Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Сайт Ассоциации российских банков

Бизнес-аналитика и управление эффективностью банков в условиях рецессии: тенденции 2015 года и перспективы

Тенденции

В условиях глобального экономического спада темпы прироста ИТ-бюджетов крупнейших банков Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона продолжают замедляться, прогноз на 2015 год обещает 4.6% прирост. Совокупные затраты на ИТ по данным аналитической компании Celent1 в 2015 составят $196.7 млн. $, при этом три четверти затрат (75,4%) приходится на поддержание существующей ИТ-инфраструктуры. Тем не менее, аналитика остается в числе основных статей затрат секвестрированных бюджетов, направляемых на инновационное развитие, наряду с такими задачами как развитие цифровых каналов розничного обслуживания, обеспечение безопасности и соответствия регуляторным требованиям.

В период рецессии финансовый сектор остается основным потребителем BI\BPM (CPM) – решений. По результатам исследований Intersoft Lab в 2015 году банки инициировали две трети BI\BPM-проектов в России. Приоритетными направлениями автоматизации являлись: аналитическая портфельная отчетность (36% проектов), управление прибыльностью (28%), финансовая и управленческая отчетность (20%).

Рейтинг приоритетов для западной финансовой индустрии на 2015 год выглядит несколько иначе2, его возглавляют решения для стратегического планирования и управления бизнесом на тактическом уровне: финансового планирования, бюджетирования и прогнозирования, управления прибыльностью и рисками. Эти тенденции наглядно отражают сложившуюся макроэкономическую ситуацию. В условиях высокой волатильности финансовых рынков Российский банковский сектор сосредоточен на задачах управления текущей операционной эффективностью, поддержания ликвидности и финансовой устойчивости кредитных организаций.

Перспективы

Наиболее существенными тенденциями на рынке BI\BPM (CPM) следует признать:

1.       Все более активное использование расширенной аналитики (Advanced Analytics), в том числе инструментов прогнозирования, оптимизации и моделирования для проактивного управления финансовой организацией.

2.       Развитие средств самообслуживания конечных бизнес-пользователей, включая интерактивные информационные панели, инструменты визуализации, интерактивные инструменты анализа и доступа к данным. По прогнозам Gartner к 2017 году, большинство бизнес-пользователей и аналитиков в организациях будут иметь доступ к инструментам самообслуживания для подготовки необходимых для анализа данных.

3.       Оптимизация архитектуры аналитических приложений с целью сокращения эксплуатационных затрат и наиболее продуктивного использования информации. По прогнозам Gartner к 2018 году эволюция технологий анализа и управления данными приведет большинство организаций к построению централизованной аналитической архитектуры с децентрализованными доступом к данным.

На сегодняшний день по оценкам аналитиков ведущей международной компании в области управленческого консалтинга Oliver Wyman3 ИТ инфраструктура большинства финансовых организаций, включая западноевропейские институты, децентрализована и разрознена, что приводит к известным проблемам дублирования и рассинхронизации информации. Эта фрагментация поднимает операционные затраты на разработку новых продуктов, препятствует принятию адекватных управленческих решений менеджерами всех уровней, не позволяет корректно оценить вклад отдельных клиентов, продуктов, направлений бизнеса в общий финансовый результат организации. Фрагментация ИТ является наследием периода предкризисного взрывного роста финансовой отрасли, когда системы разрабатывались независимо в рамках отдельных бизнес-подразделений. Так, почти в каждом российском банке из ТОП 50 эксплуатируется от 2 до 5 хранилищ данных, предназначенных для решения локальных задач финансового департамента, службы рисков, бухгалтерии.

Использование единого корпоративного ХД как источника верифицированных и согласованных данных для конечных потребителей повысит качество управленческих решений на всех уровнях, а значит управляемость банка в целом. Проектный опыт отечественного поставщика BI\BPM-систем компании Intersoft Lab показывает, что единое ХД может стать основой для успешного решения широкого круга задач в разных подразделениях финансовой организации:


Однако, на сегодняшний день, локомотивом внедрения ХД в российских банках по-прежнему остаются финансовые департаменты и ИТ-службы банков.


[1] Исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на использовании ИТ в финансовой индустрии.

[2] По данным исследовательской компании Financial Executives Research Foundation

[3] Компания принимала участие в разработке системы управления рисками для ЦБ РФ