Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Валерий Чаусов: "ИТ-компании должны быть проводниками эффективности в банках"

Управляющий партнер Intersoft Lab об истории отечественного рынка ВРМ, инновационных достижениях компании за 15 лет и актуальных трендах автоматизации.

- История вашей компании началась в 1999 году – в очень сложный для финансовых институтов и для экономики страны период. Спустя десятилетие мы пережили глобальный кризис, сейчас экономику снова штормит. Многие отечественные ИТ-компании за это время прекратили свое существование или сильно сдали позиции. В чем секрет успеха и долголетия Intersoft Lab?

Валерий Чаусов: Если организация уходит с рынка, значит, она не сумела воплотить в жизнь свою стратегию. Причины могут быть разными: стратегия оказалась недальновидной, неправильно оценили ситуацию и приняли неверные тактические решения, не адаптировались к изменениям на рынке и упустили возможности развития и проч. Управленческие ошибки делают все – и ИТ-компании и кредитные организации. Только их цена в кризисной ситуации многократно возрастает. В такие моменты одинаково важны скорость и точность принятия решений. В идеале они должны опираться на надлежащую информацию. Поэтому тот, кто обеспечивает подготовку информации для обоснования решений, востребован всегда и особенно в кризис.

15 лет назад Intersoft Lab определила автоматизацию бизнес-аналитики и управленческих технологий в банках как основное направление своей деятельности. Позднее оно получило название Business Performance Management или просто BPM. Говоря по-русски, мы обеспечиваем информацией процессы анализа и выработки управленческих решений. Бизнес-идея оказалась дальновидной, мы до сих пор воплощаем ее в жизнь и постоянно расширяем собственное понимание границ и задач управления эффективностью в банках.

- Юбилейный слоган Intersoft Lab: «15 лет инноваций в ВРМ-технологиях». Вместе с тем, ВРМ-технологии родились не в нашей стране, и в подходах к автоматизации управления мы повторяем путь иностранных компаний. В чем же инновации?

Валерий Чаусов: Насчет общих для всех стран, разработчиков и потребителей принципов автоматизации управленческих задач возразить нечего, но как сказал в середине прошлого века немецкий архитектор Роэ: «Бог сокрыт в мелких деталях».

Человеку трудно осмыслить множество разнообразных операционных данных. Глобальная роль ВРМ заключается в их трансформации в производные информационные единицы более эффективные для анализа, более ценные для принятия решений. Потенциал операционных данных огромен, а инновации заключаются в том, КАК получить на их основе новое качество информации, которое нужно банку каждый день для ответов на самые разные вопросы.

Узкая отраслевая специализация, доскональное знание банковского рынка и опыт более двухсот ВРМ-проектов позволяют нам все время предлагать банкам инновационные продукты и услуги, такие как, например, ВРМ-консалтинг или внедрение технологии обеспечения качества данных и многое другое. Наши идеи часто цитируют без ссылок на авторство, наши изобретения повторяют другие компании, и это подтверждает их своевременность, востребованность рынком, практическую ценность для повышения эффективности бизнеса. Без ложной скоромности скажу, что мы – трендсеттеры в мире банковской бизнес-аналитики: и в реализации методических моделей ВРМ, и в разработке ВРМ-функциональности, и в организации процессов управления эффективностью.

- Тяжело все время быть в роли трендсеттера, глаз не замыливается?

Валерий Чаусов: Наоборот, заставляет все время быть в тонусе, искать нестандартные решения, чтобы опережать ожидания заказчиков и предложения конкурентов.

- Когда для вас было сложнее генерировать инновации –  в благополучные, усыпляющие бдительность 2004-2006 годы или в 2014-м, когда вообще непонятно, что будет завтра?

Валерий Чаусов: Каждое время по-своему профессионально интересно. 2004-й - год мирового признания зрелости ВРМ. В России он был самым плодовитым на новые ВРМ-проекты. Чтобы удовлетворить растущий спрос, мы создали партнерскую сеть – обучили компании внедрять наше ПО в банках. Никто в России не смог повторить этот опыт в такой сложной области, как создание хранилищ данных и ВРМ-систем, хотя попытки имелись.  

В 2006 году  было принято решение портировать хранилище «Контур» на СУБД Oracle. Этот шаг мы позднее совместили с принципиальной модернизацией всей платформы – обновили модель данных для финансовых организаций, реализовали механизмы историзации данных и правил их обработки в ХД, мощнейшую систему обогащения данных, решили вопросы с производительностью для крупнейших банков. У созданной тогда системы обогащения до сих пор нет аналогов на рынке.

Сейчас конкуренция выросла, время ускорилось, приоритеты заказчиков постоянно меняются, банки хотят получать результаты в короткие сроки. Мы находимся в привычной ситуации – должны постоянно предлагать что-то новое: полностью обновили линейку приложений для управления прибыльностью, разработали стандарты быстрого внедрения, помогаем банкам моделировать сложные управленческие методики параллельно с внедрением своих систем. В результате за 3-4 месяца банк может запустить в промышленную эксплуатацию систему автоматизации внутреннего перераспределения ресурсов или аллокаций накладных расходов, даже если на старте проекта методическая готовность была нулевой.

Сегодня мы умеем делать то, что еще пять лет назад казалось фантастикой. Например, развернуть хранилище данных и наладить выпуск управленческой отчетности за 2-3 месяца. Правда, если банку по силам поддержать такой темп проекта и обеспечить приемлемое качество данных.  

- Ваша компания известный эксперт на рынке Business Analytics и Business Performance Management. Расскажите, как в начале 2000-х создавался российский рынок BA/ВРМ?

Валерий Чаусов: Становление рынка бизнес-аналитики в России я бы назвал «пятилеткой экспериментов». Это время банков-новаторов: тех, кто реально опережал свое время и осознавал потенциал информации и аналитических технологий, и тех, кто просто был падок на новинки и имел возможность изучить что-то новое в личных интересах. Надо сказать, что задачи решались самые разные и отношение к результатам проектов было соответствующим, ведь эксперименты не всегда реализуются так, как задумано. Тем не менее, мы благодарны всем, кто движимый любыми мотивами экспериментировал вместе с нами. Благодаря им мы создали первую отечественную платформу хранилищ данных и собственную протоконцепцию автоматизации финансового управления в банках. 

- Чего ждут современные банки от бизнес-аналитики и как эти ожидания менялись за последние 10 лет?

Валерий Чаусов: 2005-2007 годы – время, когда ВРМ-технологии легализовались и закрепились на мировом и отечественном рынке. В Россию пришли практически все мировые вендоры ВРМ-систем. В этот период банки построили больше хранилищ данных, чем в кризис и все последующие годы, вплоть до сегодняшнего дня. Основные прикладные задачи, которые решались тогда, – подготовка управленческой отчетности, правда с довольно ограниченным сегментированием, и бюджетирование. В кризисные годы запросы банков сузились до автоматизация регуляторной отчетности, остальные проекты были заморожены.

Несколько последних лет мы наблюдаем ренессанс ВРМ в российских банках. Возможности экстенсивного развития исчерпаны, и наступает осмысление роли технологий управления эффективностью для выявления и использования внутренних резервов банка в конкурентной борьбе. Жизненно важно понимать источники формирования прибыли, отслеживать поведение доходности в разрезе банковских продуктов, клиентов, каналов продаж, оперативно реагировать на эти изменения для формирования адекватного продуктового предложения и ценовой политики, оптимизации бизнес-процессов. Анализ прибыльности подразделений необходим для выработки прозрачной системы мотивации персонала. Инструменты планирования и контроля хозяйственных бюджетов помогают оптимизировать расходы банка. Одним словом, сейчас на повестке дня весь комплекс задач управления прибыльностью. Замечу, что у Intersoft Lab в активе больше 40 проектов решения этой задачи в кредитных организациях России и СНГ. В 2014 году мы успешно работали в этом направлении в казахстанском «Банке ЦентрКредит», российских «НОВИКОМБАНКЕ», «Примсоцбанке», Банке «Левобережный» и «Всероссийском банке развития регионов». Наше приложение «Бюджет хозяйственных расходов» эксплуатируют более 20 банков. В 2014 году к пользователям приложения присоединились банк «Возрождение» и «НОВИКОМБАНК». Мы поддержали бюджетный процесс для Группы «Московская Биржа», которая уже несколько лет готовит управленческую и финансовую отчетность с помощью нашего ПО.

- Чем компания Intersoft Lab сегодня отвечает на вызовы рынка?

Валерий Чаусов: Построение в банке системы управления прибыльностью имеет три составляющие: управленческая модель или методика, ее автоматизация и поддержка внутри банка.

Мы наблюдаем интересный феномен – вслед за пониманием целей и задач такого проекта у заказчиков наступает осознание методической и организационной неготовности к его реализации. Поэтому помимо ПО для управления прибыльностью на ВРМ-платформе «Контур» и услуг по его внедрению, мы предлагаем банкам управленческий и организационный консалтинг в области PM.

- В интервью АБЖ в ноябре 2013 года Вы довольно подробно рассказывали про подход компании к ВРМ-консалтингу. Что нового Вы предложили банкам за прошедший год?

Валерий Чаусов: Учитывая обязательное требование к минимизации сроков ИТ-проектов, в этом году мы трансформировали традиционный формат управленческого консалтинга и предложили банкам собственный подход к созданию управленческих моделей непосредственно в ходе внедрения ВРМ-решения. Его реализация предполагает несколько итераций моделирования управленческой модели прямо в системе для проверки соответствия результатов вычисления различных финансовых показателей ожиданиям банка. Уникальность заключается в высокой скорости перенастройки компонентов ВРМ-платформы «Контур», которая содержит готовые механизмы для решения задачи управления прибыльностью. Банк может сэкономить время и деньги, вступив в проект в отсутствии методического видения, и в итоге получить автоматизированную методику расчета финансового результата, которую принимают и одобряют все подразделения. В этом году подход прошел проверку практикой в новосибирском банке «Левобережный». Пока мы не видим у конкурентов возможности повторить это решение.  

Новая услуга Intersoft Lab – консультирование по созданию организационной инфраструктуры для поддержки ключевых ВРМ-процессов, прежде всего финансовой консолидации и обеспечения качества данных в хранилище ВРМ-системы. Мы помогаем организовать специальное подразделение – Службу качества данных – и наладить поддержку организационных, методических и технологических процессов обеспечения полноты, достоверности, безошибочности и согласованности данных. Например, Служба качества данных, созданная в Банке «Санкт-Петербург», стала основой доверия к данным корпоративного хранилища на платформе «Контур».

Вообще ВРМ-консалтинг в нашей стране имеет свою специфику – это не просто услуга по созданию чего-то, что делегирует нам заказчик. Российские банки хотят научиться использовать ВРМ, и мы должны помогать им в этом.

- Чтобы построить хранилище данных и автоматизировать управление прибыльностью требуются серьезные инвестиции. Какие есть возможности для минимизации бюджета ВРМ-проекта?

Валерий Чаусов: Мы рекомендуем несколько статей экономии бюджета проекта. Во-первых, можно смоделировать управленческие методики в ходе внедрения ПО. Во-вторых, пойти по пути постепенного усложнения управленческих моделей, когда на проекте исполнитель реализует упрощенный вариант, а настройку более сложных методических схем берет на себя банк. В-третьих, создать в банке Службу качества данных для оптимизации одной из самых сложных и затратных задач проекта – обеспечения качества данных. Также будет правильным включить специалистов заказчика в проектную команду, чтобы существенную часть работ по настройке решения банк выполнил своими силами.

Однако предлагаю посмотреть оптимизацию стоимости проекта шире. Во многих кредитных организациях процессы маркетингового и финансового управления существуют обособленно.  Как следствие розничный или универсальный банк строит параллельно два хранилища данных для автоматизации по сути одной и той же задачи – расчета эффективности подразделений, продуктов, клиентов и точек продаж. Самостоятельным заказчиком третьего хранилища может стать бухгалтерия или налоговое управление для автоматизации регуляторной отчетности и т.д. В некоторых банках в интересах разных внутренних заказчиков используют пять и даже шесть хранилищ данных одновременно. Очевидно, что минимизацию инвестиций обеспечит решение всех задач на единой платформе.

- Давайте вернемся к компании Intersoft Lab. Не секрет, что банки часто «сманивают» специалистов из ИТ-компаний, хорошо зарекомендовавших себя в проекте, на поддержку и развитие систем. Что Вы делаете, чтобы сберечь коллектив?

Валерий Чаусов: Ротация кадров неизбежна. Люди уходят  не только в банки, еще в западные компании. Это неминуемо, ведь человек ищет, где лучше именно ему, с его жизненными ценностями и приоритетами. Любой ИТ-компании сложно конкурировать с банком просто потому, что мы не можем обеспечить льготный кредит на квартиру. Но мы можем дать уникальные знания и навыки, карьерный рост, обеспечить ту профессиональную ликвидность, если так можно выразиться, которая повышает и самооценку и стоимость специалиста на рынке труда.

С другой стороны, когда одни специалисты  уходят, их место занимают те, кто готов к аккордной работе, стремиться вырасти, создать что-то новое, свое, и такое обновление всегда идет на пользу компании. 

- Сложившаяся экономическая обстановка с одной стороны ведет к снижению банковских ИТ-бюджетов, с другой – подстегивает конкуренцию между поставщиками ПО. Можно ли сказать, что несмотря на это, вы с оптимизмом смотрите в будущее?

Валерий Чаусов: Конечно, сейчас и для банков и для ИТ-компаний настали нелегкие  времена. Но все понимают, что конкуренция и борьба за клиента на банковском рынке будут только нарастать. А резервы прибыльности скрыты в повышении внутренней результативности банка: эффективном маркетинге, гибкой ассортиментной и ценовой политике, оптимально выстроенных бизнес-процессах, оперативном реагировании на флуктуации рынка и прочее.   

Убежден, что сегодня ключ к повышению эффективности бизнеса лежит в раскрытии потенциала тех оперативных данных, которыми владеет банк. Кто быстрее научит кредитную организацию использовать этот потенциал, то и выиграет. Это я уже про ИТ-компании, которые сегодня должны не просто разрабатывать управленческие системы, а быть проводниками эффективности. Опыт Intersoft Lab позволяет нам сегодня показывать банкам, какой результативности можно добиться, и помогать оптимально выстроить внутренние процессы и технологии для получения такой информации из оперативных данных, чтобы новые бизнес-результаты стали достижимы.

Автор: Аналитический банковский журнал

Источник: Аналитический банковский журнал, 2014, 11