Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Банковские технологии

Технологии Business Performance Management в Русском Международном Банке и Военно-Промышленном Банке

Сегодня, чтобы быть успешными, банкам требуется динамично расти и постоянно повышать эффективность своего бизнеса. Важная роль здесь отводится автоматизированным системам управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM), одно из значимых предназначений которых — быть инструментом повышения прибыльности и оптимизации затрат.

Представляем опыт двух российских кредитных учреждений по построению BPM-систем. Оба банка поставили перед собой амбициозные цели по развитию бизнеса, оба проекта объединила идея получения результатов в обозримые сроки.

Автоматизация управления прибыльностью за один год

О банке

Русский Международный Банк (КБ «РМБ» ЗАО) ориентирован на оказание широкого комплекса современных банковских услуг.

Предыстория

РМБ динамично развивается, и, как рассказал Василий Новиков, начальник департамента информационных и банковских технологий РМБ, «для банка естественным шагом стало стремление обзавестись IT-атрибутом успешного кредитного учреждения — системой управления эффективности бизнеса».

Весной 2012 г. РМБ принял решение начать проект по построению BPM-системы для управления прибыльностью. Его реализация была поручена компании Intersoft Lab.

Решающими факторами при выборе поставщика решения стали наличие у Intersoft Lab собственной экспертизы по вопросам постановки и автоматизации методологий управления прибыльностью банка и подготовки банковской отчетности. До начала проекта применяемая в банке технология сбора данных для подготовки управленческих отчетов, а также годовое планирование и контроль хозяйственного бюджета осуществлялось с помощью электронных таблиц Microsoft Excel. Такая технология была очень трудоемка, сложна для контроля и не обеспечивала необходимую прозрачность, т. е. не отвечала требованиям динамично развивающегося банка.

Реализация

Руководство банка поставило задачу завершить проект в предельно сжатые сроки — в течение одного года. Поэтому внедрение приложения «Бюджет хозяйственных расходов» BPM-платформы «Контур» шло параллельно с развертыванием приложений этой платформы, автоматизирующих управленческий учет и отчетность.

В течение лета 2012 г. было установлено хранилище данных «Контур», налажен ежедневный сбор информации о клиентах и данных бухучета изо всех оперативных систем, настроены процедуры ежедневной проверки качества данных, загружаемых в хранилище. Осенью 2012 г. был реализован автоматизированный расчет управленческого баланса. Одновременно специалисты Intersoft Lab приступили к внедрению BPM-приложения «Бюджет хозяйственных расходов» в части функциональности сметного планирования. В конце года началась ее опытная эксплуатация, что позволило сформировать бюджет на 2013 г. в новой системе. С конца 2012 г. по май 2013 г. автоматизировался расчет корректировок для уточнения управленческой отчетности, были построены витрины данных и сформированы управленческие отчеты. Параллельно внедрялся автоматизированный контроль исполнения бюджета хозяйственных расходов с помощью приложения «Бюджет хозяйственных расходов».

О результатах
  • Минимизированы трудозатраты на сбор данных для подготовки управленческих отчетов.
  • Пользователи получили возможность выпускать управленческие отчеты в разрезе ЦФО, клиентов и валют.
  • Обеспечена IT-поддержка технологии коллективного планирования и согласования хозяйственных бюджетов.
  • Автоматизирован контроль исполнения сметы хозяйственных расходов и выполнение план-факт анализа.

 

Василий Новиков, начальник департамента информационных и банковских технологий Русского Международного Банка:

«Система предоставляет актуальную информацию, отражающую реальную ситуацию в целом по банку и по всем ЦФО в нужных разрезах. С помощью приложения «Бюджет хозяйственных расходов» осуществлено планирование сметы административно-хозяйственных расходов на 2013 г. Мы знаем, что используем далеко не все возможности, заложенные в ПО Intersoft Lab. В наших ближайших планах — осуществить наполнение хранилища данными о сделках, что позволит детализировать отчетность по финансовым результатам банка, а в перспективе — перейти к автоматизации обязательных нормативов».

 

 

Оба проекта объединила идея получения результатов в обозримые сроки...

 

Поддержка взрывного роста банка

О банке

Военно-Промышленный Банк (АКБ «ВПБ» (ЗАО) был создан в 1994 г. В настоящее время банк идет по пути активного развития и укрупнения своего бизнеса.

Предыстория

С 2010 г. в ВПБ реализуется стратегия интенсивного и высокотехнологичного развития банка, осуществлены крупные инвестиции, увеличилось количество платежей. Как следствие, резко вырос объем обрабатываемых данных, усложнились информационные потоки между открываемыми точками продаж. Стало очевидным, что банку для адекватной поддержки развития розничного бизнеса необходим специализированный IT-инструмент, способный предоставить полный контроль планирования и расходования денежных средств. В качестве такого инструмента было выбрано ПО от компании Intersoft Lab — BPM-приложение «Бюджет хозяйственных расходов».

Реализация

Поскольку персонал банка имел большой опыт сопровождения и развития IT-истем (в первую очередь АБС) на Microsoft SQL Server, предпочтение было отдано версии приложения «Бюджет хозяйственных расходов», функционирующей на этой СУБД.

Проект стартовал весной 2012 г., а осенью того же года был переданв опытную эксплуатацию, что позволило подготовить бюджет 2013 года в BPM-приложении «Бюджет хозяйственных расходов».

С начала 2013 г. система находится в промышленной эксплуатации, что было одним из обязательных требований со стороны руководства ВПБ.

О результатах

Внедренная в банке система позволила автоматизировать полный цикл бюджетирования, начиная c планирования хозяйственных расходов, контроля их исполнения и заканчивая учетом исполнения сметы, план-факт анализом и выпуском соответствующего комплекта отчетности.

При автоматизации бюджета хозяйственных расходов была использована удобная для ВПБ комбинированная модель планирования: «сверху» поступают плановые задания, устанавливающие лимиты на крупные фрагменты бюджета, затем «снизу» к планированию подключаются центры затрат и сметообразующие подразделения. Плановые значения вводятся непосредственно в систему, а для тех подразделений, бюджеты которых невелики, реализована загрузка данных из Excel-шаблонов. Кроме того, на основании графиков платежей по договорам выполняется автоматическая генерация как плановых заявок, так и распоряжений на платежи.

Особую положительную оценку пользователей получила реализация в системе рассылки оповещений. Участникам бюджетного процесса высылается извещение со ссылкой, по которой можно вызвать из приложения «Бюджет хозяйственных расходов» нужный документ и выполнить необходимые действия. Для оперативного контроля ситуации в банке и точках продаж со стороны руководства ВПБ топ-менеджерам еженедельно (либо, по желанию, ежедневно) рассылаются заказанные отчеты в Excel-формате по интересующим их направлениям.

В настоящий момент установлено 45 рабочих мест, и это не предел: масштабируемость и технологичность BPM-приложения «Бюджет хозяйственных расходов» способна легко поддержать планы банка по открытию новых филиалов и точек продаж.

Краткие итоги

Благодаря внедрению тиражного приложения «Бюджет хозяйственных расходов»:

  • Руководство получило инструмент для полного контроля ежедневной деятельности банка в каждой точке продаж.
  • Обеспечена прозрачность процессов планирования и расходования денежных средств.
  • Повысилась эффективность работы сметообразующих подразделений, упростилась работа по контролю исполнения договоров.

 

Витаутас Тутинас, вице-президент Военно-Промышленного Банка:

«BPM-приложение «Бюджет хозяйственных расходов» вносило ясность, давало рычаги управления, повышало качество администрирования задач и представляло полный цикл бюджетирования, поэтому мы и выбрали сотрудничество с Intersoft Lab».

 

Автор: И. Кретов, А. Кудинов
Источник: Банковские технологии, 2013, № 6, с. 41-43