Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Сайт Ассоциации российских банков

Современная бизнес-аналитика для банков: растет спрос на системы контроля расходов

Последние годы ознаменовались для российской банковской системы непредсказуемыми колебаниями финансовых рынков, усилением конкуренции, ужесточением требований регулятора. Это не могло не обратить внимания банков на свои финансовые тылы - административные и хозяйственные расходы. Поэтому не случайно отмечается увеличение спроса на банковские системы автоматизации планирования и контроля расходов. В 2014-2015 годах отечественные кредитные организации реализовали вдвое больше проектов внедрения таких систем, чем в кризис 2008 года и в последующие стабильные годы. 

Банки начинают отказываться от самодельных решений, чтобы с помощью промышленных систем эффективнее экономить на расходах, усилить контроль за платежами и исключить несанкционированное и нецелевое использование ресурсов.

Внедрение промышленной автоматизированной системы контроля расходов Военно-промышленным банком (ВПБ) было обусловлено бурным ростом, который последовал за принятием новой стратегии банка, нацеленной на универсализацию и расширение услуг. К настоящему моменту ВПБ открыл 70 точек продаж в 39-ти городах России и входит в ТОП-100 российских банков по основным финансовым показателям.

Витаутас Тутинас, Вице-президент ВПБ: «Внедрение системы бюджетирования хозяйственных расходов от Intersoft Lab, которая помогла нам автоматизировать планирование и наладить оперативный контроль платежей, произошло удивительно своевременно. Как раз период сразу после внедрения системы ознаменовался бурным ростом сети, расширением продуктовой линейки и освоением банком новых технологий. Все эти, приятные для имиджа банка, процессы были сопряжены, с одной стороны, многократным увеличением потока платежей, обработать который, без надлежащей автоматизации, можно было бы только раздувая штат бухгалтерии, с другой ощутимыми инвестициями, требующими детального учета и пристального внимания».

Многофилиальным банкам специализированные инструменты помогают централизованно управлять расходами и контролировать из головного офиса, как используют бюджеты все территориально-удаленные единицы.

Для этих целей систему бюджетирования внедрил Новикомбанк –  крупнейший российский банк, занимающий 35 место в рейтинге финансовых организаций по объему активов.

Богдан Бадогин, заместитель начальника Финансового управления Новикомбанка: «В связи с ростом филиальной сети  мы перешли к централизованному контролю хозяйственной сметы и для этого внедрили систему бюджетирования. Сейчас  головной офис ежедневно контролирует расходы филиалов на уровне платежных документов. Согласование расходов обеспечивает электронный документооборот».

Сегодня, в условиях отсутствия сверхдоходов, системы бюджетирования дают банкам реальную возможность повысить рентабельность за счет жесткого контроля использования ресурсов.

В следствие того, что сценарии согласования электронных документов и роли сотрудников максимально формализованы и прозрачны возрастает ответственность каждого из участников бюджетного процесса. В результате возрастает качество принимаемых решений, снижаются риски нецелевого и неоптимального расходования средств, как в головном банке, так и в филиалах, снижаются трудозатраты на согласование, проверку и акцепт расходов с помощью электронного документооборота, ускоряются платежи.

Витаутас Тутинас: «Точно оценить прямой экономический эффект внедрения системы затруднительно. Однако, косвенный – вполне возможно. Банку не пришлось расширять штат бухгалтерии и других подразделений, несмотря на десятикратное увеличение количества платежей за три года. А каждый сотрудник, учитывая только прямые расходы на оплату труда, налоги, организацию и обслуживание рабочего места – не менее миллиона рублей ежегодно. Трудозатраты снизились у всех  участников бюджетного процесса: бухгалтерия высвободилась от утомительного ввода реквизитов платежей, оставив за собой только контроль полноты и корректности платежных документов, сметообразующие подразделения значительно ускорили оформление документов, а кураторы бизнес-направлений их согласование. Труднее всего оценить, в скольких случаях система своей строгостью и прозрачностью предотвращала соблазн легкомысленных, а может быть и своекорыстных решений».  

Богдан Бадогин: «Сейчас  мы можем эффективно решать задачи оптимизации бюджета, поскольку система помогает проверять целевое использование средств в филиалах, отслеживает, чтобы платежи не превышали лимитов на расходы. В ежедневном режиме руководители банка могут получать план-факт отчетность по смете и оперативно принимать управляющие решения».

Современные системы бюджетирования «мобилизуются»,  руководители и топ-менеджеры больше не привязаны к рабочему месту в офисе.

Они могут принимать решения о расходовании средств и акцептовать платежи, находясь в командировках, на встречах и переговорах. Инструментом управления расходами для сотрудника банка становится собственный телефон или планшет с установленным мобильным приложением.

Витаутас Тутинас: «В бюджетном контроле участвуют сотрудники банка, которые по долгу службы вынуждены покидать головной офис. Это и специалисты, которые отвечают за развитие регионального бизнеса и  посещают точки продаж в разных городах, и клиентские менеджеры, и их руководители.  Система с мобильным клиентом обеспечила новое качество их работы. Теперь можно оперативно акцептовать платежи с помощью мобильных устройств. Таким образом, нет необходимости откладывать решение или доверять его другому лицу. В результате сохраняется как темп работы, так и качество принимаемых решений».