Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Валерий Чаусов: «Заложена основа для полнофункциональной ИТ-поддержки финансового контроллинга на всех уровнях управления»

В 2013 г. Intersoft Lab представил рынку модернизированное ПО для управления операционной эффективностью и сокращения издержек банка, оптимизировал сроки BPM-проектов. Подробности см. на Bankir.Ru.

Через год компания Intersoft Lab будет отмечать 15-летие. О том, что сможет предложить Intersoft Lab в год своего юбилея, рассказывает Валерий Чаусов, управляющий партнер компании.

– Традиционно в конце года принято подводить итоги. Чем памятен для вас был год 2013?

– В первую очередь я хочу сказать о том, что конец текущего года дает нам повод порадоваться не только предстоящим новогодним праздникам, но и успешному завершению нескольких плановых задач. Нашим наиболее значимым достижением 2013 года я считаю модернизацию полного цикла автоматизированного управления прибыльностью на платформе «Контур» и методики ее внедрения.

Последние два года мы упорно трудились над обобщением нашего более чем десятилетнего проектного и исследовательского опыта, соединением его с лучшими мировыми практиками в области Business Perfomance Management и переложением на российские реалии. В результате изменения затронули реализацию практически всех базовых механизмов ИТ-приложений для управления операционной эффективностью и сокращения издержек банка, финансового планирования, ведения управленческого учета, расчета аллокаций, вычисления трансфертных доходов и расходов, а также бюджетирования хозяйственной деятельности. Таким образом была заложена основа для полнофункциональной ИТ-поддержки финансового контроллинга на всех уровнях управления. Это наше новое прочтение концепции систем поддержки принятия решений, которое в окончательном варианте заказчики смогут увидеть уже весной 2014 года.

Стоит сказать, что при существующем разнообразии методических подходов к организации управления результативностью бизнеса успех ВРМ-проекта зависит не только от палитры функциональных возможностей программных продуктов, хотя это, безусловно, важнейший фактор. Надо еще суметь поставить эти инструменты на службу интересам банка. Поэтому параллельно с улучшением ПО мы совершенствовали методику его внедрения. Основными целями было сокращение сроков реализации проектов и снижение их стоимости. Одновременно мы стремились организовать работу так, чтобы будущие пользователи системы с первых шагов вовлекались в процесс внедрения, вместе с нами «укладывали» методику банка в механизмы приложений, а к завершению проекта они уже могли эффективно владеть всеми новыми инструментами. Надеюсь, все получилось.

– А чем эти новые достижения компании Intersoft Lab помогут банковскому бизнесу?

– Мы определяем свою роль как помощь банкам в удержании и укреплении их конкурентных позиций путем повышения внутренней результативности, то есть эффективного использования ресурсов и оптимизации бизнес-процессов. Стремление увеличить доходность бизнес-направлений, создать новые банковские продукты и предложить их рынку, привлечь новых клиентов интересными ценовыми предложениями обуславливает необходимость на регулярной основе моделировать, контролировать и анализировать показатели прибыльности и рентабельности банка в различных аналитических разрезах: по группам клиентов, продуктовому ряду, каналам продаж и т.д. Разложив показатели операционной эффективности на «составляющие», банк получает информацию для принятия решений, результатом которых станет оптимизация операционных моделей и снижение издержек за счет неиспользованных внутренних резервов. Решения, принимаемые на операционном уровне, должны соотноситься с бизнес-планами и бюджетами банков, поэтому важнейшими являются функции мониторинга их исполнения и внесения своевременных корректив. Реализация всех перечисленных выше задач – основное назначение ВРМ-платформы «Контур». Она опирается на финансовое хранилище данных, в котором консолидируется максимально полная и выверенная информация о деятельности банка, полученная изо всех учетных систем, а арсенал ВРМ-приложений позволяет вычислять и анализировать финансовые показатели, характеризующие «исторический аспект», и моделировать виртуальные сценарии развития бизнеса.

– Какие еще новинки 2013 года от Intersoft Lab облегчат жизнь банковскому менеджменту?

– В этом году функциональность платформы «Контур» пополнилась модулями для быстрой подготовки аналитической отчетности и для осуществления функций контроллинга с помощью мобильных устройств. Последняя новинка естественным образом адаптирует наше решение для поддержки управления на уровне топ-менеджеров банков, широко использующих мобильные технологии для удаленного мониторинга деятельности банка, визирования платежей и т. д. Она уже доступна как на платформе iOS, так и для Android.

Что касается нового модуля для быстрого репортинга, то мы решали задачу самообслуживания бизнес-персонала банка в аналитике. По сути, мы дали в руки специалиста банка инструменты, которые позволят ему самостоятельно, не привлекая к процессу ИТ-службы, подготовить только с помощью мышки практически любой отчет на основе данных из хранилища «Контур». Это отнюдь не новая идея, которая декларируется всеми BI-поставщиками. Самым распространенным ее воплощением является всем известный и заслуженно уважаемый MS Excel. Поэтому мы постарались снабдить наше решение такими характеристикам, чтобы в использовании оно было бы таким же простым, как электронные таблицы, но при этом обладало бы визуальными возможностями конструирования произвольных запросов к базе данных хранилища или его витринам и позволяло работать с кубами с глубокой детализацией. Современные BI-платформы слишком переусложнены, чтобы выполнять роль рабочего места бизнес-специалистов, а ведь именно эта категория пользователей должна отвечать за контроль над аналитикой.

– А что-то можно сказать о методиках, которые поддерживает BPM-платформа «Контур»?

– Развитая прикладная функциональность нашего продукта позволяет поддерживать самые разные методики, применяемые в отечественных банках. Здесь в первую очередь мы ориентируемся на привычную практику банка-заказчика, если, конечно, в условиях не оговаривается необходимость разработать методику с нуля или модернизировать имеющиеся в банке наработки. Эти задачи мы также решаем в рамках BPM-консалтинга. Например, в BPM-приложении платформы «Контур», предназначенном для управленческого учета можно воспользоваться 20 готовыми механизмами автоматических управленческих корректировок по статьям доходов и расходов. Имея в своем распоряжении 8 методов расчета сроков фондирования, пользователь нашего продукта посчитает трансфертную стоимость ресурсов. Для аллокаций косвенных операционных расходов на объекты затрат можно применить векторные и матричные кост-драйверы, матрицы распределения, а также механизмы автоматического расчета значений кост-драйверов и т.д.

– Вы вскользь упомянули о BPM-консалтинге. В интервью, которое вышло на Bankir.Ru в декабре 2012 года, вы уделили этой услуге значительное место. Насколько широко вы ее использовали в 2013 году?

– В настоящее время практически ни один проект Intersoft Lab не обходится без BPM-консалтинга. В стандартный пакет консалтинговых услуг входит предпроектное обследование и формализация управленческих методик.

Задача предпроекта – подготовить банк в методическом, организационном и технологическом плане к автоматизации управления результативностью. Фактически на этом этапе мы моделируем информационное пространство и технологии работы сотрудников банка для достижения конкретных целей, поставленных перед проектом. Например, чтобы в будущем банк мог управлять прибыльностью банковских продуктов, клиентов, каналов продаж и выявлять влияющие на нее факторы, чтобы посредством управленческих воздействий на эти факторы снижать издержки и максимизировать прибыльность. Для этого мы изначально определяем, какой объем данных необходим для осуществления функций контроля финансовых результатов, какие потребуются расчетные механизмы, какие «белые пятна» существуют в методических подходах к измерению прибыльности, в доступности исходных данных и прочее.

В итоге мы строим карту проекта, которая показывает, как банк, находясь на текущем уровне методического понимания и организации процессов, сможет достичь поставленной цели с помощью ВРМ-инструментов. Про формализацию методик, как важную составляющую наших проектов, я уже упоминал в самом начале – это обязательное условие для глубокого вовлечения специалистов банков в проект, освоения ИТ-механизмов и понимания принципов работы ПО. Что же касается непосредственно разработки управленческих методик, то есть традиционной консалтинговой задачи, то ее мы тоже умеем решать и успешно решаем. И все же более эффективным нам видится подход, когда методики разрабатывают специалисты заказчика, а мы выступаем в роли их консультантов, советуем, какой принцип стоит применить, как была решена аналогичная задача в других банках и т.д. В итоге методика не является для банка «чужим продуктом» – она создается внутри кредитной организации, и ее сотрудники понимают и разделяют описанные походы.

– В чем принципиальное отличие консалтинговых услуг Intersoft Lab от сервиса других консультантов?

– В том, что мы гарантируем, что методику банка, созданную при нашем участии, можно будет автоматизировать. Для удобства мы сразу описываем методику в терминах, которыми будет оперировать заказчик, работая с соответствующим ИТ-приложением платформы «Контур», и контролируем, чтобы информации было достаточно для формализации методики «под автоматизацию».

– А что можно сказать о сроках проектов, реализуемых Intersoft Lab, на языке цифр?

– Предлагаемые нашей компанией методики внедрения нацелены на минимизацию сроков выполнения проектов в банках. Так, на реализацию полного цикла управления прибыльностью кредитной организации мы отводим 6–8 месяцев: автоматизация управленческого учета займет 2–3 месяца, трансфертного управления ресурсами – еще 3 месяца, столько же надо для ИТ-поддержки аллокаций косвенных расходов. Автоматизировать полный цикл бюджетирования хозяйственных расходов можно за 4–6 месяцев. Кстати, подробности об этом сравнительно недавно изложены на портале Bankir.Ru в рубрике «Клуб экспертов».

В основу быстрого внедрения BPM-систем в финансово-кредитных организациях заложено несколько принципов, следуя которым можно значительно сократить сроки проектов. Задача нашей методики внедрения – она представляет собой алгоритм действий специалистов банка и Intersoft Lab при внедрении каждого BPM-приложения – минимизировать непродуктивные потери времени в проекте. С данной методикой мы знакомим заказчика на старте проекта. В ней отражены такие особенности взаимодействий с банком-клиентом, как договоренность о терминологии, правила формализации управленческих методик в терминах системы, описаны этапы внедрения и готовая методика тестирования. С помощью методики тестирования специалисты в банке смогут проверить максимум вариантов использования нашего программного обеспечения, в том числе в тех модельных ситуациях, которых пока нет в практике конкретного кредитного учреждения, но не исключено, что они будут через какое-то время.

Возвращаясь непосредственно к особенностям внедрения нашего ПО, хочу сказать, что мы отказались от этапа разработки ТЗ, поскольку функциональность обновленной платформы «Контур» позволяет максимально использовать настройки ПО, минимизировав их доработку под проект. Результат – экономия времени.

– Приближается Новый год. Что вы хотите пожелать своим клиентам и посетителям портала Bankir.Ru?

– Год 2014 – год 15-летия компании Intersoft Lab. Мы надеемся, что эта дата станет еще одной важной вехой в истории компании, важным элементом которой мы считаем дальнейшее развитие доброго партнерства и настоящей дружбы с нашими заказчиками – представителями таких уважаемых банков, как АБ «Россия» ОАО, АКБ «АК Барс» Банк (ОАО), ОАО АКБ «Связь-Банк» ОАО, «Банк Русский Стандарт» ЗАО, Банк «Возрождение» (ОАО), «Глобэксбанк» ЗАО, «ОТП Банк» ОАО, АКБ «Транскапиталбанк» ЗАО, Банк «Санкт-Петербург» ОАО, АКБ «Новикомбанк» ЗАО, АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» ОАО, «Росгосстрах Банк» ОАО, «ВБРР» ОАО, «Собинбанк» ОАО, «Фондсервисбанк» ОАО, КБ «РМБ» ЗАО, CКБ Приморья «Примсоцбанк» ОАО, Банк «Левобережный» (ОАО), АКБ «ВПБ» (ЗАО), АО «Банк ЦентрКредит» (Казахстан), АО «БТА Банк» (Казахстан), ОАО «Московская Биржа» и других. Желаю им в 2014 году укрепить финансовый успех, повысить прибыльность своего бизнеса, осуществить новые интересные проекты. А нашим новым, а также потенциальным банкам-заказчикам хочу пожелать уже в будущем году получить хорошую отдачу от внедрения технологий управления эффективностью бизнеса.

Всем посетителем портала я желаю здоровья, финансового благополучия, простого человеческого счастья. Год 2014 считается годом Лошади. А Лошадь – это олицетворение свободы, мощи, стремительности, а также надежности, верности, благородства. Пусть 2014 год станет годом свободного творчества, мощных решений, стремительного роста. И пусть вас окружают надежные друзья и верные соратники.

С наступающим Новым годом!



Автор: А. Лазарев

Источник: Bankir.Ru, 2013, 18 декабря