Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

TAdviser.ru

5 трендов CPM в России

Интеграторы и вендоры систем управления эффективностью предприятием (CPM) главной тенденцией российского рынка таких систем считают растущий интерес заказчиков. Это стимулирует и рост числа внедрений, и появление серьезных отечественных наработок в области CPM, которые все более успешно конкурируют с западными. 

1: рост интереса к CPM

По словам Романа Ткачёва, руководителя BPM-практики «Техносерв Консалтинг», главная тенденция рынка CPM в России - это стабильно растущий интерес к CPM-системам и готовым решениям на базе CPM-платформ.
«Этот тренд самый важный, он двигает рынок вперед», - считает эксперт.
Алексей Кучин, руководителя по развитию практики CPM «КОРУС Консалтинг», пояснил TAdviser, что сегодня во многие компании пришли профессиональные инвесторы, которые уделяют большое внимание вопросам повышения уровня корпоративного управления. Эти компании создают существенный спрос на услуги по совершенствованию процессов бюджетного управления, подготовки управленческой и международной отчетности, и, как следствие, на услуги по внедрению CPM-систем.
Игорь Шумаков, эксперт НПО Компьютер, также считает, что рынок начинает воспринимать CPM-системы как необходимые инструменты для повседневной работы.
«Многие компании ещё не приступили к внедрению, но не исключают такой возможности в будущем. Тенденция в России: увеличение количества внедрений и узнаваемости», - прокомментировал он.
Вячеслав Бутыркин, директор департамента отделения «Ай-Теко Бизнес Консалтинг», руководитель направления BPM компании «Ай-Теко», констатирует появление интереса к BPM-решениям не только у финансового сектора, но и у предприятий других отраслей, среди которых транспорт, розничная торговля, телеком и, конечно, госсектор.
«Также очень позитивным считаю «глубину» интереса: в зависимости от потребностей и возможностей, компании внедряют как относительно дорогие решения от крупнейших поставщиков, так и более доступные по стоимости системы», - добавил Вячеслав Бутыркин.

2: бурное развитие решений

Растущий интерес российских заказчиков к CPM стимулирует отечественных разработчиков к созданию новых программных продуктов и развитию функционала существующих. Антон Шматалюк, директор по управленческому и ИТ-консалтингу РДТЕХ, подтверждает этот тренд. Игорь Шумаков добавил, что при этом отечественные системы активно конкурируют с западными системами. Более того, по его словам, они часто выигрывают в плане простоты настройки, цены и наличия интеграция с нашими системами для бухучета. Вместе с тем западные системы выгодно смотрятся в плане стабильности и обладают более широким функционалом.
При этом появляется все больше отраслевых моделей, отмечает Алексей Будин, глава компании ELMA. Например, для каждой отрасли, исходя из ее особенностей, ELMA предлагает свое готовое решение.
«Мы представляем свой экспертный взгляд на то, как повысить эффективность работы компании в той или иной сфере», - заявил он.
Например, повышение эффективности работы компаний сферы ЖКХ возможно через сервис-ориентированный подход и управление каталогом услуг. Строительным компаниям ELMA предлагает применить «проектный конвейер», а для производства на склад - внимание на поднятии уровня зрелости обеспечивающих процессов и так далее.
Алексей Будин полагает, что в будущем начнут появляться системы с новыми видами «потребления» процессного подхода. На первый план выходит способ подачи информации пользователю системы, насколько она понятна и удобно ли с ней работать. Разработчики создают новые инструменты, которые делают работу с системой интуитивно понятной, а всю необходимую информацию – более доступной. Также возможности постоянного улучшения системы и внесения изменений «на лету», не требующие длительных перерывов в работе, не теряют свою ценность.

3: поддержка принятия решений

Юлия Амириди, заместителя генерального директора по развитию бизнесаIntersoft Lab, считает одним из ключевых трендов рост спроса на CPM-функциональность, обеспечивающую ИТ-поддержку принятия решений на операционном уровне управления. Этот рост спроса вызван необходимостью банков непрерывно повышать свою операционную эффективность на фоне постоянно усиливающейся конкуренции. Для поддержки управления операционной эффективностью предназначены приложения для управления прибыльностью, которые позволяют планировать, моделировать, контролировать и анализировать показатели внутренней эффективности банка, такие как прибыльности банковских продуктов, клиентов и клиентских групп, каналов продаж и банковских менеджеров.
В нашей стране переход от использования электронных таблиц к готовым CРМ-приложениям для планирования и бюджетирования происходит довольно активно, но меньшими темпами, чем за рубежом, поясняет Юлия. Аналитическая компания Gartner в одном из своих исследований обращает внимание на то, что в развивающихся экономиках стран БРИК (БРИКС), к которым относится Россия, несмотря на осведомленность о возможностях CРМ-автоматизации, пока чаще, чем в других странах, предпочтение отдается электронным таблицам.

4: внимание – на KPI

Будин Алексей Вячеславович Алексей Будин, директор компании ELMA, также отметил, что постепенно к заказчикам приходит понимание, что одна лишь система электронного документооборота не решает в полной мере задач формализации взаимодействия сотрудников компании.
«На рынке наметилась тенденция перехода к измерению показателей эффективности и управлению этими показателями. Руководители стали задумываться не только о том, как оценить состояние дел и определить стадии реализации стратегии, но и как улучшить результаты работы компании через мотивацию сотрудников», - рассказал специалист.

5: «облака» и мобильность

Роман Ткачёв также важным вектором российского рынка считает выход CPM-систем в«облака» и предоставление реализованных на них сервисов.
«Сегодня мы видим зачатки этого явления, но в будущем оно может стать более массовым. Нельзя не отметить изменения в области функциональности CPM-систем. Фактически происходит сращивание BPM и ECM-систем, активнее используется мобильный доступ и социальные возможности современных BPM-систем»,- поделился своим мнением Роман.
Увеличивается потребность и в системах мобильного доступа к данным CPM. Например, для удаленного мониторинга деятельности банка российские заказчики все чаще заявляют о необходимости использования мобильных технологий. Компания Intersoft Lab выпустила для этого в 2013 году специальное приложение для iOS и Android, которое позволяет топ-менеджерам банков использовать планшет для осуществления функций финансового контроллинга, находясь в любой точке мира.