Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Национальная деловая сеть

Business Performance Management и прибыльность банка

С точки зрения автоматизации для решения задачи по управлению прибыльностью банка самыми перспективными являются системы класса BPM (Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса) на основе хранилищ данных (ХД).

Конечно, существуют Excel- и Access-программы (созданные, как правило, банковскими штатными ИТ-специалистами), успешно покрывающие потребности малых и средних кредитных учреждений, которые успешно работают на сложившихся рынках и не планируют выходить на новые. Но крупные банки с высокой культурой эффективности, нацеленные на успех и расширение своего бизнеса, значительное вниманию уделяют технологическому переоснащению, внедряя ХД и BPM-системы на его основе.

Почему? Просто потому, что добрый старина Excel просто захлебывается от огромных объемов самых разнообразных данных, которые необходимы руководству динамично развивающихся банков для опертивного принятия взвешенных управленческих решений.

Современному кредитному учреждению для выполнения операций по измерению доходности (классификации данных по сделкам аналитическими признаками, трансформации в регистры управленческого учета, автоматической корректировки, оперативного вычисления трансфертных ставок, выполнения аллокаций и т. д.) требуется продвинутый инструментарий. Им уже недостаточно возможностей Excel и одного только визуального контроля в процессе вычисления доходности. Масштабность их деятельности (существующей и планируемой) определяет масштаб технологий управления данными и их качеством.

Если поразмышлять над вопросом, что же первично: это у прибыльных банков есть деньги на такое «баловство», как достаточно дорогостоящие BPM-системы, или же «баловство» помогает банкам быть прибыльными, то — стоит обратиться к простой статистике. Она свидетельствует, что на сегодня на отечественном банковском рынке BPM-системами оснащены лишь 10 % кредитных учреждений.

Но вот что интересно: более половины их них входят в Топ-100! А теперь посмотрим на другие цифры. Если проанализировать открытые источники СМИ и просторы интернет-ресурсов, то станет очевидным:

 как минимум, более 80% российских банков, занимающих первые 50 позиций в рейтинге по ключевым показателям деятельности, выбрали для решения задач управления доходностью BPM-системы на основе ХД.

Как показывает анализ данных рейтинга на портале Banki.ru, банки, отдавшие предпочтение BPM, достигают впечатляющих финансовых результатов: их чистая прибыль за период с 1 июля 2011 г. по 1 июля 2012 г. возросла в среднем на 29,2 %.

Конечно, наличие средств на дорогой специализированный софт, каким являются профессиональные (т. е. созданные компанией-разработчиком, занимающей ведущие позиции в соответствующем секторе ИТ-рынка) ХД и BPM-системы, – аргумент ключевой. Однако за BPM, в основу концепции которых положены актуальные управленческие принципы и передовые ИТ-технологии, – будущее, и я в этом убеждена.

В первую очередь потенциальными потребителями ВPM-систем являются банки, входящие в Топ-200, стратегические планы которых предусматривают усиление своего положения на рынке, стремительный рост бизнеса (прежде всего, развитие розничного направления) в условиях возрастающей конкуренции и угрозы кризисных явлений.

Управление доходностью банка с помощью BPM-решений окупиться сторицей, если:

  • ·   это крупный банк с высокой культурой эффективности, где грамотно выстроены управленческие процессы либо руководящим звеном выработано четкое мнение о развитии направлений, требующих качественных технологий финансового управления в отношении процентной и комиссионной политики, анализа и контроля затрат и проч.;
  • ·   у банка амбициозные планы относительно роста своего бизнеса, быстрой экспансии на рынке и есть понимание, что для этого требуются радикальные перемены, в том числе изменение системы финансового управления, создание прозрачных правил для оценки доходности и мотивации персонала и др.;
  • ·   в банк, переживающем спад, пришла новая команда управленцев, которая намерена вернуть банку авторитет и лояльность клиентов, приняв ряд неотложных мер, в том числе сломать неэффективные бизнес-процессы, а взамен выстроить новые, опирающиеся на точные, достоверные и оперативно доступные параметры роста банковского бизнеса. ВРМ-система в этом случае может стать опорой и «единой точкой правды», надежной помощницей руководства, поставляющей точную и полную объективную информацию для формирования эффективных управленческих решений.

Полезные ссылки по теме:

http://bankir.ru/publikacii/s/avtomatizatsiya-upravleniya-effektivnostyu-dan-mode-ili-osoznannyi-vybor-10002241/ 

http://www.iso.ru/rus/publication/document10304.phtml

http://www.iso.ru/rus/publication/document10304.phtml