Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Банки и технологии

Опыт создания Хранилища данных ОАО Банк "Петрокоммерц"

Предыстория проекта

Необходимость создания полномасштабного Хранилища данных специалисты банка "Петрокоммерц" осознали давно. К этому подталкивала и сама структура банка, состоящая из 14 филиалов, расположенных по всей стране. Без надежной и технологичной системы сбора данных и быстрого доступа к ним сотрудникам центрального аппарата трудно было бы обеспечить управляемость такого сложного организма.

Как и большинство российских многофилиальных банков, банк "Петрокоммерц" создал собственную систему сбора, хранения и анализа данных. Но на определенном этапе развития остро встала задача стандартизации потоков данных, поступающих из филиалов, и создания единого Хранилища данных, комплексно решающего задачи информационного обеспечения центральных подразделений.

В результате исследования рынка в качестве платформы для создания Хранилища данных была выбрана система "Контур Корпорация" компании "Intersoft Lab".

Планирование и организация работ

Как известно, Хранилище данных - это не столько программа, сколько проект, который может развиваться длительное время. Работу над проектом разбили на несколько этапов:

  1. Пилотное внедрение системы на примере загрузки данных одного филиала.
  2. Загрузка архивных данных и ежедневная загрузка данных всех филиалов.
  3. Ежедневная загрузка данных Головного офиса.
  4. Внедрение технологии выпуска отчетов ЦБ.
  5. Расширение номенклатуры данных Хранилища.

На первом этапе была установлена система, загружены архивные данные и запущены процедуры сбора данных по одному филиалу. Опыт эксплуатации системы в течение месяца позволил убедиться в простоте эксплуатации системы в филиале и Головном офисе, надежности доставки информации, ее достоверности.

На втором этапе в Хранилище данных были загружены архивы всех филиалов за год. Предварительно совместно с сотрудниками филиалов провели очистку архивных данных: исправили логические ошибки в исходных базах данных, привели к единому стандарту в рамках

Хранилища различные нюансы учета в филиалах. По завершении этапа филиалы получили проверенные базы данных. В Головном офисе была создана центральная база данных всех клиентов, балансовых и лицевых счетов, платежных документов, проводок и кассовых операций.

После этого были включены процедуры ежедневного сбора данных из филиалов. Теперь журналы проверки данных, автоматически создающиеся при загрузке данных, показывали равенство остатков и оборотов в Хранилище и филиалах с точностью до копейки. При появлении ошибок система автоматически сигнализирует администратору, что не только дает уверенность в стопроцентной корректности данных Хранилища, но и является эффективной технологией оперативного контроля качества учета в банке.

Третий этап был выделен по той причине, что в Головном офисе применяется АБС другого типа, чем в филиалах. Поскольку объединение данных из разнородных источников - штатный режим эксплуатации системы "Контур Корпорация" (данные в нее передаются в едином для всех источников формате XML), требовалось лишь разработать процедуры выгрузки данных из АБС Головного офиса и согласовать различия отражения учета в двух АБС и Хранилище данных.

Для согласованного развития Хранилища был создан план работ на год, включающий в себя около двух десятков задач.

Наполнение Хранилища данных

Несмотря на многообразие данных, использующихся в банке, существует четыре "кита", на которых стоят банковская отчетность и анализ: это данные Главной книги - клиенты, счета, проводки и платежные документы.

Некоторая избыточность данных, а именно наличие в Хранилище не только остатков и оборотов по лицевым счетам, но и проводок, позволяет решить одновременно две задачи: обеспечить специалистов самой подробной бухгалтерской информацией и создать процедуру автоматического контроля базовых правил бухучета в филиалах.

Система становится реальной помощью не только для выдачи и выверки отчетности большого банка, но и для выполнения внутреннего аудита, организованного из центра.

Поэтому в первую очередь была внедрена технология сбора данных операционных дней филиалов. Сразу после завершения работ подразделения Головного офиса получили возможность использовать эти данные. Таким образом, уже на первых этапах создания Хранилища были созданы условия для получения отдачи от осуществленных инвестиций.

Дальнейшее расширение номенклатуры данных Хранилища выполняется исключительно по приоритетам, расставляемым подразделениями банка - потребителями информации.

Так, параллельно с работами по первоначальному наполнению Хранилища бухгалтерской информацией была создана и внедрена технология сбора показателей налогов на прибыль от филиалов банка, а также выпуска сводной отчетности для Госналогслужбы. Для решения задачи была применена оригинальная технология сбора произвольных показателей с ручным вводом в филиалах.

Для филиалов генерируются уникальные Excel-файлы, содержащие перечень подчиненных подразделений и отчетные показатели за предыдущие периоды. Эти файлы рассылаются в филиалы для ввода данных, а потом при помощи встроенной процедуры проверки и выгрузки данных создается XML-файл, который передается в Головной офис, автоматически распознается и загружается в Хранилище данных. Затем выполняются расчеты консолидированных значений и выпускается налоговая отчетность. Фактически при этом генерируются АРМы для бухгалтеров всех филиалов.

Работы были выполнены в короткие сроки и с небольшими финансовыми затратами. Этому способствовало объединение отработанной методики банка и готовой технологической платформы системы. Внедрение технологии позволило уменьшить трудозатраты и количество ошибок, начать накопление данных по уплаченным налогам в корпоративном Хранилище. Технология была признана удобной и эффективной. В дальнейшем планируется ее широкое применение для таких задач, как сбор данных по НДС, кредитным портфелям, привлеченным и размещенным ресурсам.

Несколько слов о задаче сбора в Хранилище данных кредитных портфелей филиалов. Актуальность этой задачи неоспорима, но в реальной жизни ее решение связано с множеством проблем.

Динамичное развитие филиальной сети часто приводит к тому, что не во всех филиалах применяется одинаковый кредитный модуль. Одни филиалы имеют собственные разработки, другие ведут кредиты в Excel или даже на бумаге, поскольку кредитов в этих филиалах не так уж и много. Это делает задачу сбора данных весьма нетривиальной.

Для филиалов банка, где нет кредитного модуля, предполагается сгенерировать Excel-формы для ручного ввода данных и выгрузки их в формате XML. Для филиалов, которые используют стандартный кредитный модуль АБС, будут разработаны макросы автоматической выгрузки данных. Филиалы, применяющие собственные разработки, смогут написать свои процедуры выгрузки данных. Таким образом, применение единого входного формата данных делает систему не зависимой от наличия и типа кредитного модуля, установленного в филиале.

Задача сбора данных о привлеченных и размещенных ресурсах, поставленная аналитическим отделом, во многом пересекается с задачей кредитного отдела и уже решенной задачей сбора данных Главной книги. Аналитический отдел банка разработал управленческий план счетов, из которого получает ряд отчетов, необходимых для работы. Часть счетов этого плана является особой группировкой бухгалтерских счетов, другая получается из данных о кредитах, третья - из данных о депозитах. Для сбора дополнительных данных будет применена та же технология - XML + Excel.

Особенностью работы аналитического отдела является потребность анализа информации, агрегированной в различных разрезах. Это классическая задача OLAP. Для ее решения будет применена OLAP-система "Контур Стандарт", настроенная на данные Хранилища.

Среди первоочередных задач, планируемых к решению в рамках Хранилища данных, есть задача, актуальная для любого многофилиального российского банка. Это перекрестная проверка отчетов филиалов и консолидированных отчетов банка. Как известно, филиалы сдают отчетность в региональные подразделения Банка Росии и одновременно консолидированная отчетность, включающая в себя данные филиалов, сдается Головным офисом. Если филиалы работают в автономных АБС, трудно обеспечить идентичность данных в отчетах филиалов и в консолидированной отчетности.

В банке "Петрокоммерц" сложилась технология предварительного контроля отчетных данных филиалов перед сдачей отчетности в контролирующие органы. Ее логическим развитием будет использование Хранилища данных. Текстовые файлы программ OBVED, TESTKB и других программ Центрального банка, используемых филиалами для подготовки отчетности, будут собираться в Головном офисе и загружаться в Хранилище данных в виде показателей. В этом случае появляется возможность наладить автоматический контроль соответствия отчетов данным бухгалтерского учета. Это позволит предотвратить ошибки при предоставлении отчетности.

В заключение заметим, что на выбор платформы для создания Хранилища данных во многофилиальном банке повлияло не только наличие готового решения с множеством функциональных возможностей, но и оптимальная ценовая политика, проводимая компанией-поставщиком.