Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

TAdviser.ru

CPM: заказчики и потребности

Исторически наиболее активны в освоении CPM-технологий были финансовый сектор и, более конкретно, российские банки. Однако, со временем технологии управления эффективностью стали пользоваться огромным спросом также в торговле и госсекторе, растёт внимание к CPM и в других отраслях.


По данным Центра TAdviser, наиболее активно проекты на базе CPM-систем на российском рынке реализуются в финансовой сфере (куда входят и банки), торговле и госсекторе. Об этом свидетельствует анализ 329 внедрений, информация о которых доступна в базе TAdviser (данные за все время время наблюдения рынка).

Отрасли-лидеры по числу проектов CPM, реализованных в России

Отрасль

Количество проектов

 % от общего числа

1

Финансы

69

21

2

Торговля

43

13,1

3

Госсектор

34

10,1

4

Машиностроение

16

4,9

5

Фармацевтика и медицина

15

4,6

6

Телеком и связь

15

4,6

7

Энергетика

11

3,3

9

Химическая промышленность

10

3,1

10

Пищевая промышленность

10

3,1

Другие

106

32,2

Всего

329

100,0

TAdviser, 2014 *На основании данных о проектах, размещенных в базе TAdviser

По данным рейтинга крупнейших проектов в области CPM в России за 2012-2013 годы, наиболее крупные внедрения помимо финансов и госсектора также случаются в отрасли ИТ, нефтегазе, торговле, логистике и дистрибуции. Внедрения CPM, конечно, не бывают сопоставимых масштабов с HRM или CRM, где число пользователей может достигать 10-20 тыс. и даже более.
В среднем при внедрении CPM-системы автоматизируется до 50 рабочих мест, так что проекты в Министерстве финансов Вологодской области, где системой «АЦК-Финансы» пользуется 4 тыс. сотрудников, или в компании КамАЗ, где на базе 1С:Консолидация автоматизировано более 7,4 тыс. рабочих мест, выглядят достаточно масштабными. Также среди проектов, реализованных в 2012-2013-м годах стоит отметить внедрения CPM-систем на Уралхиме, в Эксмо, Минфине Ульяновской области, банке ВТБ24 и других.

Крупнейшие по числу лицензий внедрения CPM за 2012-2013 годы 

Заказчик

Отрасль

Интегратор

Система

Число лицензий

Подробности

1

КамАЗ

Машиностроение

Интелком Казань

1С:Консолидация

7430

Описание проекта

2

Минфин Вологодской области

Госсектор

БФТ

АЦК-Финансы

4000

Описание проекта

3

Уралхим

Химпром

Микротест

1С:Консолидация

640

Описание проекта

4

Эксмо

Полиграфия

1С-Рарус

1С:Консолидация

450

Описание проекта

5

Минфин Ульяновской области

Госсектор

БФТ

АЦК-Финансы

420

Описание проекта

6

ВТБ24

Финансы

IBS IT Services

на платформе SAP BusinessObjects

300

Описание проекта

7

Мелодия здоровья

Фармацевтика

Инфософт

1С:Консолидация

201

Описание проекта

8

Мориа

Финансы

Хомнет Консалтинг

1С:Консолидация

170

Описание проекта

9

Газпром Нефтехим Салават

Нефтегаз

Искра-Про

1С:Консолидация

128

Описание проекта

10

Тракторные заводы

Машиностроение

Информ Стандарт

1С:Консолидация

125

Описание проекта

11

Газпром трансгаз Чайковский

Нефтегаз

НПО Компьютер

Prestima

101

Описание проекта

12

Челябинск-стройиндустрия

Строительство

СофтСервис

1С:Консолидация

100

Описание проекта

12

Протек-СВМ

Фармацевтика

Navicon Group

IBM Cognos TM1

100

Описание проекта

12

Сколково

ИТ

Navicon Group

IBM Cognos TM1

100

Описание проекта

12

Enter

Торговля

1С-Рарус

1С:Консолидация

100

Описание проекта

12

Астерос

ИТ

1С-Рарус

1С:Консолидация

100

Описание проекта

13

Централ Партнершип

Юриспруденция

НПО Компьютер

Prestima

70

Описание проекта

14

Гипрогазцентр

Нефтегаз

НПО Компьютер

Prestima

68

Описание проекта

15

Леруа Мерлен

Торговля

Ситроникс ИТ

Oracle Hyperion Planning

65

Описание проекта

16

Группа Илим

Лесопромышленность

КРОК

IBM Cognos TM1

60

Описание проекта

16

Тюменьстальмост

Строительство

НПО Компьютер

Prestima

60

Описание проекта

TAdviser, 2014

·         На основании данных о проектах, размещенных в базе TAdviser с указанием количества автоматизированных рабочих мест (АРМ)

Юлия Амириди, заместителя генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab, подтвердила TAdviser, что наиболее активные потребители CPM-систем – финансово-кредитные учреждения. По оценке Intersoft Lab, более 1/3 всех контрактов на внедрение этих систем приходится на банковский сектор. Основные заказчики в нем – крупнейшие банки. Именно они и формируют основной спрос на CPM-системы.
Среди кредитных учреждений, входящих в рейтинг крупнейших предприятий России «Эксперт-400», их не менее 80 %. Свыше трети таких банков являются пользователями CPM-платформы «Контур» производства компании Intersoft Lab. Это, например, АК БАРС Банк, Русский стандарт Банк, Банк Возрождение, Глобэксбанк, ОТП Банк, Связь-Банк и другие.
В последние годы, наряду с крупнейшими банками, ряды пользователей CPM-систем стали пополнять крупные российские банки, которые относятся к Топ-150 по величине чистых активов. Например, в 2010 году отношение количества контрактов, заключенных крупными кредитными организациями, к сумме всех внедрений CPM-систем в банках, составляло 15 %. В 2011 этот показатель увеличился до 35 %, в 2012 году – до 57 %. Другими словами, в 2012 году более половины всех проектов – это внедрения в крупных банках, такова статистика Intersoft Lab.
Тем не менее, Роман Ткачёв, руководитель BPM-практики «Техносерв Консалтинг», говорит, что предприятия других отраслей в 203 году также заинтересовались успехами финансовых организаций на этом поприще. Речь идет о телекоме, транспорте, ТЭК, госсекторе и даже промышленности.
Вячеслав Бутыркин, директор департамента отделения «Ай-Теко Бизнес Консалтинг», руководитель направления BPM компании «Ай-Теко», полагает, что уже в ближайшее время лидирующую позицию займет госсектор, к чему в том числе по данным TAdviser есть все предпосылки. Игорь Шумаков, бизнес-аналитик НПО Компьютер, отмечает высокую активность и нефтегазовых предприятий. К ним сейчас присоединяются крупные холдинговые структуры, обслуживающие нефтегазовый сектор предприятия, полагает эксперт.
Также ряд экспертов видит тенденцию растущего интереса к CPM со стороны коммерческих компаний всех без исключения отраслей. Так считают и в «КОРУС Консалтинг», и в «РДТЕХ».