Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Банки и технологии

Корпоративный репортинг

В любом банке ежедневно решаются три задачи, разные по целям, но имеющие сходные технологические подходы:
  • Подготовка обязательной отчетности перед государственными и налоговыми органами.
  • Создание управленческой отчетности (по бизнесам, подразделениям, в целом по банку).
  • Выпуск отчетов для клиентов банка (выписки со счетов, информационные материалы об услугах и т.д.).

Несмотря на свой локальный характер с точки зрения реализации, они являются задачами корпоративного уровня, поскольку влияют на отношение к банку со стороны государственных и налоговых органов, со стороны клиентов и важны с точки зрения управления банком как предприятием. Поэтому банки тратят значительные средства для решения этих задач.

Для многофилиального банка эти задачи на порядок сложнее, поскольку для их решения приходится решать проблемы, связанные с территориальной распределенностью подразделений банка, клиентов и источников информации для подготовки отчетов.

Современные информационные технологии позволяют минимизировать средства, затрачиваемые на подготовку отчетов, а также улучшить их качество. Появилось новое понятие в этой области - система корпоративной отчетности, как способ ее комплексного решения.

Проблемы подготовки и выпуска отчетов

Сводная обязательная отчетность банка, внутренняя (управленческая) отчетность, а также отчеты для клиентов чаще всего выполняются как решения частных задач - как в Главной конторе, так и во всех филиалах банка. При этом "узкими местами" такого подхода являются:

  • Скорость подготовки и качество отчетов. В первую очередь это связано с тем, что для подготовки отчетов зачастую приходится собирать разнородную информацию из различных источников. Сама процедура выпуска сводных отчета также может занимать много времени, ведь объем обрабатываемых данных в многофилиальном банке может быть весьма велик.
  • Скорость доставки отчетов потребителю информации. В силу особенностей организационной структуры банка потребители отчетов зачастую территориально располагаются не в том месте, где сами отчеты создаются. При этом встает задача оперативной доставки отчетов своим потребителям в рамках определенных прав доступа к информации.
  • Большие затраты. Множество программистов и сотрудников банка заняты в процессе подготовки отчетов - как в Главной конторе, так и в филиалах банка. Если же в филиалах банка отсутствует достаточно квалифицированный персонал, то на Главную контору дополнительно ложится и задача выпуска отчетов по каждому из филиалов.

Современный подход к задаче подготовки отчетности

Современные информационные технологии позволяют решить задачу подготовки отчетности на новом технологическом уровне. А именно, заменить частные решения по подготовке отчетности (внешней, управленческой, для клиентов) на единую систему корпоративной отчетности. Этот принципиально новый подход в организации подготовки всей отчетности банка достигается за счет:

  • Концентрации исходных данных для подготовки всей отчетности в одном месте - в Главной конторе банка.
  • Централизованного управления составом, разработкой и доступом к отчетам.
  • Обеспечение разнообразного доступа к отчетам (через Интернет, электронную почту).

Прежде всего, важен выбор способа хранения необходимых для подготовки отчетов данных. При использовании в Главной конторе единого Корпоративного Хранилища данных решается задача получения непротиворечивых данных подготовки разнообразных отчетов.

Разработка и выпуск основной массы отчетов в Главной конторе позволяет значительно снизить издержки на их производство и поддержку в актуальном состоянии.

Поскольку все данные для выпуска отчетов (в том числе и исторические), хранятся в Главной конторе, сотрудники филиалов практически полностью освобождаются от участия в процессе подготовки сводной отчетности.

Активное применение современных средств коммуникации и обмена информацией позволяют обеспечить эффективный доступ к отчетам, выпускаемым в Главной конторе всем потребителям - независимо от их территориального расположения.

Инструменты решения задачи

Для построения системы корпоративной отчетности применяются следующие инструменты:

  • Хранилище данных с приложениями на тему сводной отчетности, внутренней отчетности, клиентской отчетности.
  • Интернет-сервер и Сервер электронной почты.
  • Продукты Microsoft Office (MS Internet Explorer, MS OutLook, MS Excel, MS Word и другие).
  • Сервер сертификатов.
  • Система класса DeskTop OLAP как современное средство работы с данными вместо использования традиционных отчетов.

Такой набор инструментов, на наш взгляд, является наиболее подходящим для построения системы корпоративной отчетности банка.

Подобное решение является открытым с точки зрения применения средств подготовки и выпуска отчетов, а именно - использования хорошо освоенных многими специалистами Интернет-браузера, электронной почты, MS Excel и MS Word.

С другой стороны - в этом решении уделяется серьезное внимание качеству исходных данных для подготовки отчетов за счет организации в Главной конторе банка корпоративного Хранилища информации. Это позволяет сделать отчетность не только широко доступной всем филиалам, подразделениям и клиентам банка, но также повысить скорость ее получения.

Технология применения системы корпоративной отчетности

Центральным элементом решения является Хранилще данных, которое содержит исходные данные для подготовки отчетов, а также процедуры их подготовки. Остальные элементы решения предназначены для организации процесса заказа, получения и использования отчетов всеми сотрудниками и клиентами банка.

Широкие возможности в заказе, получении и использовании отчетов достигаются за счет применения трех современных технологий, глубоко интегрированных между собой:
  • Интернет - как средство заказа и получения отчетов.
  • Электронная почта - как средство заказа и получения отчетов.
  • Персональное OLAP-средство анализа полученных их Хранилища данных.

Элементы решения распределяются среди пользователей системы корпоративной отчетности следующим образом:

  • В Главной конторе банка:
  • Хранилище данных. Помимо исходных данных для подготовки отчетов Хранилище содержит репозиторий самих отчетов. Репозиторий отчетов хранит списки отчетов, перечень параметров отчетов, программы отчетов, списки пользователей и права на выпуск отчетов. Система получает от Интернет-сервера и Сервера электронной почты задания на выпуск отчетов, от репозитория программу выпуска отчета, выполняет процедуру подготовки отчета и передает его Интернет-серверу или Серверу электронной почты.
  • Интернет-сервер обеспечивает доступ к отчетам удаленных пользователей. Для обеспечения безопасности обычно применяются ASP - страницы. При этом код клиентского приложения хранится и исполняется в банке и не может быть модифицирован пользователем. Интернет-сервер обеспечивает пользователям заказ и получение отчетов с использованием Интернет-браузера.
  • Сервер электронной почты - также обеспечивает доступ к отчетам удаленных пользователей. Для обеспечения безопасности применяется защита сообщений, содержащих отчеты, электронной подписью.
  • Сервер сертификатов хранит ключи шифрования пользователей. Также можно не устанавливать его в Главной конторе, а использовать вместо него платные международные сервера сертификатов. Дополнительно можно установить аппаратные средства шифрования передаваемой информации.
  • В филиалах и у клиентов банка:
  • Интернет-браузер (MS Internet Explorer) является клиентским интерфейсом, при помощи которого сотрудники филиалов вводят имя и пароль, получают разрешенный к выпуску список отчетов, выбирают отчет и вводят его параметры, получают отчет с данными в виде html-страницы, Excel - компоненты или Excel-файла.
  • Электронная почта (MS OutLook). Используется для заказа и получения отчетов в виде файлов.
  • Сертификат и ключ шифрования - для защиты передаваемой и получаемой информации через Интернет-браузер и электронную почту, а также идентификации пользователя в системе.
  • DeskTop OLAP - для выполнения произвольных запросов, OLAP-анализа и выпуска отчетов на основе информации, полученной через Интернет-браузер и электронную почту.

В технологическом цикле применения системы корпоративной отчетности можно выделить следующие этапы:

Регистрация в системе нового потребителя отчетов.

Сотрудник Главной конторы выполняет регистрацию пользователя в системе, определяет состав отчетов, доступных ему для использования, генерирует персональный сертификат защиты информации. Пользователь получает сертификат, имя и пароль доступа к системе.

Работа с отчетами через Интернет-браузер
  • Пользователь через Интернет-браузер входит на страницу отчетов Интернет-сервера банка.
  • Страница запрашивает имя и пароль, которые проверяются сервером.
  • На запрос системы об идентификации пользователь предъявляет свой персональный сертификат. Сервер сертификатов проверяет сертификат пользователя.
  • Пользователь получает список разрешенных для него отчетов.
  • Пользователь выбирает отчет и получает страницу с параметрами отчета.
  • После ввода параметров, в зависимости от вида заказа, пользователь получает отчет в виде html, xls, doc или rtf - документа непосредственно через Интернет-браузер или позднее - по электронной почте.

Заказ и получение отчетов по почте

  • Пользователь оформляет заявку на получение отчета в виде ХML-документа стандартного вида, заверяет ее своим персональным сертификатом и отправляет ее в виде сообщения на адрес электронной почты Главной конторы банка.
  • При поступлении заявки на Сервер электронной почты система в автоматическом режиме проверяет сертификат заказчика отчета, а также его права на получение отчета.
  • После формирования отчета система генерирует почтовое сообщение, помещает в него отчет в формате xls, doc или rtf, шифрует его и отправляет пользователю.
  • Пользователь по электронной почте получает файл с отчетом, расшифровывает и использует с применением MS Excel или MS Word.

Выпуск отчетов нерегламентированной формы при помощи персональной OLAP-системы

Программа устанавливается сотрудникам банка в Главной конторе и филиалах. Полученные по электронной почте, через Интернет-браузер или из клиентского приложения отчеты загружаются в систему DeskTop OLAP. Пользователи системы создают и выпускают сложные аналитические отчеты, не обращаясь при этом к услугам программистов.

Эффективность от внедрения системы корпоративной отчетности

Эффективность применения системы корпоративной отчетности, построенной на основе Хранилища данных, характеризуют следующие показатели:

  • Простота и доступность использования системы достигается за счет применения Интернет-браузера, MS Excel и MS Word в качестве средств выпуска отчетов. При внедрении системы нет необходимости переучивать ни пользователей ни программистов банка.
  • Большая свобода в способе получения отчетов и их использования. Комбинирование трех технологий (Интернет, электронная почта, персональный OLAP) позволяет учесть все тонкости в требованиях к системе отчетов различных групп пользователей - от сотрудников до клиентов банка.
  • Рациональное расходование рабочего времени квалифицированных сотрудников. Разработка отчетов выполняется в центре, а использование - во всех подразделениях, филиалах и у клиентов банка. Поскольку все отчеты выпускаются в Главной конторе, от подготовки отчетов в значительной степени освобождаются сотрудники филиалов.
  • Высокое качество отчетов. Хранилище информации системы содержит выверенные данные для отчетов. Использовать данные Хранилища для подготовки отчетов лучше, чем использовать данные из разрозненных баз OLTP-систем. Вероятность появления ошибок в этом случае снижается на порядки. Соответственно уменьшается и время, затрачиваемое на проверку отчетов.
  • Секретность и безопасность данных достигается за счет современных средств защиты информации и развитой системы разграничения доступа к отчетам.
  • Открытость системы для разработки новых отчетов силами специалистов банка. Необходимым условием для системы корпоративной отчетности является инструменты ее расширения, не требующие программирования - дизайнеры структур хранения, шаблонов документов, используя которые, можно быстро создавать новые отчеты.