Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Bankir.ru

Как преумножить инвестиции в банковское хранилище данных

Повысить отдачу от банковского хранилища данных (ХД), разработанного банковскими специалистами, можно, развернув рядом с ним BMP-систему (Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса). Внедрение BPM-системы «Контур» позволяет усилить ценность ХД банка и расширить спектр решаемых с его помощью задач.

Начнем с основных определений, поскольку, как показывает опыт, сегодня существует реальная проблема с терминологией и путаница понятий.

Хранилище данных – это предметно-ориентированная информационная база данных, предназначенная для подготовки различных отчетов и анализа бизнес-данных с целью поддержки принятия решений. В его основе лежит финансовая модель данных, описывающая различные предметные области банковской деятельности. В модели определены основные информационные объекты кредитного учреждения (такие сущности, как счета, документы, проводки, договоры, клиенты и пр.), их атрибуты (включая возможные значения этих атрибутов) и взаимосвязи между ними.

Для обеспечения интеграции ХД с учетными системами используются средства ETL (Extract, Transform, Load, что дословно означает: извлечение, преобразование, загрузка). Для вычисления производных показателей и получения отчетов по первичным данным, собранным в хранилище, применяются инструменты Business Intelligence (BI).

BPM-приложения (Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса) предназначены для реализации прикладных задач финансового управления банком. Среди них: бюджетирование и планирование, управление доходностью, рисками, выпуск различной отчетности, включая обязательную. Входной информацией для таких приложений служит витрина первичных данных, подготавливаемая с помощью внешних модулей. Поступающие данные обрабатываются прикладными инструментами ВРМ-приложения, предназначенного для формирования производных показателей. Результатом работы этого приложения является аналитическая витрина, содержащая первичные данные и производные показатели. В витрине для основной управленческой отчетности, например, это могут быть значения остатков и оборотов управленческих регистров в аналитических измерениях управленческого учета (банковские продукты, ЦФО, подразделение и т. д.). BI-инструменты используются для построения отчетов для конечных пользователей по данным такой витрины.

BPM-система – это ХД + BPM-приложения. Модель ХД BPM-системы охватывает и первичные данные, и производные показатели. Средства BI применяются для формирования отчетов – как по данным хранилища, так и информации, находящейся в прикладных витринах.

Сегодня ХД построены и эксплуатируются во многих российских кредитных учреждениях. Однако пока, по нашей оценке, только порядка 10 % из них приобретены у специализированного поставщика, а по большей части это собственные разработки ИТ-специалистов банка. Несмотря на неоспоримую пользу, которую эти ХД приносят банкам, они не лишены ряда недостатков.

«Самописные» хранилища проектируются в классической архитектуре: ETL-процессы – хранилище данных – инструменты BI. Чаще всего они ориентированы на потребности ограниченного круга пользователей, то есть ХД создается для решения какой-то определенной задачи. В результате модель хранилища получается ограниченной, и у банка могут возникнуть сложности с развитием такого ХД. Предположим, что помимо обязательных отчетных форм для Банка России решено автоматизировать выпуск отчетности, чтобы измерять прибыльность в различных аналитических разрезах. В этом случае нужно собрать и загрузить в хранилище дополнительный массив данных, информационные объекты для хранения которых могут либо отсутствовать в исходной модели, либо не содержать всех необходимых атрибутов. Это такая информация, как сведения о видах банковских продуктов, каналах доставки (через Интернет, банкоматы, точки продаж и пр.), клиентская сегментация (например, размер бизнеса).

Отдельно встает вопрос, связанный с обеспечением качества данных, так как потребуются дополнительные проверки и процедуры контроля данных для «новой» предметной области, которые, скорее всего, не предусмотрены в хранилище, разработанном с другими целями. К примеру, для формирования управленческой отчетности по данным бухучета в разрезе клиентских менеджеров необходимо проверять обязательность и правильность простановки в АБС этого аналитического признака при заполнении сведений о контрагентах банка.

Кроме того, вместе с расширением модели для решения новой задачи нужно разрабатывать и соответствующее специализированное приложение. Если вернуться к приведенному выше примеру, то для подготовки отчетности о доходности требуется создать прикладной слой, который должен обеспечивать трансформацию первичных данных в регистры управленческого учета, а также выполнение необходимых управленческих корректировок, в том числе трансфертов и аллокаций.

На практике нам доводилось также сталкиваться с ситуацией, когда в банковское ХД старались собирать сразу все доступные данные с прицелом «на вырост», но реально для подготовки отчетности использовалась только их часть. Как следствие, была разработана и применялась только часть проверок качества данных и только оперирующие этими данными приложения.

Также нельзя забывать о риске, связанном с человеческим фактором. Возможность поддержки и развития корпоративного ХД часто завязано на определенном сотруднике (или группе сотрудников) ИТ-службы банка. Понятно, что в случае, когда ХД построено на основе решения внешней компании-разработчика, такой зависимости нет.

Как можно устранить перечисленные выше недостатки и повысить ценность банковского хранилища?

По нашему мнению, оптимальным подходом будет развертывание рядом с банковским хранилищем BMP-системы, которая опирается на сбалансированную модель данных для кредитной организации и оснащена помимо всего прочего инструментами контроля и обогащения данных для обеспечения надлежащего их качества, а также необходимой прикладной функциональностью – набором интегрированных ВРМ-приложений. Основным источником данных для этой системы будет ХД банка, если в него загружается вся необходимая информация изо всех учетных систем кредитного учреждения, либо оно будет отвечать за поставку данных по заданному набору прикладных задач.

При реализации такого подхода в банках все проверки достаточности и корректности данных мы выполняем с помощью нашего ПО – как в процессе передачи данных из банковского хранилища в BPM-систему «Контур», так непосредственно в ней самой. Здесь же реализуется автоматизированное обогащение данных и, при необходимости, ввод недостающих данных вручную. Вся прикладная функциональность, нужная банку, предусмотрена в BPM-приложениях платформы «Контур»: «Управленческий учет», «Трансфертное управление ресурсами» и «Функционально-стоимостной анализ», «Отчетность для Банка России» и др. Для формирования произвольных форм отчетности можно использовать любые BI-инструменты, которые обращаются к витринам данных, представляющим собой результаты работы этих приложений.

Какие преимущества получает банк, воспользовавшись таким подходом?

Во-первых, модель BPM-системы «Контур» позволяет задать для ХД, эксплуатируемого в банке, требования к полноте данных, то есть необходимому составу объектов и атрибутов. На основании этой информации можно постепенно наладить процессы получения данных из учетных систем в банковское хранилище.

Во-вторых, выполнение функции контроля как в BPM-системе, так и при загрузке данных дает возможность «вернуть» в ХД банка информацию об ошибках для последующего анализа и исправления на стороне учетных систем и в банковском хранилище.

В-третьих, процедуры обогащения, реализованные в BPM-системе «Контур», помогают дополнить данные информацией, отсутствующей в исходных системах – ее можно сгенерировать по правилам или вести вручную (в минимальном объеме, если задачу нельзя решить автообогащением).

В-четвертых, BPM-приложения платформы «Контур» позволяют реализовать прикладные задачи, для которых недостаточно только первичных данных в банковском ХД, а требуется вычислять сложные производные показатели, вводить корректировки, построенные на базе мотивированных суждений специалистов и т. д.

И самое главное – банковское ХД продолжает функционировать, причем качество данных, по которым выпускается отчетность, значительно улучшено. Благодаря этому инвестиции, направленные на создание хранилища данных, продолжат приносить банку пользу.