Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Оперативный бюджет банка

Настоящая статья является продолжением цикла статей, посвященных внедрению системы бюджетирования в банке. В статье речь пойдет об оперативном бюджете банка.

Настоящая статья является продолжением цикла статей, посвященных внедрению системы бюджетирования в банке. Предыдущие две статьи были посвящены постановке хозрасчета и проектированию финансовой структуры коммерческого банка. Было отмечено, что для постановки хозрасчетной модели в банке необходимо провести последовательное построение организационной структуры, финансовой структуры и структуры бюджетов. В этой статье речь пойдет об оперативном бюджете банка. Будет введено понятие оперативного бюджета, рассмотрены принципы построения оперативного бюджета, описана бюджетная информация, представлены формы бюджетных документов и типовая структура бюджетов центров ответственности (ЦО) банка. В предложенном цикле статей предлагаемые методологические подходы внедрения системы бюджетирования разобраны на примере гипотетического банка.

Понятие оперативного бюджета банка

Оперативный бюджет банка - набор внутренних плановых и отчетных документов. Оперативный бюджет банка может быть представлен, как минимум, бюджетом активов и пассивов (БАП), бюджетом доходов и расходов (БДР), бюджетом движения денежных средств (БДДС) и сметой капитальных вложений.

Оперативный бюджет банка содержит следующую информацию:
  • Активы и пассивы.
  • Привлечения и размещения.
  • Доходы и расходы.
  • Капитальные вложения.

Помимо балансовых доходов и расходов в бюджетах бизнес-направлений и центров ответственности учитываются:

  • Трансфертные доходы и расходы.
  • Коррекции доходов и расходов на основе перечня тарифицируемых услуг подразделений банка.
  • Аллокации затрат центров инфраструктуры, т.е. распределение расходов, которые не могут быть однозначно перенесены на ЦО, входящие в бизнес-направления. Выделяют аллокации общебанковских расходов (например, аренда) и аллокации затрат общебанковских подразделений (например, затраты Управления информационных технологий).

Плановым и отчетным периодом оперативного бюджета банка является квартал с разбивкой по месяцам.

Оперативный бюджет банка определяет вклад каждого ЦО в общий доход банка, позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между ЦО, учесть финансовые результаты в системе мотиваций персонала.

Принципы построения оперативного бюджета банка

Построение оперативного бюджета банка опирается на следующие принципы:

  1. Бюджетирование осуществляется в разрезе финансовой структуры банка . Оперативный бюджет ведется по банку в целом, по филиалам, по бизнес-направлениям (БН) и центрам инфраструктуры (ЦИ), по каждому ЦО.
  2. Все доходы/расходы должны быть однозначно отнесены к конкретной статье бюджета. Для обеспечения максимального учета доходов и расходов, на величину которых ЦО может непосредственно повлиять, определяется перечень статей доходов и расходов, относящихся к этому ЦО.
  3. Все активы/пассивы должны быть однозначно отнесены к соответствующей категории активов/пассивов. Формирование портфелей активов и пассивов, управляемых ЦО, также осуществляется путем закрепления перечня активных и пассивных счетов за этим ЦО.
  4. Каждый платеж должен быть однозначно отнесен к статье движения денежных средств.
  5. Общебанковские расходы относятся на подразделения по выбранным алгоритмам распределения во внесистемном учете.
  6. Для оценки эффективности БН ведется система внутреннего трансфертного ценообразования.
  7. Прибыль или убыток БН определяется как разница между суммарными доходами и расходами ЦО, входящих в БН, и является показателем эффективности работы сотрудников на данном направлении.

Структуризация бюджетной информации

Инструментом реализации принципов построения оперативного бюджета являются классификаторы бюджетной информации. Квартальная бюджетная информация по каждому ЦО, БН, филиалу и банку в целом структурируется с помощью классификаторов, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Классификаторы бюджетной информации.
Название классификатора Информационные блоки классификатора Ответственный за ведение классификатора Цель ведения классификатора
1 Центры ответственности
  • название внутреннего хозрасчетного бизнеса,
  • перечень банковских продуктов каждого БН
  • перечень центров затрат, обслуживающих каждое из БН
Отдел планирования

1. Понятие типов центров ответственности вводится для проверки логики внутреннего построения и подчиненности бюджетов банка. Например, нельзя назначить центру затрат бюджет центра прибыли.

2. Код ЦО может вводиться в номер лицевых счетов для однозначного отнесения активов/пассивов, доходов/расходов и основных фондов к ЦО.
2 Бизнес-направления
  • название ЦО,
  • уникальный код ЦО,
  • тип ЦО (центр прибыли или центр затрат)
Отдел планирования Классификатор необходим для проектирования финансовой структуры банка. Каждый центр прибыли и центр затрат, обслуживающий или управляющий конкретным БН, однозначно относится к БН.
3 Центры инфраструктуры
  • название ЦИ
  • перечень услуг, оказываемых бизнес-направлениям
  • перечень центров затрат, входящих в ЦИ
Отдел планирования

1. Классификатор необходим для проектирования финансовой структуры банка. Не попавшие в БН центры затрат однозначно относятся к центрам инфраструктуры (ЦИ "Обслуживающие подразделения" или ЦИ "Затраты на управление").

2. Перечень услуг центров затрат является основой для создания прайс-листа на услуги, оказываемые бизнес-направлениям.
4 Активы/Пассивы
  • иерархический перечень статей бюджета активов и пассивов банка
Казначейство Классификатор необходим для формирования структуры бюджета активов/ пассивов каждого ЦО и банка в целом.
5 Доходы/Расходы
  • иерархический перечень статей бюджета доходов-расходов банка, сгруппированных в операционные (внешние) доходы и расходы, внутренние (трансфертные) доходы и расходы, накладные расходы, резервы
Отдел планирования Классификатор необходим для формирования структуры бюджета доходов/ расходов каждого ЦО и банка в целом. Каждая статья доходов/ расходов однозначно относится к соответствующей статье бюджета доходов/ расходов, центру прибыли или центру затрат, БН или ЦИ
6 Капитальные вложения
  • иерархический перечень статей сметы капитальных вложений
Отдел планирования Классификатор необходим для формирования структуры сметы капитальных вложений каждого ЦО и банка в целом.
7 Поступления/ Оттоки денежных средств
  • иерархический перечень статей бюджета движения денежных средств
Казначейство Классификатор необходим для формирования структуры бюджета движения денежных средств для филиалов и банка в целом. Каждый платеж однозначно относится к соответствующей статье бюджета движения денежных средств.

Плановая и отчетная бюджетная информация может быть представлена руководству банка в форме отчетов. Форма предоставления плановой и отчетной информации определяется отделом планирования и согласуется с кураторами бизнес-направлений. Отчетные формы должны иметь степень детализации, достаточную для однозначной идентификации бюджетной позиции. Комплект документов, подготавливаемых в рамках бюджетирования на уровне ЦО и банка в целом, представлен в таблице 2.

Таблица 2. Комплект документов бюджетирования.
Бюджетные документы Описание Для ЦП и ЦЗ Для филиалов и банка в целом
Аналитический баланс на отчетный и прогнозный период. Состоит из активных и пассивных статей, закрепленных за конкретным подразделением (для банка в целом). Да Да
Аналитический бюджет доходов и расходов. Состоит из счетов доходов и расходов, закрепленных за данным подразделением (за банком в целом) с учетом данных по смете капитальных вложений. Да (для ЦЗ только в части расходов) Да
Анализ исполнения прогнозного баланса и бюджета доходов и расходов. Сопоставление факта с прогнозом по основным финансовым параметрам. Да Да
Отчеты по отдельным направлениям бизнеса, оформленные в виде приложений. Содержание отчетов зависит от потребности менеджеров в информации по конкретным направлениям бизнеса. Да Нет
План и отчет о движении денежных средств. Состоит из статей движения денежных средств в разрезе корреспондентских и кассовых счетов филиалов и банка в целом. Нет Да

Структура оперативного бюджета ЦО и банка в целом

Различаются портфельная (балансовая) и доходно-расходная позиции бюджета.

Портфельные позиции бюджета содержат информацию о движении основных позиций активов и пассивов центров прибыли банка. Детальные портфельные позиции по каждому центру прибыли определяются по согласованию между заинтересованными центрами прибыли и отделом планирования бюджета.

Портфельная бюджетная позиция для некоторого актива/ пассива должна содержать:

  • остатки на начало периода,
  • помесячно приход и уход средств по данному виду актива/ пассива, либо изменение (увеличение или уменьшение) данной портфельной позиции,
  • помесячно операционные доходы и расходы в разбивке по статьям бюджета доходов и расходов.

Пример бюджетной портфельной позиции

    i-ый месяц j-го квартала
Код портфельной позиции Входящий остаток + - Исходящий остаток Среднедневной остаток Инкассированный доход/расход
Кредиты (выданные) 1'000'000 500'000 -700'000 800'000 950'000 6'000

% по кредитам ЮЛ 3'000
% по кредитам банкам 1'000
% по кредитам ФЛ 2'000

Доходно-расходная позиция бюджета включает в себя три составляющих элемента:

1. "Оплачено" - оплаченный доход-расход, учитываемый в бухгалтерии по методу признания выручки "по оплате".

По доходной бюджетной позиции отражается сумма, зачисленная на корреспондентский счет, поступившая в кассу банка или списанная на доходы банка внутрибанковской проводкой с пассивного счета клиента.

По расходной бюджетной позиции отражается сумма, списанная с корреспондентского счета, выданная из кассы банка или списанная на расходы банка.

2. "Сальдо взаиморасчетов" - сальдо взаиморасчетов по доходно-расходной позиции. Образуется как разница между дебетовым и кредитовым оборотом по счетам взаиморасчетов.

По доходной бюджетной позиции отражается задолженность клиента перед банком.

По расходной бюджетной позиции отражается задолженность банка перед контрагентом.

3. "Инкассировано" - инкассированный доход-расход, учитываемый в бухгалтерии по методу признания выручки "по отгрузке".

По доходной бюджетной позиции отражается сумма начисленного дохода.

По расходной бюджетной позиции отражается сумма начисленного расхода.

Пример доходной бюджетной позиции

i-ый месяц j-го квартала
Статья БДР Оплачено Сальдо взаиморасчетов Инкассировано
% уплаченные по кредитам ЮЛ 2'500 500 = (3'000 - 2'500) 3'000

Портфельные и доходно-расходные позиции закрепляются за центрами прибыли и центрами затрат банка следующим образом:

  1. За центрами прибыли закрепляются портфельные и доходно-расходные позиции бюджета.
  2. Центры затрат, входящие в БН, не имеют портфельных и доходных бюджетных позиций. Бюджеты этих центров затрат включают только расходные позиции.
  3. Центры затрат, входящие в центр инфраструктуры "Затраты на управление", не имеют портфельных и доходных бюджетных позиций. Бюджеты этих центров затрат включают только расходные позиции.
  4. Центры затрат, входящие в центр инфраструктуры "Обслуживающие подразделения", не имеют портфельных позиций, а только доходные и расходные позиции.
  5. Если ЦО "Казначейство" является центром прибыли, то за ним закрепляются портфельные и доходно-расходные позиции бюджета. Если ЦО "Казначейство" является центром затрат, входящим в центр инфраструктуры "Обслуживающие подразделения", то за ним закрепляются только доходные и расходные позиции. В любом случае за ЦО "Казначейство" дополнительно должны быть закреплены доходная бюджетная позиция "Трансфертные доходы по продаже ресурсов размещающим центрам прибыли" и расходная бюджетная позиция "Трансфертные расходы по приобретению ресурсов у привлекающих центров прибыли".

Допускается детальное раскрытие отдельных бюджетных позиций (например, по видам кредитов, видам ценных бумаг, компенсаций и прочее). При этом при подготовке отчета подразделения обязаны по запросу отдела планирования представить данные, достаточные для раскрытия бюджетных позиций с требуемой степенью детализации.

Номенклатура закрепленных бюджетных позиций может быть изменена по согласованию между заинтересованными ЦО и отделом планирования.

Закрепление портфельных и доходно-расходных позиций за центрами прибыли на примере гипотетического банка приведено в таблице 3.

Таблица 3. Пример закрепления портфельных и доходно-расходных позиций за центрами прибыли банка.
Центр ответственности Закрепление портфельных и доходно-расходных позиций за центрами ответственности
Кредитный отдел филиала №1 (120012) Активы Пассивы
  Текущие кредиты корпоративным клиентам Резерв на потери по ссудам
  Пролонгированные кредиты корпоративных клиентов  
  Просроченные кредиты корпоративных клиентов  
  Кредиты физ. Лицам  
  Просроченные кредиты физ.лицам  
  Расходы Доходы
По данным бухгалтерского учета:
  Отчисления на создание резерва под возможные потери по ссудам Восстановление сумм со счетов резерва под возможные потери по ссудам
  Расходы на содержание персонала Проценты за предоставленные кредиты корпоративным клиентам
  Эксплуатационные и административно-хозяйственные затраты Проценты за предоставленные кредиты физ.лицам
  Статьи сметы капитальных вложений  
  Здания и сооружения  
  Оборудование  
  Транспорт  
  Нематериальные активы  
  Вычислительная техника  
  Средства связи  
  Мебель  
  Прочие  
По данным внесистемного учета:
  Трансфертные расходы по приобретению ресурсов  
  Покупка тарифицируемых услуг  
  Аллокация затрат центров инфраструктуры  
Операционная служба филиала №1 (120015) Активы Пассивы
    Корпоративные клиенты, счета "до востребования"
    Корпоративные клиенты, депозиты и депозитные сертификаты
По данным бухгалтерского учета:
  Проценты за привлеченные депозиты (депозитные сертификаты) корпоративным клиентам Комиссионные расходы по расчетным операциям
  Расходы на содержание персонала Комиссионные доходы по выданным гарантиям
  Эксплуатационные и административно-хозяйственные затраты Комиссионные доходы по другим операциям
  Статьи сметы капитальных вложений  
  Здания и сооружения  
  Оборудование  
Центр ответственности Закрепление портфельных и доходно-расходных позиций за центрами ответственности
  Транспорт  
  Нематериальные активы  
  Вычислительная техника  
  Средства связи  
  Мебель  
  Прочие  
По данным внесистемного учета:
  Покупка тарифицируемых услуг Трансфертные доходы по продаже ресурсов
  Аллокация затрат центров инфраструктуры  
И так далее по всем центрам прибыли:

Внесистемные корректировки в бюджете доходов и расходов

В оперативном бюджете банка помимо балансовых доходов и расходов учитываются следующие внесистемные корректировки:

  1. Трансфертные доходы от продажи ресурсов на внутрибанковском рынке и трансфертные расходы по покупке ресурсов.
  2. Коррекции отдельных видов доходов, расходов, компенсаций. Коррекции осуществляются с письменного разрешения отдела планирования, который вправе произвести корректировку доходно-расходных позиций только после получения соответствующего информационного письма, подписанного начальниками заинтересованных подразделений банка.
  3. Внутренние доходы (расходы) подразделений за оказанные (полученные) услуги другим подразделениям банка. Плата за услугу осуществляется в соответствии с внутрибанковским прайс-листом.
  4. Аллокированные расходы. Сальдо по статьям бюджета ЦО "Казначейство" "Трансфертные доходы по продаже ресурсов размещающим центрам прибыли" и "Трансфертные расходы по приобретению ресурсов у привлекающих центров прибыли" не аллокируется.

По запросам центров ответственности отдел планирования обязан предоставить им перечень внесистемных корректировок доходов и расходов.

Полноценное функционирование системы бюджетирования тесно связано с оптимизацией информационных потоков в банке. В статье приведен типовой состав информации и документов, которые потребуются в процессе постановки и эксплуатации системы бюджетирования.

Автор: А.Ашкинадзе, Е.Княжеченко

Источник: Аналитический банковский журнал, 2001, № 8