Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Преимущества использования BPM-системы. Практические примеры

Управляющий партнер Intersoft Lab В. Чаусов представил в «Банковских технологиях» «случаи из практики» внедрения BPM-приложений для управления прибыльностью банковского бизнеса и затратами.

В современной экономической ситуации банки с особым вниманием относятся к вопросам повышения доходности бизнеса и оптимизации затрат. Внедрение в банке BPM-системы (Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса) на основе хранилища данных может стать базисом для решения этого вопроса.

Эффект, который дает банку построение в BPM-системы, аналитики Gartner определяют как «трансформационный», т. e. содержание BPM-проекта не ограничивается просто внедрением ИТ, он требует модернизации применяемых в банке методик и практик финансового управления, внесения корректив в порядок работы персонала. А какую конкретно пользу получают банки, мы продемонстрируем на примерах автоматизации управления прибыльностью и затратами – эти две задачи актуальны для любого кредитного учреждения. Все примеры взяты непосредственно из практики внедрения BPM-платформы «Контур» в банках России и СНГ.

Управление прибыльностью банковского бизнеса

Управленческий учет доходов и расходов; разнесение косвенных расходов (аллокации) на финансовые результаты деятельности центров прибыли; расчет трансфертной стоимости ресурсов; подготовка управленческой отчетности; планирование хозяйственной и бизнес-деятельности; план-факт анализ и моделирование – все эти технологии важны для управления прибыльностью банка, т. е. измерения доходности в различных разрезах и принятия решений по оптимизации технологий, бизнес-процессов и т. д. в целях повышения прибыльности. Мы занимаемся автоматизацией банковских управленческих технологий далеко не первый год. Чтобы пояснить, как она помогает кредитным учреждениям эффективно управлять своими ресурсами для повышения прибыльности, обратимся к «случаям из практики» компании Intersoft Lab.

Управленческий учет доходов и расходов и выпуск управленческой отчетности

Главная системы задача управленческого учета – предоставить объективную оценку прибыли банка в разделе подразделений, продуктов, клиентов или других значимых аналитических измерениях. Для ее ИТ-поддержки компания Intersoft Lab создала приложение «Управленческий учет» на основе хранилища данных «Контур», с помощью которого формируется управленческий баланс и отчет о прибылях и убытках на основании классификации лицевых счетов, проводок и договоров статьями управленческого учета в разрезе любых аналитических признаков, необходимых банку.

Как показывает опыт, большинство BPM-проектов в банках начинается с реализации управленческого учета – именно на этом «участке» до внедрения BPM-системы, как правило, много серьезных изъянов методологического и технологического характера.

Например, у одного из наших банков-заказчиков до внедрения приложения «Управленческий учет» выпуск управленческого баланса и отчета о прибылях и убытках проводился в двух разрезах – «Продукты» и «Клиенты». Первый представлял собой иерархию групп банковских продуктов. Самый детальный уровень состоял из 16 групп продуктов. Другой сегмент ограничивался 6 группами клиентов. Продуктовые сегменты детализировали клиентские сегменты. В процессе внедрения приложения Intersoft Lab реструктуризировали и детализировали аналитические разрезы управленческого учета. Из продуктового сегмента был выделен новый аналитический разрез – «Каналы обслуживания клиентов», число деталализированных продуктовых групп увеличено до 48, клиентских – до 12. Таким образом, заказчик получил возможность анализировать бизнес, комбинируя 3 независимых аналитических измерения с детализацией в разы выше прежней. Появление нового измерения позволило оценивать доходы и себестоимость банковских продуктов в «географическом» и технологическом (Интернет, офисы, АТМ) разрезах.

Разнесение косвенных расходов (аллокации) на финансовые результаты деятельности центров прибыли

За счет методов распределения косвенных и общебанковских расходов между структурными подразделениями банка расчет показателей рентабельности центров прибыли становится более объективным.

В одном крупном банке, с которым давно сотрудничает Intersoft Lab, благодаря использованию аллокаций накладных расходов удалось существенно снизить прямые хозяйственные затраты филиалов, повысить их эффективность. Ранее на свои административно-хозяйственные нужды филиалы получали фиксированные фонды, а понесенные расходы учитывались только в финансовом результате банка. После введения новой методики разнесения косвенных расходов на филиалы, бизнес-направления и банковские продукты и внедрения BPM-приложения «Функционально-стоимостной анализ» затраты филиалов стали отражаться в их показателях прибыльности. Руководство филиалов получило объективные показатели доходности, что позволило оптимизировать расходы.

Расчет трансфертной стоимости ресурсов

Повышение конкурентоспособности банка серьезно зависит от оценки эффективности деятельности привлекающих и размещающих подразделений на основе трансфертного ценообразования для ресурсов, перераспределяемых внутри банка.

Эта управленческая технология обеспечила прозрачные условия ведения бизнеса для отраслевых направлений корпоративного блока в одном из наших банков-партнеров. Ранее каждое из них, отталкиваясь от значения валовой маржи, рассчитывало прибыльность по собственной модели, что было обусловлено отраслевой спецификой клиентов. Сопоставить полученные показатели было невозможно. При этом все направления считались прибыльными, а общая прибыль банка не соответствовала ожиданиям владельца. При участии методологов Intersoft Lab была разработана и автоматизирована единая методика оценки результативности бизнес-направлений на основе трансфертного управления ресурсами. В банке был выделен внутренний центр управления для передачи ресурсов по единым трансфертным ценам между направлениями – Cash Management. Они были поставлены в одинаковые условия, что позволило выстроить общую систему мотивации подразделений.

Управление затратами

Управление затратами – неотъемлемый компонент управления доходностью. Практика показывает, что многие BPM-проекты начинаются с автоматизации технологии коллективного планирования сметы и оперативного контроля расходования административно-хозяйственного бюджета.

Очень поучителен опыт одного из наших банков-клиентов. По сложившейся традиции, филиалы сами принимали решения о расходования сумм в установленных пределах, а согласование платежей фиксировалось на бумажных носителях. После перехода к автоматизированному контролю исполнения бюджета каждое распоряжение на платеж стало проходить цепочку согласований, продиктованных циклом документооборота, настроенного в приложении «Бюджет хозяйственных расходов». Электронный документооборот помог не только значительное сократить время согласования платежей во всех подразделениях, но и выявить и предотвратить нецелевое расходование средств. Показательно, что размер сэкономленных таким образом средств не только компенсировал расходы банка на реализацию ИТ-проекта, но и принес дополнительную прибыль.

Внедрение у другого нашего заказчика BPM-приложений платформы «Контур» – по управлению доходностью (для выпуска управленческой отчетности, выполнения аллокаций и трансфертов) и по управления затратами – позволило существенно упростить методику разнесений накладных расходов. Более половины из них в системе бюджетирования удалось превратить в адресные (прямые) расходы, которые стали отражаться в отчете о прибылях и убытках в разрезе ЦФО до момента применения аллокаций. Как следствие, более прозрачным стал процесс оценки эффективности ЦФО и появились дополнительные стимулы для сокращения издержек.

Автор: В. Чаусов

Источник: Банковские технологии, 2012, № 12, с. 51-52