Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Национальный банковский журнал (NBJ)

Опыт внедрения хранилища данных в банках. Как правильно их организовать и построить

Редкий банк не делал попытки самостоятельно построить хранилище данных (ХД). По нашей информации только порядка 10% ХД, работающих в российских банках, приобретены у специализированных поставщиков, остальные 90% - собственные разработки банковских ИТ-служб. Как правило, такие разработки задумываются и реализуются как классический BI-проект: для решения конкретных прикладных задач проектируется структура ХД, для наполнения созданных таблиц БД настраиваются ETL-процессы, а отчетность из ХД выпускается с помощью BI-инструментов. Несмотря на неоспоримую пользу, которую ХД приносят банкам, они не лишены ряда недостатков. Уязвимые места самописных хранилищ - сложности с развитием модели ХД, проблемы с обеспечением качества данных и ограничения в расширении состава решаемых прикладных задач.

Чаще всего создание ХД инициируется конкретными службами банка для подготовки определенного вида банковской отчетности. В результате модель ХД получается ограниченной и изначально не предполагает дальнейшего развития. Предположим, что ХД построено с целью подготовки отчетности для ЦБ РФ. Возникает новая задача - выпускать управленческую отчетность о финансовых результатах банка в различных аналитических разрезах. Требуется собрать и загрузить в ХД дополнительный массив данных, объекты для хранения которых либо отсутствуют в исходной модели, либо не содержат всех нужных атрибутов, например сведений о ЦФО, каналах продаж, видах банковских продуктов и т.д.

Одновременно для новой предметной области потребуются дополнительные проверки и процедуры контроля данных, а они, скорее всего, не предусмотрены в ХД, ориентированном совсем на другие цели. Скажем, для вычисления финансовых результатов в разрезе клиентских менеджеров необходимо проверять обязательность и правильность простановки в АБС этого аналитического признака при заполнении сведений о контрагентах банка.

Вместе с расширением модели для решения задачи управленческого учета и отчетности нужно разрабатывать прикладной слой для трансформации первичных данных в регистры управленческого учета, классификации данных по счетам и сделкам, выполнения управленческих корректировок. Компании-разработчики оттачивают свои приложения годами, особое внимание уделяя возможностям их совместной эксплуатации. «Живая» же разработка на «боевой» системе, к сожалению, реализует принцип «одно лечим, другое калечим».

Бывает, что банк стремится сразу собрать в ХД все доступные данные, чтобы позднее определиться с составом и приоритетами решаемых задач. Были случаи, когда масштаб строительства затмевал цели и результатами выполненной работы банку так и не удавалось воспользоваться. Но чаще для подготовки отчетности использовали лишь ограниченную долю собранных данных, оставляя основной массив информации без внимания. Как следствие, была разработана и применялась только часть проверок качества данных и только оперирующие этими данны­ми прикладные решения.

Нельзя забывать и о возникающей в таком случае зависимости подразделений - пользователей ХД от одного или группы ИТ-специалистов банка.

Как сохранить инвестиции в собственное ХД и устранить перечисленные недостатки? По нашему мнению, оптимальным подходом будет развертывание рядом с банковским ХД системы класса Business Performance Management (ВРМ), например на базе ВРМ-платформы «Контур» от компании Intersoft Lab. Это ПО опирается на сбалансированную модель данных для банков, оснащено инструментами контроля качества и обогащения данных, линейкой интегрированных ВРМ-приложений для планирования и бюджетирования, подготовки управленческой, финансовой и регуляторной отчетности, управления прибыльностью и т.д.

ХД банка станет источником данных для всех приложений ВРМ-системы либо будет отвечать за поставку данных по заданному набору прикладных задач. Такая архитектура позволяет проверки достаточности и корректности данных выполнять с помощью нашего ПО - как при загрузке данных из банковского ХД в BPM-систему «Контур», так и в ней самой. Информация о выявленных ошибках будет возвращена в ХД банка для последующего анализа и исправления на стороне учетных систем и в этом ХД.

В системе «Контур» автоматизировано обогащение и при необходимости ввод недостающих данных вручную. Вся прикладная функциональность, нужная банку, есть в BPM-приложениях платформы «Контур»: «Управленческий учет и МСФО», «Отчетность для Банка России», «Функционально-стоимостной анализ» и др. Для формирования произвольных форм отчетности можно использовать любые BI-инструменты.

В результате банковское ХД продолжает функционировать, причем ка­чество данных, по которым выпускается отчетность, существенно повысится. Благодаря этому хранилище данных продолжит приносить банку ощутимую пользу.