Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Бизнес-аналитика в российских банках: ключевые тенденции рынка и итоги года

На фоне снижения спроса на ВРМ/CPM-автоматизацию в 2015 году в российских банках отмечается устойчивый рост проектов по управлению прибыльностью, их доля возросла до 20%.

Отечественный рынок информационных технологий переживает не лучшие времена. Отрицательная динамика была продемонстрирована еще в 2013 году. Далее падение продолжилось. По оценкам экспертов IDC в 2015 году российский рынок ИТ в долларовом выражении сжался до уровня 2005 года. Обнадеживает только то, что в рублевом эквиваленте в последние 2 года ситуация достаточно стабильна. Это общая картина. В различных сегментах рынка наблюдаются свои тенденции.

По данным маркетинговой службы компании Intersoft Lab, проводящей постоянный мониторинг отечественного рынка систем бизнес-аналитики, количество новых заказчиков ВРМ/CPM-систем и инициированных ими проектов по всем отраслям начиная с 2013 года ежегодно сокращается примерно в два раза.

Сегодняшняя ситуация в данном сегменте рынка напоминает ситуацию кризиса 2008-2009 годов. Как и тогда банковский сектор продемонстрировал более резкое падение по числу новых заказчиков, чем все остальные сектора в совокупности. Это легко объяснить большей чувствительностью банков к факторам внешней среды и их способностью быстрее адаптироваться к изменениям по сравнению с ТЭК, госсектором и др. отраслями, сокращая расходы, направленные на инновационное развитие.

Тем не менее, в 2015 году банки и финансовые институты продолжают оставаться лидерами по количеству реализованных проектов, с долей рынка более 40%.

Непростой период показал, что системы бизнес-аналитики жизненно-необходимы крупным многофилиальным банкам, имеющим сложные продуктовые линейки и диверсифицированный бизнес. 2/3 отечественных банков, сделавших в 2015 году ставку на системы управления эффективностью, входят в первую сотню рейтинга кредитных организаций по активам, сформированного по методике Banki.ru, причем две трети из них расположились в ТОП-50. Еще 11% новых пользователей ВРМ/CPM-технологий представлены во втором эшелоне рейтинга, 22% - в третьем.

Санкционная война повлияла и на рынок банковских BA-систем. В 2015 году многие известные западные вендоры не смогли привлечь новых заказчиков из банковского сектора, практически полностью уступив традиционно принадлежавшие им 30% российского рынка решениям отечественной разработки.

Интересные результаты дает анализ рынка в разрезе востребованной банками CPM/BPM-функциональности. На протяжении последних 10 лет рейтинг возглавляли инструменты управления операционной эффективностью, включающие средства формирования управленческой, финансовой и аналитической портфельной отчетности. Если на долю этой функциональности в благополучные 2010-2012 годы приходилось около 70% проектов, то в период 2013-2015 гг. спрос сократился до 50%.

Регуляторная отчетность, особенно интересовавшая банки в период прошлого кризиса, также постепенно теряет спрос. Небольшая положительная динамика наблюдается для решений в области планирования и бюджетирования. Наиболее заметный и устойчивый рост демонстрирует спрос на проекты в области управления прибыльностью, их доля возросла с 3% (2006-2009 гг.) до 8% для периода 2010-2012, и наконец, почти до 20% в 2013-2015 гг.

Эта тенденция свидетельствует о качественных сдвигах в восприятии систем бизнес-аналитики, все более активном использовании их в задачах оперативного финансового менеджмента на всех уровнях принятия решений.

Компания Gartner прогнозирует на 2016 год 5% рост мирового рынка систем бизнес-аналитики. Российский рынок, судя по всему, поддержит эту тенденцию, поскольку решения данного класса входят в перечень наиболее приоритетных проектов банковской автоматизации, отрасль попытается реализовать отложенный спрос.

Медведева Марина Борисовна, к.э.н., профессор, зам. зав. кафедрой "Мировая экономика и международный бизнес" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:

"Статус систем бизнес-аналитики в банках постепенно меняется. Они перестают быть только инструментами формирования отчетности, внедряемыми по инициативе CIO или руководителя финансового департамента, а все больше превращаются в «настольные» системы повседневного использования для конечных пользователей, решающих самые разнообразные задачи. Постепенно происходит осознание удобства и эффективности этих инструментов в таких процессах как, управление балансом, ликвидностью, прибыльностью или рисками. В чем бы не крылась причина этих тенденций, в растущей ИТ-грамотности персонала или в потребности бизнеса качественно изменить управленческие практики, важно, что системы бизнес-аналитики будут пользоваться спросом. Объективные предпосылки для этого есть".

 

Источник: Сайт АРБ "Тенденции рынка"