Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Аналитический банковский журнал

Опыт реализации требований Положения 137-П

Требования Положения 137-П

С 1-го июля 2001 года вступило в силу Положение ЦБ РФ от 12.04.2001г. №137-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери". В соответствии с этим положением банки обязаны создавать резервы на возможные потери не только по кредитам, вложениям в ценные бумаги и другим основным банковским операциям, но еще и по ряду прочих активов, таких как:

  • средства, размещенные на корреспондентских счетах;
  • финансово-хозяйственные операции кредитной организации;
  • инструменты, отраженные на внебалансовых счетах бухгалтерского учета;
  • срочные сделки, учитываемые в разделе "Г. Срочные операции" и другие.

При этом расчетная база резерва и факторы, на основании которых кредитная организация выносит мотивированное суждение об уровне риска, определяются кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация может использовать для мотивировки суждения любые факторы, если их наличие признано банком существенным. Источники получения возможной информации о факторах риска определяются каждой кредитной организацией самостоятельно, включая и такие, как средства массовой информации.

Процентная ставка для актива также определяется банком, ЦБ устанавливает только границы ее изменения для каждой из групп риска.

Исходя из установленных расчетных баз и процентных ставок, банк должен формировать резервы по всей кредитный организации в целом. Кроме того, ежеквартально банки должны предоставлять в ЦБ отчет по форме 155 "Расчет резервов на возможные потери". Этот отчет содержит данные о расчетном и сформированном резерве в разрезе элементов расчетной базы и групп риска. Отчет содержит данные по состоянию на три даты: на 1-ое число каждого месяца отчетного квартала.

Требования банка

Банк "Петрокоммерц" уже не первый год сотрудничает с компанией Intersoft Lab. . В банке создано Хранилище данных на платформе "Контур Корпорация". В Хранилище, установленное в Головном офисе банка, собираются данные из автоматизированных банковских систем (АБС) 14 филиалов, расположенных по всей стране.

К моменту вступления в силу Положения №137-П Хранилище данных банка эксплуатировалось в промышленном режиме. В Хранилище были загружены архивные данные всех филиалов за год, и филиалы уже на протяжении года работали в режиме ежедневный выгрузки и загрузки.

Таким образом, в Головном офисе была создана единая центральная база всех клиентов, балансовых и лицевых счетов, платежных документов, проводок и кассовых операций, пополняемая ежедневно. Она используется бухгалтерами, аналитиками и топ-менеджерами банка для решения различных задач: аудита правил бухгалтерского оформления операций в филиалах, выверки обязательной отчетности, оперативного контроля состояния счетов VIP-клиентов и т.д.

Специалисты банка посчитали, что применение единого Хранилища данных будет полезно для автоматизации еще нескольких направлений деятельности. В том числе банком было принято решение использовать Хранилище для сбора данных по расчетным базам, группам риска и процентным ставкам, установленным в соответствии с Положением №137-П.

С целью обеспечения выполнения требований ЦБ РФ и с учетом описанных особенностей ведения баз в АБС филиалов, банком "Петрокоммерц" были поставлены следующие требования к Хранилищу:

  • Предоставить филиалам универсальный шаблон для ввода ежедневной отчетности об изменениях групп риска и процентных ставок по лицевым счетам, указанным в Положении №137-П.
  • Обеспечить возможность автоматического сбора данных об изменении групп риска и процентных ставок лицевых счетов из ежедневной отчетности филиалов.
  • Обеспечить расчет резервов на возможные потери с учетом требований Положения №137-П и формирование отчетов о расчетных базах, группах риска и процентных ставках по лицевым счетам.

Реализация требований банка

Требования банка были реализованы в рамках общих технологических принципов функционирования банковского Хранилища данных. Был обеспечен сбор классификационных признаков счетов в Хранилище, расширена номенклатура данных Хранилища и произведена настройка специализированных аналитических интерфейсов. Обмен данными между Хранилищем и внешними агентами был организован на основе XML-представления.

Организация сбора данных в Хранилище

Для сбора классификационных признаков счетов по Положению 137-П использован Excel-шаблон. Такой подход выбран в связи с тем, что АБС , используемая в филиалах банка, не позволяет в настоящее время хранить по счету историю изменения группы риска и процентной ставки.

Процесс заполнения шаблона организован в несколько этапов: первоначально лицевые счета, по которым в соответствии с Положением 137-П должны быть сформированы резервы на возможные потери, выгружаются из АБС в XML-формат. По каждому такому счету выгружается номер, наименование, клиент счета и остаток. Для выгрузки разработана отдельная процедура.

Затем с помощью специального Excel-шаблона, данные из XML-формата преобразуются в Excel-представление. Дополнительно в шаблон встроена макропрограмма, которая позволяет заимствовать данные о классификационных признаках счетов из аналогичного шаблона за прошлый отчетный период.

После выполнения преобразования и заимствования сотрудник банка вводит в шаблон информацию об изменениях групп риска, процентных ставок и баз расчета резервов (см. рис. 1).

Рис. 1 Технология сбора данных по Положению 137-П


Такой механизм позволяет избежать большого количества ошибок при ручном заполнении шаблона, так как все данные, имеющиеся в АБС, берутся оттуда и защищаются от редактирования, а классификационные признаки заимствуются из прошлых периодов. Сотруднику банка остается только поправить изменившиеся группы риска, процентные ставки и расчетные базы. Кроме того, шаблон снабжен дополнительными проверками и механизмами контроля. Например, проверяется соответствие процентной ставки и группы риска, обязательность ввода классификационных параметров по вновь открытым счетам. По желанию банка в шаблоне реализован механизм предупредительного контроля счетов. С его помощью проверяется, чтобы все счета, принадлежащие одному клиенту, имели одинаковую группу риска.

Данные из заполненного шаблона встроенной процедурой выгружаются в файл XML-формата и передаются в Головной офис аналогично файлу, формируемому при ежедневной выгрузке данных из АБС. В Головном офисе такой файл автоматически распознается и загружается в Хранилище данных.

Расширение номенклатуры хранилища

В Хранилище по каждому счету, по которому требуется формировать резерв в соответствии с Положением 137-П, ведется три истории значений: история группы риска, история процентной ставки и история базы расчета риска. Для хранения истории реквизитов по счетам используются субсчета. Сумма остатка субсчета устанавливается и изменяется специальными тэгами в xml-файле. Значение субсчета меняется во времени также, как остаток по обычному лицевому счету. Просматривать значения можно в стандартном интерфейсе счетов системы "Контур Корпорация". Эти данные также доступны и удобны для программирования отчетов.

Кроме того, в Хранилище настроены новые реквизиты счетов, в которых отображаются только последние состояния - текущая группа риска и текущая процентная ставка. Эти реквизиты предназначены для быстрых выборок данных в интерфейсах и в отчетах за последние периоды.

Настройка аналитических интерфейсов

Для анализа загруженной в Хранилище информации разработаны новые отчеты. Они позволяют получить по всем филиалам банка сразу или по каждому филиалу в отдельности следующую информацию:

  • Состояния счетов, отнесенных к Положению 137-П, на заданную дату. По каждому счету выводится: номер, название, клиент, характер задолженности, остаток счета, расчетная база для резервирования, группа риска, процентная ставка и расчетная сумма резерва.
  • Информация по счетам, номинированным в иностранной валюте, по которым произошло изменение (увеличение/уменьшение) величины расчетной базы, связанное с изменением валютного курса.
  • Информация по счетам, по которым произошло изменение (увеличение/уменьшение) величины расчетной базы, связанное с изменением величины остатков на соответствующих счетах бухгалтерского учета (при условии неизменности классификационных признаков риска).
  • Информация по счетам, по которым произошло изменение (увеличение/уменьшение) классификационных признаков (изменилась процентная ставка или процентная ставка и группа риска).

Результаты внедрения и перспективы

Выбор технологического решения, основанного на использовании Excel-шаблонов, был во многом связан с минимальными сроками, отведенными на реализацию требований Положения 137-П в банке.

Простота реализации предложенной технологии позволила оперативно внедрить ее и в кратчайшие сроки приступить к сбору данных из филиалов.

В результате сотрудники Головного офиса банка смогли увидеть в единой базе классификационные признаки по лицевым счетам всех филиалов. Причем даже такое простое решение позволило собрать в Хранилище не только последние значения групп риска, процентных ставок и баз расчета процентов, но и историю их изменений. Это оказало банку определенную помощь в определении расчетной суммы резервов, а также в подготовке отчетности по резервированию.

Еще одним позитивным итогом описанного подхода является то, что теперь период сбора данных может быть определен банком самостоятельно и, при желании, можно контролировать сумму расчетного резерва хоть ежедневно.

В дальнейшем это решение может быть расширено и модифицировано. Например, можно собирать и хранить в единой базе не только значения классификационных признаков счетов, но и историю изменения мотивированной оценки, что позволит контролировать правильность классификации счетов сотрудниками филиалов. Кроме того, в перспективе возможно организовать сбор аналогичных данных не только из филиалов, но и из АБС Головного банка - системы IBSO. В таком случае, оперируя информацией по всем счетам банка, можно на базе Хранилища формировать уже готовый отчет по Положению 137-П.

Автор: М.Калинин, Н.Чеканова
Источник: Аналитический банковский журнал, 2002, № 3