- 2014
- АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
С ВРМ-системой банк может не бояться перемен
Современный банк, реагируя на изменения законодательства, экономическую и политическую ситуацию, вынужден регулярно пересматривать свою стратегию развития и адаптировать ее к новым реалиям. Вместе со стратегией банка непрерывно развивается и меняется его бизнес-модель и методики управления.
Чтобы обеспечить оперативное внедрение новых бизнес-процессов и управленческих методик, ИТ-инфраструктура банка должна быть гибкой и масштабируемой, способной обрабатывать возрастающие объемы данных. Как показал опыт компании Intersoft Lаb, российского разработчика систем Business Performance Management (ВРМ), и банков, эксплуатирующих тиражные BPM-системы, программное обеспечение данного класса способно обеспечить эффективную поддержку регулярных изменений управленческой модели банка. В статье приведены примеры успешного использования BPM-систем на основе платформы «Контур» для автоматизации обновленных управленческих методик московского ЗАО АКБ «Новикомбанк» и казахстанского АО «Банк ЦентрКредит».
Поддержка централизованной методики контроля расходов ЗАО АКБ «Новикомбанк»
ЗАО АКБ «Новикомбанк», совершенствуя управленческую модель, перешел к централизованному управлению расходами всех филиалов.
С этой целью была оптимизирована структура хозяйственного бюджета банка, для поддержки головным офисом контроля за расходами филиалов разработан новый порядок согласования и контроля распоряжений на платежи и система отчетности, сопутствующая процессу контроля и анализа исполнения сметы.
Обновленная управленческая методика была автоматизирована с помощью приложения «Бюджет хозяйственных расходов» в составе BPM-платформы «Контур», которую банк уже использовал в течение 10 лет для учета фактического исполнения сметы и подготовки управленческой отчетности. Для этого эксплуатируемая BPM-система была модернизирована и переведена на новую версию платформы «Контур» 3.1.
Модификация бюджетного плана потребовала перенастройки справочников приложения «Бюджет хозяйственных расходов». Поддержку изменившихся правил акцептования распоряжений на платежи обеспечил встроенный в приложение электронный документооборот. В соответствии с требованиями банка в указанные точки маршрутов были подключены штатные автоматические проверки сумм документов на оплату на превышение лимитов. В результате расходы филиалов контролируются головным офисом ежедневно, на уровне документов на оплату. Чтобы настроить и протестировать новые схемы согласования потребовалось около 2 недель. Сотрудники финансового департамента прошли обучение работе с механизмами управления электронным документооборотом и могут самостоятельно, в случае изменения процессов сметного контроля, изменять маршруты согласования бюджетных документов. Ведомость исполнения сметы и план-факт отчетность были сконфигурированы по требованиям банка. Весь процесс настройки приложения для поддержки методики централизованного оперативного контроля за фактическим исполнением сметы административно-хозяйственных расходов и его интеграция с АБС Diasoft FA# Bank для загрузки данных о фактическом исполнении платежей занял 3 месяца.
Внедрение методики управления прибыльностью АО «Банк ЦентрКредит»
АО «Банк ЦентрКредит» - крупнейший банк Казахстана, филиальная сеть которого насчитывает 21 филиал и более 80 отделений. В 2013 году банком была принята новая стратегия развития и ИТ-стратегия, направленная на повышение эффективности и оперативности управления бизнес-процессами. В соответствии с планами банка разработана новая методика управленческого учета и подготовки отчетности, обеспечивающая точную и детальную оценку прибыльности бизнеса. Усовершенствованная методика предусматривает расчет финансовых результатов банка не только в разрезе центров прибыли, как было ранее, но и в разрезе клиентской и продуктовой структур и каналов продаж с учетом аллокаций накладных расходов и трансфертных доходов/расходов. Cогласно новой модели аллокаций, разнесение косвенных расходов выполняется в 4 стадии: сначала расходы с кост-центров переносятся на профит-центры, затем с профит-центров – на банковские продукты, с банковских продуктов параллельно – на обслуживание клиентов и каналов продаж.
Для автоматизации новой управленческой модели использована BPM-платформа «Контур», с которой банк имел почти десятилетний опыт работы и применял ее для поддержки работы казначейства и бюджетного управления. При этом банк перешел на новую версию платформы «Контур» - 3.1 и полностью обновил ее технологическую основу: хранилище данных было переведено на СУБД Oracle Database, для организации процессов обмена данными выбрана промышленная интеграционная платформа Informatica PC, для выпуска отчетности использована платформа Cognos BI. В результате повысилась производительность системы: существенно ускорилась обработка данных при загрузке в хранилище, расчетах и выпуске отчетности.
Методика подготовки управленческой отчетности для оценки финансового результата была автоматизирована с помощью BPM-приложения «Управленческая отчетность». Чтобы поддержать в отчетности расширенный состав аналитических разрезов, в которых представлены финансовые результаты банка, были использованы встроенные в приложение инструменты обогащения. Они позволяют настраивать правила присвоения значений аналитических признаков различным объектам учета (счетам, сделкам, пр.) на основании значений атрибутов этих объектов. Благодаря этому первичные учетные данные, загружаемые в хранилище «Контур», маркируются недостающими «аналитиками» («клиенты», «продукты и др.,), которые обеспечивают выпуск детализированной управленческой отчетности.
Модель разнесения накладных расходов для уточненной оценки доходности центров прибыли, продуктов, клиентов, каналов продаж была настроена с использованием BPM-приложения «Аллокации». Заданные методикой стадии распределения расходов представляют собой последовательность этапов разнесения. Этапы описаны с помощью механизмов приложении в виде цепочек шагов, каждый из которых отвечает за полное перераспределение косвенных расходов от списка «источников» (кост-центров или продуктов) к списку «приемников» (профит-центров, продуктов, клиентов или каналов продаж) – пропорционально определенному правилу – кост-драйверу. Например, для распределения расходов на профит-центры и продукты настроено около 50 шагов разнесения с применением более 20 кост-драйверов. Настройка модели аллокаций в дистанционном режиме силами специалистов компании-подрядчика велась в течение 3 месяцев.
После приемочного тестирования и передачи ВРМ-системы в опытную эксплуатацию вносить изменения в модель расчета финансового результата - перенастраивать правила обогащения данных аналитическими признаками, менять состав кост-драйверов и значения баз распределений, корректировать последовательность и состав шагов аллокаций - сотрудники управления финансового планирования банка могут без посторонней помощи в визуальных интерфейсах приложений «Управленческая отчетность» и «Аллокации». При этом в ВРМ-платформе «Контур» 3.1 сохраняется вся история данных и правил их обработки, которая отражает соответствующие изменения в управленческой модели, даже если они произошли в течение отчетного периода.
В ближайшие планы банка входит развитие автоматизированной системы аллокаций с применением процессного подхода при распределении накладных расходов. Это требование стратегического акционера, которое предполагается реализовать на базе приложения «Аллокации» силами финансового подразделения банка.
***
Модернизационные проекты в ЗАО АКБ «Новикомбанк» и АО «Банк ЦентрКредит» показали, что банки, эксплуатирующие современные системы управления эффективностью, могут не бояться перемен и улучшений в управленческих моделях. Если ВРМ-система выбрана без ошибок, она всегда готова поддержать более совершенные методики управления.
Автор: Виктор Зубов, руководитель направления «Индивидуальные решения» компании Intersoft Lab, Иван Кретов, руководитель проектов компании Intersoft Lab
Источник: Банковские технологии, 08.10.2014