Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Сайт Ассоциации российских банков

Тенденции проникновения технологий управления эффективностью бизнеса в иностранные и российские банки

В то время как западные кредитные организации стремятся к реализации классической концепции управления эффективностью, отталкиваясь от стратегических целей, отечественные банки делают акцент на поддержке оперативных решений в отношении продуктовой политики и тактики работы с  клиентами для быстрого реагирования на меняющуюся в условиях санкций рыночную ситуацию.

Согласно прогнозу исследовательской компании Financial Executives Research Foundation в 2015 году банковская отрасль будет оснащаться в первую очередь ИТ-решениями для поддержки стратегического и финансового планирования, бюджетирования и прогнозирования,  управления прибыльностью и рисками. Западные финансисты рапортуют о своей готовности последовательно идти к достижению намеченных KPI, оценивать корпоративную эффективность, анализировать финансовое состояние бизнеса и факторы, влияющие на прибыльность.

Информационной платформой для решения перечисленных задач являются системы класса Business/Corporate Performance Management (сокр. ВРМ/СРМ), говоря иначе, системы управления эффективностью/результативностью бизнеса, или, выражаясь еще привычнее, управленческие системы.

Важно отметить, что понятие ВРМ/СРМ многозначно и применяется не только в информатике. В менеджменте оно обозначает концепцию управления, то есть определенный подход к принятию управленческих решений и оценке их практической реализации.

Концепция управления эффективностью с помощью ВРМ/СРМ заключается в том, что ВРМ/СРМ позволяет организациям определять стратегические цели, а затем оценивать результативность своей деятельности по отношению к этим целям как на стратегическом, так и на тактическом и операционном уровнях менеджмента и управлять процессом достижения целей.

Таким образом, основная задача ВРМ/СРМ-систем - помогать банку осуществлять финансовую и оперативную деятельность для достижения его стратегических целей.

Архитектура управленческой системы опирается на единое хранилище данных, в котором аккумулированы данные бухгалтерского и оперативного учета банка. Эти данные обрабатываются с помощью BPM/СРМ-приложений, которые охватывают все уровни управления кредитной организацией:

  • на стратегическом уровне обеспечивается планирование и контроль ключевых показателей эффективности банка,
  • на тактическом уровне – формирование финансового плана и бюджета расходов с учетом KPI и допустимого риска,
  • на операционном уровне – контроль исполнения финансового плана и сметы расходов, включая оценку прибыльности бизнес-направлений и подразделений, банковских продуктов, клиентов, каналов сбыта и точек продаж.

Из BPM/СРМ-системы выпускается аналитическая (по портфелям финансовых инструментов и клиентам), финансовая и детальная сегментированная управленческая отчетность, которая служит основой для принятия управленческих решений, а также отчетность для регуляторов.

В России опыт применения ВРМ/СРМ технологий в финансовой отрасли имеет глубину более 15 лет. Основные потребители ВРМ/СРМ - крупнейшие банки, расположившиеся в верхних строчках в финансовых рейтингах.

По данным компании Intersoft Lab, среди кредитных организаций, занимающих первые 50 позиций в рейтинге банков по объему активов на 1 января 2014г., который был подготовлен агентством «РИА Рейтинг» на основе данных Банка России, не менее 80% используют в работе BPM/СРМ-системы. Если рассмотреть Топ-100 указанного рейтинга, то ВРМ/СРМ помогают управлять эффективностью бизнеса в 63 банках. Правда, во второй сотне по размерам активов количество банков-потребителей составит всего 23%.

При этом, приоритеты потребления ВРМ/СРМ в кредитных организациях в нашей стране существенно отличаются от приведенного выше прогноза для иностранных финансовых институтов.

В отличие от запада, где уже не один год автоматизация стратегического планирования лидирует, в нашей стране за первые шесть месяцев 2015 года в этой области управления проекты не стартовали. Приоритеты отечественных банков, как показывают результаты исследования компании Intersoft Lab, сфокусированы вокруг поддержки оперативных решений в отношении продуктовой политики и тактики работы с  клиентами для быстрого реагирования на меняющуюся в условиях санкций рыночную ситуацию. Поэтому больше всего востребованы компоненты ВРМ/СРМ для получения аналитической портфельной отчетности. Это 36% всех проектов, стартовавших в российских банках с января по июль 2015 года.

На втором месте – 28% - с заметным отрывом следует управление прибыльностью, третью позицию рейтинга занимает  финансовая и управленческая отчетность - 20%. Эти приложения кредитные организации применяют, чтобы в сложных условиях ежедневно контролировать финансовый результат по продуктам, клиентам, точкам продаж, не упустить время и своевременно обнаружить негативные тенденции и их причины, обоснованно сократить расходы, оптимизировать розничную сеть, процессы и инструменты продаж и выявить скрытые резервы повышения прибыльности.

Василий Новиков, начальник Департамента информационных и банковских технологий, Русский Международный Банк: 

«Приведенные цифры только подтверждают, что сейчас в банках доминирует ситуативный подход к принятию управленческих решений. Поэтому аналитика выходит на первое место среди приоритетов автоматизации. В Русском Международном Банке мы заранее решили основной пул задач по созданию хранилища данных. Это ПО помогает финансовой службе в решении задач контроля и расходов и ликвидности».