаются в филиалы для ручного ввода данных. На основе заполненного файла с помощью встроенной процедуры проверки и выгрузки данных создается XML-файл. Последний пересылается в Головной офис, где автоматически распознается и загружается в Хранилище данных. Следом производятся расчеты консолидированных значений и выпускается налоговая отчетность. Фактически при этом генерируются АРМ'ы для бухгалтеров всех филиалов.

Работы по внедрению технологии выпуска налоговой отчетности были выполнены в короткие сроки и с небольшими финансовыми затратами. Это стало возможным благодаря объединению отработанной методики банка и готовой технологической платформы системы. Внедрение технологии позволило снизить трудозатраты и количество ошибок, приступить к накоплению данных по уплаченным налогам в корпоративном Хранилище. По результатам эксплуатации технология была признана удобной и эффективной. В перспективе запланированы работы по расширению применения данной технологии для решения таких задач, как сбор данных по НДС, кредитным портфелям, привлеченным и размещенным ресурсам.

Еще одна задача, требующая особого рассмотрения, - сбор в Хранилище данных кредитных портфелей филиалов. Ее актуальность неоспорима, но в реальной жизни решение этой задачи осложняется множеством проблем.

Практика показывает, что быстрое развитие филиальной сети банка зачастую приводит к тому, что в разных филиалах применяются различные кредитные модули. Одни филиалы используют собственные разработки, другие применяют сервис MS Excel или даже ведут кредиты на бумаге, если, например, кредитов в этих филиалах не так уж и много. Такая разнородность подходов к учету существенно осложняет задачу сбора данных.

Для решения такой нетривиальной задачи предполагается применить гибкую технологию сбора данных. Для тех филиалов банка, в которых учет кредитов ведется без использования средств автоматизации, будут сгенерированы Excel-формы для ручного ввода данных и выгрузки их в формате XML. Для филиалов, эксплуатирующих стандартный кредитный модуль АБС, планируется разработать макросы автоматической выгрузки данных. Филиалы, применяющие собственные разработки, смогут самостоятельно создать процедуры выгрузки данных в определенном формате. Таким образом, использование единого входного формата данных позволяет системе не зависеть от наличия и типа кредитного модуля, установленного в филиале.

Следующая плановая задача, поставленная аналитическим отделом, - сбор данных о привлеченных и размещенных ресурсах. Скажем сразу, что она во многом пересекается с задачей кредитного отдела и уже решенной задачей сбора данных Главной книги. Для ее решения аналитический отдел банка разработал управленческий план счетов, на основе которого получает ряд отчетов, используемых для работы.

Управленческий план включает часть особым образом сгруппированных счетов бухгалтерского учета, часть счетов, получаемых на основе данных о кредитах, еще часть - на основе данных о депозитах. Для сбора дополнительных данных будет применена та же технология - XML+Excel.

Особенностью работы аналитического отдела является потребность анализа информации, агрегированной в различных разрезах. Это классическая задача OLAP. Для ее решения будет применена OLAP-система "Контур Стандарт", настроенная на данные Хранилища.

В ряду первоочередных задач, решение которых планируется в рамках Хранилища данных, присутствует еще одна задача, актуальная для любого многофилиального российского банка. Речь идет о перекрестной проверке отчетов филиалов и консолидированных отчетов банка.

Как известно, предоставляя отчетность в контролирующие органы, многофилиальные банки работают по единой технологии: филиалы сдают собственную отчетность в региональные подразделения Банка России, а Головной офис одновременно передает консолидированную отчетность, включающую в себя данные филиалов. В ситуации, когда филиалы используют автономные АБС (а так бывает в подавляющем большинстве случаев), трудно обеспечить идентичность данных в отчетах филиалов и в консолидированной отчетности.

На сегодняшний день в банке "Петрокоммерц" сложилась технология предварительного контроля отчетных данных филиалов перед сдачей отчетности в контролирующие органы. Ее логическим продолжение станет применение возможностей Хранилища данных: текстовые файлы программ OBVED, TESTKB и других программ Центрального банка, используемых филиалами для подготовки отчетности, будут собираться в Головном офисе и загружаться в Хранилище данных в виде показателей. В результате банк получит возможность автоматически контролировать соответствие отчетов данным бухгалтерского учета. Это позволит предотвратить ошибки при предоставлении отчетности.

В заключение заметим, что в ряду факторов, оказавших весомое влияние на выбор платформы для создания Хранилища данных банка, помимо множества функциональных возможностей и наличия готового решения для многофилиального банка, особое место занимает оптимальная ценовая политика, проводимая компанией-поставщиком.

Автор: М.Калинин, В.Некрасов

Источник: Аналитический банковский журнал, 2001, № 3