Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Валерий Чаусов: «2012 стал для компании Intersoft Lab годом качественного роста»

В своем предновогоднем блиц-интервью на Bankir.Ru управляющий партнер Intersoft Lab Валерий Чаусов рассказал об итогах года уходящего, перспективах развития рынка и планах на будущее.

Более сотни проектов автоматизации управления эффективностью, реализованных компанией Intersoft Lab для российских банков, в 2012 году стали основой для качественного роста самой компании, расширения спектра ее услуг и развития приложений BPM-системы «Контур». Накануне нового года об итогах года уходящего, перспективах развития рынка и планах компании рассказывает Валерий Чаусов – управляющий партнер Intersoft Lab.

– Что принес Вашей компании уходящий год? Оправдал ли он Ваши ожидания?

– 2012 стал для компании Intersoft Lab годом качественного роста. Оставаясь более 10 лет лидером среди поставщиков программного обеспечения для управления эффективностью банковского бизнеса (Business Performance Management, ВPМ), компания предложила рынку новую услугу – ВРМ-консалтинг, окончательно оформила стандарты внедрения ВРМ-систем и заложила основу для решения тех задач, которые банковский рынок только готовится поставить перед автоматизаторами. Год назад мы в интервью Bankir.Ru я говорил о том, что в ближайшей перспективе усилится значимость сервисной составляющей в ВРМ-проектах. Сегодня мы видим: наш прогноз оправдался.

Предвижу вопрос: а что такое ВРМ-консалтинг и в чем его отличие от распространенных услуг в области постановки методик управления финансами? Проведем простую аналогию: представим, что в вашем распоряжении оказалась выкройка модного костюма, но вы не владеете портновскими навыками, то есть не знаете, как «посадить» универсальную выкройку по фигуре, какую ткань лучше выбрать, в какой последовательности стачивать детали, да и вообще просто не умеете строчить на швейной машинке. Какого же результата следует тогда ожидать? Все просто: выкройка останется только выкройкой, а о модной обновке придется забыть. То же самое часто происходит, когда банк получает разработанную консультантами методику, например по управлению доходностью. Как правило, она представляет собой типовую «выкройку», отражающую представление консультантов об идеальной организации финансового управления. Но у вас-то не картонный, а вполне конкретный банк со свой стратегией, сложившейся организацией работы, культурой управления и ИТ-инфраструктурой. Вы видите, что разрыв между тем, что есть, и тем, как «должно быть», слишком велик, при этом понимания того, что именно нужно предпринять, чтобы будущий «костюмчик» пришелся бы впору вашему банку, нет. В итоге методика, полученная от специалистов-консалтеров, сильных в теории, но оторванных от практики автоматизации, ложиться «под сукно», а банк продолжает работать по-старинке. И так бывает, к сожалению, довольно часто.

Почему такое происходит? Чего же не хватает, чтобы красивая теория воплотилась в реальный результат? Всего лишь знаний о том, какими организационными мерами можно сблизить принятую технологию управления с целевой, какие управленческие технологии следует автоматизировать в первую очередь, а что может подождать, какие средства автоматизации выбрать. Еще потребуется выяснить, достаточно ли данных в банковских ИТ-системах для применения методики, а если их не хватает или они неполные, как добыть недостающие данные; что получится автоматизировать, а что придется «делать руками»; и вообще – стоит ли в вашем случае браться за автоматизацию? На все эти вопросы помогает ответить ВРМ-консалтинг. Задача наших консультантов – не просто написать «Положение об управленческом учете» или «Методику аллокаций», а подготовить банк к автоматизации управленческих технологий с позиций методологий, организации и информационных технологий. Или же дать аргументированное заключение, объясняющее, почему автоматизация в конкретном случае не принесет банку ожидаемого эффекта. Такое тоже случается.

– Есть ли спрос на ВРМ-консалтинг?

– Безусловно. В этом году мы занесли в свой актив сразу четыре проекта подготовки банков к модернизации и автоматизации управленческого учета, трансфертного управления ресурсами, аллокаций и функционально-стоимостного анализа. Сейчас готовим одного из наших заказчиков к внедрению управленческого учета по МСФО – как с методологической, так и с технологической стороны. Это, кстати говоря, новый рыночный тренд и можно прогнозировать, что в 2013 году он продолжит набирать обороты.

– Указывает ли рост спроса на ВРМ-консалтинг на низкую культуру эффективности в банках?

– Скорее он свидетельствует об обратном. К нам все реже обращаются за «коробкой», хотя еще несколькими годами раньше многие потенциальные заказчики хотели получить «готовые отчеты» из других банков и таким образом перенести к себе передовые управленческие технологии. Этот слишком узкий взгляд на управление эффективностью уходит в прошлое.

Сегодня банки имеют достаточно зрелое представление о реальном назначении технологий управления эффективностью. Да, рынок ВРМ-систем для банков по-прежнему не насыщен – ПО этого класса используют порядка 10 % кредитных организаций в России, но при этом более половины из них входят в Топ-100, в том числе ВРМ-системы применяют более 80 % российских банков, занимающих первые 50 позиций в рейтинге по ключевым показателям деятельности. Банки – пользователи ВРМ-систем ставят четкие осмысленные цели, рассматривают управление ликвидностью в тесной взаимосвязи с технологиями планирования доходов и расходов, которые, в свою очередь, связаны с ключевыми показателями эффективности, а управление операционной доходностью служит в этих банках инструментом оптимизации бизнес-процессов и т. д. Это свидетельствует о том, что за последние пару лет мы вместе с нашими заказчиками сделали большой шаг вперед, перейдя от единичных локальных решений к созданию комплексных ВРМ-систем.

– Год назад Вы прогнозировали, что будет дан «зеленый свет» проектам автоматизации управления доходностью и затратами. Как обстоят дела здесь?

– Сегодня повышение операционной эффективности является ключевой задачей кредитных организаций. Чтобы грамотно управлять своими ресурсами, растущие банки, прежде всего розничные, стремятся построить такие ИТ-системы, в функциональности которых предусмотрена возможность измерять операционную прибыльность в различных разрезах и выявлять факторы, влияющие на нее. Полученные показатели представляют собой основу для принятия топ-менеджментом взвешенных решений о том, как организовать работу банка, чтобы максимально задействовать имеющийся резерв доходности.

К основным инструментам управления доходностью относятся: управленческий учет доходов и расходов, разнесение косвенных расходов (аллокации) на финансовые результаты деятельности центров прибыли, расчет трансфертной стоимости ресурсов, планирование бизнес-детельности и бюджетирование хозяйственных расходов, план-факт-анализ и моделирование. Все эти задачи успешно решаются на ВРМ-платформе «Контур».

По предварительным итогам 2012 года, количество проектов по автоматизации управления доходностью (включая управленческий учет, аллокации и трансферты) в российских банках возросло по сравнению с 2011 годом примерно на 30 %. Всего для управления доходностью продукты «Контур» используют более 40 банков. Среди них: ОАО «Возрождение», ЗАО «Глобэксбанк», ЗАО АКБ «Новикомбанк», ОАО «ОТП Банк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», АКБ «Транскапиталбанк» (ЗАО), ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «ФОНДСЕРВИСБАНК» и др. До нового года мы планируем завершить еще три проекта автоматизации управления доходностью в российских банках.

Еще больший рост продемонстрировали проекты по управлению затратами – их стало вдвое больше. Хотелось бы особо отметить завершение внедрения приложения «Бюджет хозяйственных расходов» для ОАО «Московская Биржа». Это очень масштабный проект, который объединил сразу два банка и 11 компаний, входящих в Группу ММВБ-РТС. Надо сказать, что в уходящем году мы добавили в свою «интеллектуальную копилку» еще пять проектов автоматизации управления затратами.

Конечно, рассматривать управление операционной эффективностью в отрыве от технологий стратегического управления не совсем корректно, но в эту сторону отечественные банки пока продвигаются медленно. Автоматизация планирования и контроля на стратегическом уровне – задача не столь отдаленного будущего, но в 2013 году вряд ли будут активно заниматься ее решением. Более реальный горизонт – 2015 год. Но мы в Intersoft Lab стараемся работать на опережение и уже сейчас трудимся в этом направления. Да и наши заказчики уже начинают проявлять интерес к его автоматизации.

– А что представляет собой стандарт внедрения ВРМ-приложений, о котором Вы упомянули?

– Стандарт внедрения включает карту обязательных и дополнительных этапов реализации ВРМ-проекта, а также пакет шаблонов документов, которые необходимо подготовить в ходе проекта. В самом подходе нет ничего оригинального – его используют все без исключения зарубежные вендоры. Только разработать такой стандарт становится возможным, если накоплен серьезный опыт внедрения того или иного приложения. Это позволяет выделить типовые этапы и трудозатраты по ним, стандартизовать документы, спрогнозировать реальные сроки выполнения каждого этапа и т. д.

Благодаря стандартам, выработанном на основе нашего многолетнего опыта BPM-автоматизации, мы сегодня можем четко определить сроки внедрения и гарантировать их. Например, для уже упомянутого приложения «Бюджет хозяйственных расходов» они могут составить 6 месяцев – от начала проекта до передачи ПО в промышленную эксплуатацию. Это вполне реально, что мы уже доказали на практике.

– Какие тренды будут определять развитие ВРМ в 2013 году?

– Пожалуй, основной тренд, который мы ожидаем и над формированием которого мы работаем последние годы, – перелом в восприятии ВРМ-проектов в банках. По мнению аналитиков Gartner, построение ВРМ-системы дает «трансформационный» эффект, т. е. содержание ВРМ-проекта не ограничивается просто внедрением ИТ-компонентов, а продолжается в модернизации применяемых банком методик и практик управления, принятии решения по совершенствованию технологий и бизнес-процессов. Это наглядно подтверждают изменения ожиданий банков от внедрения ВРМ-приложений для управления доходностью. Сегодня кредитными организациями движет уже не только потребность в совершенствовании управленческой отчетности и детальном измерении отчетных показателей в разрезе аналитик. На первый план выходит расчет себестоимости бизнес-процессов по продажам банковских продуктов и обслуживанию клиентов, оценка влияния отдельных операций сотрудников банка и ИТ-систем на доходность продуктов и услуг с целью их оптимизации.

Что же касается востребованности ВРМ-функциональности, то я уже упомянул оптимизацию доходности, управление затратами и их взаимосвязь со стратегическими индикаторами эффективности. Кроме того, стоит обратить пристальное внимание на происходящий сейчас на наших глазах переход к новому этапу в согласовании методологий подготовки управленческой и МСФО-отчетности, что потребует соответствующей поддержки со стороны ВРМ-систем. Остается актуальной и задача автоматизации регуляторной отчетности: наши заказчики постепенно нащупывают тот круг задач подготовки отчетности, то есть определяют состав отчетных форм, для выпуска которых использование АБС перестает быть эффективным, что определяет необходимость привлечения для этих целей хранилищ данных.

– Что бы Вы пожелали российским банкирам и Вашим коллегам – представителям ИТ-компаний, в новом году?

– Уходящий 2012 год был отмечен новыми проектами в российских банках и банках СНГ, интересной и плодотворной работой, ИТ-достижениями в области банковской автоматизации. Не менее интенсивно прошел год и у наших заказчиков. Он принес им новые успехи, укрепление авторитета на финансовом рынке, развитие спектра банковских продуктов и клиентской базы, ну и, конечно, новые возможности автоматизации.

От всей души желаю нашим друзьям и коллегам из банковской сферы, круг которых с каждым годом расширяется, стабильной прибыльности, исполнения самых амбициозных планов, новых взлетов бизнеса и неуклонного роста его эффективности.

Своим товарищам по ИТ-цеху разрешите пожелать не останавливаться на достигнутом, укреплять нашу инновационную индустрию и наращивать функциональные возможности программных продуктов.

Пусть грядущий год принесет хорошим людям удачу, счастье, финансовое благополучие.

Пусть бой новогодних курантов возвестит о новых позитивных переменах в Вашей жизни, захватывающих перспективах, начале реализации всех задуманных добрых дел.

Пусть праздничное новогоднее настроение и ожидание чуда никогда не покидает Вас.

Здоровья, успехов, благополучия Вам, Вашим близким и друзьям!

С наступающим Новым годом!

 

Автор: А. Лазарев

Источник: Bankir.Ru, 2012, 17 декабря