- 2001
Оперативный бюджет банка
Настоящая статья является продолжением цикла статей, посвященных внедрению системы бюджетирования в банке. В статье речь пойдет об оперативном бюджете банка.
Настоящая статья является продолжением цикла статей, посвященных внедрению системы бюджетирования в банке. Предыдущие две статьи были посвящены постановке хозрасчета и проектированию финансовой структуры коммерческого банка. Было отмечено, что для постановки хозрасчетной модели в банке необходимо провести последовательное построение организационной структуры, финансовой структуры и структуры бюджетов. В этой статье речь пойдет об оперативном бюджете банка. Будет введено понятие оперативного бюджета, рассмотрены принципы построения оперативного бюджета, описана бюджетная информация, представлены формы бюджетных документов и типовая структура бюджетов центров ответственности (ЦО) банка. В предложенном цикле статей предлагаемые методологические подходы внедрения системы бюджетирования разобраны на примере гипотетического банка.
Понятие оперативного бюджета банка
Оперативный бюджет банка - набор внутренних плановых и отчетных документов. Оперативный бюджет банка может быть представлен, как минимум, бюджетом активов и пассивов (БАП), бюджетом доходов и расходов (БДР), бюджетом движения денежных средств (БДДС) и сметой капитальных вложений.
Оперативный бюджет банка содержит следующую информацию:- Активы и пассивы.
- Привлечения и размещения.
- Доходы и расходы.
- Капитальные вложения.
Помимо балансовых доходов и расходов в бюджетах бизнес-направлений и центров ответственности учитываются:
- Трансфертные доходы и расходы.
- Коррекции доходов и расходов на основе перечня тарифицируемых услуг подразделений банка.
- Аллокации затрат центров инфраструктуры, т.е. распределение расходов, которые не могут быть однозначно перенесены на ЦО, входящие в бизнес-направления. Выделяют аллокации общебанковских расходов (например, аренда) и аллокации затрат общебанковских подразделений (например, затраты Управления информационных технологий).
Плановым и отчетным периодом оперативного бюджета банка является квартал с разбивкой по месяцам.
Оперативный бюджет банка определяет вклад каждого ЦО в общий доход банка, позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между ЦО, учесть финансовые результаты в системе мотиваций персонала.Принципы построения оперативного бюджета банка
Построение оперативного бюджета банка опирается на следующие принципы:
- Бюджетирование осуществляется в разрезе финансовой структуры банка . Оперативный бюджет ведется по банку в целом, по филиалам, по бизнес-направлениям (БН) и центрам инфраструктуры (ЦИ), по каждому ЦО.
- Все доходы/расходы должны быть однозначно отнесены к конкретной статье бюджета. Для обеспечения максимального учета доходов и расходов, на величину которых ЦО может непосредственно повлиять, определяется перечень статей доходов и расходов, относящихся к этому ЦО.
- Все активы/пассивы должны быть однозначно отнесены к соответствующей категории активов/пассивов. Формирование портфелей активов и пассивов, управляемых ЦО, также осуществляется путем закрепления перечня активных и пассивных счетов за этим ЦО.
- Каждый платеж должен быть однозначно отнесен к статье движения денежных средств.
- Общебанковские расходы относятся на подразделения по выбранным алгоритмам распределения во внесистемном учете.
- Для оценки эффективности БН ведется система внутреннего трансфертного ценообразования.
- Прибыль или убыток БН определяется как разница между суммарными доходами и расходами ЦО, входящих в БН, и является показателем эффективности работы сотрудников на данном направлении.
Структуризация бюджетной информации
Инструментом реализации принципов построения оперативного бюджета являются классификаторы бюджетной информации. Квартальная бюджетная информация по каждому ЦО, БН, филиалу и банку в целом структурируется с помощью классификаторов, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Классификаторы бюджетной информации.
|
Плановая и отчетная бюджетная информация может быть представлена руководству банка в форме отчетов. Форма предоставления плановой и отчетной информации определяется отделом планирования и согласуется с кураторами бизнес-направлений. Отчетные формы должны иметь степень детализации, достаточную для однозначной идентификации бюджетной позиции. Комплект документов, подготавливаемых в рамках бюджетирования на уровне ЦО и банка в целом, представлен в таблице 2.
Таблица 2. Комплект документов бюджетирования.
|
Структура оперативного бюджета ЦО и банка в целом
Различаются портфельная (балансовая) и доходно-расходная позиции бюджета.
Портфельные позиции бюджета содержат информацию о движении основных позиций активов и пассивов центров прибыли банка. Детальные портфельные позиции по каждому центру прибыли определяются по согласованию между заинтересованными центрами прибыли и отделом планирования бюджета.Портфельная бюджетная позиция для некоторого актива/ пассива должна содержать:
- остатки на начало периода,
- помесячно приход и уход средств по данному виду актива/ пассива, либо изменение (увеличение или уменьшение) данной портфельной позиции,
- помесячно операционные доходы и расходы в разбивке по статьям бюджета доходов и расходов.
Пример бюджетной портфельной позиции
|
Доходно-расходная позиция бюджета включает в себя три составляющих элемента:
1. "Оплачено" - оплаченный доход-расход, учитываемый в бухгалтерии по методу признания выручки "по оплате".По доходной бюджетной позиции отражается сумма, зачисленная на корреспондентский счет, поступившая в кассу банка или списанная на доходы банка внутрибанковской проводкой с пассивного счета клиента.
По расходной бюджетной позиции отражается сумма, списанная с корреспондентского счета, выданная из кассы банка или списанная на расходы банка.2. "Сальдо взаиморасчетов" - сальдо взаиморасчетов по доходно-расходной позиции. Образуется как разница между дебетовым и кредитовым оборотом по счетам взаиморасчетов.
По доходной бюджетной позиции отражается задолженность клиента перед банком.По расходной бюджетной позиции отражается задолженность банка перед контрагентом.
3. "Инкассировано" - инкассированный доход-расход, учитываемый в бухгалтерии по методу признания выручки "по отгрузке".По доходной бюджетной позиции отражается сумма начисленного дохода.
По расходной бюджетной позиции отражается сумма начисленного расхода.Пример доходной бюджетной позиции
|
Портфельные и доходно-расходные позиции закрепляются за центрами прибыли и центрами затрат банка следующим образом:
- За центрами прибыли закрепляются портфельные и доходно-расходные позиции бюджета.
- Центры затрат, входящие в БН, не имеют портфельных и доходных бюджетных позиций. Бюджеты этих центров затрат включают только расходные позиции.
- Центры затрат, входящие в центр инфраструктуры "Затраты на управление", не имеют портфельных и доходных бюджетных позиций. Бюджеты этих центров затрат включают только расходные позиции.
- Центры затрат, входящие в центр инфраструктуры "Обслуживающие подразделения", не имеют портфельных позиций, а только доходные и расходные позиции.
- Если ЦО "Казначейство" является центром прибыли, то за ним закрепляются портфельные и доходно-расходные позиции бюджета. Если ЦО "Казначейство" является центром затрат, входящим в центр инфраструктуры "Обслуживающие подразделения", то за ним закрепляются только доходные и расходные позиции. В любом случае за ЦО "Казначейство" дополнительно должны быть закреплены доходная бюджетная позиция "Трансфертные доходы по продаже ресурсов размещающим центрам прибыли" и расходная бюджетная позиция "Трансфертные расходы по приобретению ресурсов у привлекающих центров прибыли".
Допускается детальное раскрытие отдельных бюджетных позиций (например, по видам кредитов, видам ценных бумаг, компенсаций и прочее). При этом при подготовке отчета подразделения обязаны по запросу отдела планирования представить данные, достаточные для раскрытия бюджетных позиций с требуемой степенью детализации.
Номенклатура закрепленных бюджетных позиций может быть изменена по согласованию между заинтересованными ЦО и отделом планирования.Закрепление портфельных и доходно-расходных позиций за центрами прибыли на примере гипотетического банка приведено в таблице 3.
Таблица 3. Пример закрепления портфельных и доходно-расходных позиций за центрами прибыли банка.
|
Внесистемные корректировки в бюджете доходов и расходов
В оперативном бюджете банка помимо балансовых доходов и расходов учитываются следующие внесистемные корректировки:
- Трансфертные доходы от продажи ресурсов на внутрибанковском рынке и трансфертные расходы по покупке ресурсов.
- Коррекции отдельных видов доходов, расходов, компенсаций. Коррекции осуществляются с письменного разрешения отдела планирования, который вправе произвести корректировку доходно-расходных позиций только после получения соответствующего информационного письма, подписанного начальниками заинтересованных подразделений банка.
- Внутренние доходы (расходы) подразделений за оказанные (полученные) услуги другим подразделениям банка. Плата за услугу осуществляется в соответствии с внутрибанковским прайс-листом.
- Аллокированные расходы. Сальдо по статьям бюджета ЦО "Казначейство" "Трансфертные доходы по продаже ресурсов размещающим центрам прибыли" и "Трансфертные расходы по приобретению ресурсов у привлекающих центров прибыли" не аллокируется.
По запросам центров ответственности отдел планирования обязан предоставить
им перечень внесистемных корректировок доходов и расходов.
Автор: А.Ашкинадзе, Е.Княжеченко
Источник: Аналитический банковский журнал, 2001, № 8