Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Bankir.ru

Практические подходы к автоматизации трансфертного управления ресурсами в банках

Внедрение трансфертного управления ресурсами в банке позволяет решать задачи стимулирования бизнес-подразделений — центров прибыли к поиску дешевых источников привлечения средств и выгодных условий их размещения, к увеличению процентной маржи, к согласованию сроков привлечения ресурсов и размещения активов, к минимизации процентного риска и риска ликвидности. Для поддержки этих задач выполняется оперативный расчет трансфертных доходов и расходов, вычисляется маржинальный доход по активным и пассивным операциям с учетом внутренней стоимости ресурсов для активов и доходности размещения для пассивов, оценивается финансовый результат центров прибыли, направлений бизнеса, каналов продаж и клиентских сегментов.

На практике применяют различные методы трансфертного ценообразования: метод стоимости ресурсов, чистые методы фондирования, метод фондового пула, метод согласованных сроков погашения или согласованной ставки (Matched Rate Method). Последний метод является наиболее эффективным и позволяет получать детальную оценку трансфертных доходов и расходов до уровня банковских продуктов и клиентов. Его реализация предполагает предварительную группировку однородных ресурсов и назначение для групп алгоритмов расчета сроков фондирования и трансфертных цен, расчет трансфертных доходов и расходов на основе полного объема данных по операциям банка. Возможности электронных таблиц для этих целей ограничены, поэтому банки используют специализированные системы автоматизации. На примерах внедрения приложения «Трансфертное управление ресурсами» от компании Intersoft Lab рассмотрим, как кредитные организации на практике применяют Matched Rate Method.

Какие данные взять за основу?

Понятно, что расчет трансфертных цен, доходов и расходов выполняется на основе данных о привлеченных и размещенных ресурсах: срочных (депозиты, кредиты и др.) и до востребования (остатки на счетах клиентов, капитал и др.). Источниками этой информации являются лицевые счета и договоры (сделки) банка.

Проектный опыт Intersoft Lab показывает, что модель расчета может опираться на оба источника, и в каждом случае имеются свои преимущества.

Одно из ключевых требований к системе автоматизации расчета трансфертных доходов и расходов — это поддержка расчетов по любым исходным данным.

Например, банк «Левобережный», автоматизируя трансферты, использовал для получения данных по срочным финансовым инструментам — сделки, а по ресурсам до востребования — счета. Такой подход оптимален с точки зрения детальности расчета и обеспечивает возможность оценки финансовых результатов и рентабельности по отдельным банковским продуктам и клиентам. Для его реализации требуется собрать данные по всем сделкам из учетных модулей в систему расчета трансфертных доходов и расходов, а это довольно объемная задача, которую не каждый банк готов оперативно решать. Поэтому банку «ЦентрКредит» был предложен компромиссный вариант, когда данные сделочного учета используются только для основных срочных ресурсов — кредитов и депозитов, а для остальной части применяются данные по счетам. В Новикомбанке расчет автоматизирован только по лицевым счетам, что позволило организации в короткие сроки внедрить систему и решить актуальные задачи. Поскольку приоритеты автоматизации трансфертного управления ресурсами у банков разные, то одно из ключевых требований к системе автоматизации расчета трансфертных доходов и расходов — это поддержка расчетов по любым исходным данным: лицевым счетам и сделкам.

Как быстро подготовить данные для расчета трансфертных цен?

Поскольку метод согласованной ставки предполагает, что для каждого ресурса задается индивидуальный алгоритм расчета трансфертной цены, это означает, что фактически правила должны быть установлены для каждого счета и сделки. В «ручном режиме» эта работа будет чрезвычайно трудоемкой, тем более что состав и состояние ресурсов банка ежедневно меняются. Выход из положения — автоматическая группировка ресурсов с идентичными параметрами и определение алгоритмов расчета для групп. Поэтому еще одно требование к системе автоматизации — наличие механизма автообъединения ресурсов банка по формальным признакам (видам договоров, срокам, валютам и др.). Например, BPM-платформа «Контур», на которой функционирует приложение «Трансфертное управление ресурсами», обеспечивает автоматическую группировку любых типов данных, в том числе сделок и счетов. Бизнес-пользователи могут настраивать правила объединения ресурсов любой сложности, не обращаясь за помощью к ИТ-специалистам.

Например, с помощью механизма классификации в банке «ЦентрКредит» более 300 тысяч договоров распределяются в 13 групп однородных ресурсов (или бакетов, в терминологии приложения) по типам финансовых инструментов (депозиты, кредиты), по связанным сделкам, сделкам с целевым финансированием и другим признакам; более 500 тысяч лицевых счетов формируют 12 бакетов, объединяющих счета и депозиты до востребования, счета с вознаграждением, ценные бумаги и др. Банк «Левобережный» использует 18 бакетов по договорам различных типов и семь бакетов по счетам. В Новикомбанке в бакеты группируются лицевые счета по срокам, по целевым парам счетов, по наличию соглашения о неснижаемом остатке, по обязательствам до востребования.

Как снять ограничения расчета трансфертной цены?

Чтобы для каждой сделки и счета рассчитать трансфертную цену, сначала вычисляется срок фондирования, и по трансфертной кривой, определяющей зависимость ставок от сроков привлечения или размещения, устанавливается соответствующая ему внутренняя ставка.

Как показывает практика, банки используют методы или алгоритмы определения сроков фондирования. Чтобы удовлетворить разнообразные требования, система автоматизации должна обладать широким набором типовых методов расчета трансфертных цен и быть открытой для расширения. Например, в приложении «Трансфертное управление ресурсами» предлагаются несколько десятков преднастроенных методов расчета для срочных сделок, ресурсов до востребования и счетов, таких как фиксированный срок, заданный срок, средневзвешенный срок, дюрация, фиксированная цена, целевое фондирование, целевые пары и др. Кроме того, приложение позволяет настраивать произвольные алгоритмы расчета индивидуально для банка.

Например, банк «Левобережный» использовал стандартные методы расчета для срочных ресурсов — дюрация и заданный срок и для счетов — фиксированный срок. Для банка «ЦентрКредит» были настроены специальные методы: целевое финансирование — фондирование за счет конкретного источника, фондирование связанных сделок, расчет для счетов с вознаграждением. Чтобы Новикомбанк смог использовать стандартные методы расчета трансфертных цен исключительно по лицевым счетам, были донастроены процедуры предварительной подготовки данных.

Хотелось бы заметить, что модель трансфертного управления ресурсами, как и модель аллокаций (читайте: «Практика автоматизации аллокаций») и любая другая «внутренняя», незарегламентированная извне управленческая методика, находятся в постоянном движении. Это значит, что к управленческим системам неприменим термин «коробка» (когда поставили и работает «как есть») и распространенный подход доработок силами поставщика. Приложение для расчета трансфертных цен и доходов и расходов должно стать рабочим местом финансиста или казначея, открывая возможность оперативного моделирования, многократных перерасчетов и поиска лучших методических подходов к оценкам финансового результата банка в любой момент и так часто, как это требуется.