Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

Bankir.ru

Технология предпроектного обследования: как это делается (на примере Русского Международного Банка и Всероссийского банка развития регионов)

Предпроектное обследование – базовый этап BPM-проекта (Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса). Понятие «технологичность» может быть применимо не только к программному продукту, но и к услуге. Компания Intersoft Lab исповедует этот принцип не только при разработке и внедрении ПО «Контур», но при проведении предпроектного обследования, гарантируя высокое качество услуги и целый ряд преимуществ для заказчика.

Сектор ИТ-услуг активно развивается – по данным аналитиков, за прошлый год он показал наибольший, по сравнению с другими сегментами компьютерного сервиса, темп роста – свыше 20 %. Применительно к рынку систем класса Business Performance Management мы видим усиление значимости сервисной составляющий BPM-проектов. Так, в 2011 г. набирающее популярность в банках предпроектное обследование, по нашей оценке, предваряло не менее половины проектов внедрения BPM-системы. Компания Intersoft Lab впервые предложила банкам эту услугу несколько лет назад, а сегодня деловое сотрудничество со значительной частью у наших новых клиентов начинается именно с реализации этого базового этапа.

При проведении предпроектного обследования мы используем технологию, выработанную на основе нашего многолетней практики банковской автоматизации и построения хранилищ данных. Например, у нас сформирован список шаблонных вопросов, которые, с одной стороны, сфокусированы на нашей «тематике» – автоматизация финансового управления, а с другой, составлены таким образом, что позволяют получить всю необходимую информацию о предмете обследования.

Выполнение диагностики мы поручаем профильным специалистам – консультантам-методологам, специализирующимся на внедрении BPM-систем. Их исследования позволяют достаточно оперативно получить объективную оценку готовности ИТ-инфраструктуры и методологий финансового управления конкретного банка к внедрению BPM-системы. Кроме того, наши рекомендации по совершенствованию методологии и систем автоматизации являются типовыми: они строятся на нашем опыте реализации аналогичных задач в других банках, то есть опираются на данные отраслевого бенчмаркинга. Наконец, сам пакет документов (отчет, включающий концепцию решения, план-график и пр.), который банк получает «на выходе», является стандартным. Его состав и содержание были продуманы нами исходя из потребностей банков и неоднократно апробированы нашими клиентами.

С другой стороны, очевидно, что нет и не может быть двух одинаковых подходов к финансовому управлению, как и двух одинаковых кредитных учреждений. Это справедливо и в отношении ИТ-ландшафта любого банка. Именно наработанная годами технология помогает нам учитывать управленческие и ИТ-нюансы каждого конкретного банка, гибко подходить к индивидуальным особенностям финансового института.

Как это работает на практике и, самое главное, какие выгоды предпроектное обследование дает банкам, продемонстрирую на конкретных примерах.

Весной этого года Русский Международный Банк приступил к реализации BPM-проекта по управлению доходностью своего бизнеса, одним из ключевых условий которого были максимально сжатые сроки выполнения. Банк поставил перед собой цель через год построить на основе хранилища данных ВPM-систему управления прибыльностью, для чего необходимо было автоматизировать управленческий учет, функционально-стоимостной анализ, трансфертное управление ресурсами, планирование и контроль сметы накладных расходов и капитальных вложений.

Тиражная технология предпроектного обследования позволила нам с самого начала выстроить фронт работ таким образом, чтобы были реализованы ожидания банка в отношении сроков внедрения системы. Непосредственно обследование было выполнено в рекордно короткое время – за полтора месяца. После этого состав и график работ по проекту были оптимизированы в соответствии с заданными сроками.

Для оптимального распределения объема работ и минимизации сроков выполнения проекта банк решил прибегнуть к аутсорсингу – привлечению внешних специалистов. Проявленные еще на стадии методологической диагностики компетентность и знание предмета дало основание руководству банка поручить работу над обновлением методологии аналитикам Intersoft Lab. Их научный и практический багаж позволяет решать вопросы, лежащие на стыке информационных и управленческих технологий, которые в плане подготовки методологии могут представлять для сотрудников кредитного учреждения определенные сложности.

Еще одно обследование было недавно выполнено нами во Всероссийском банке развития регионов. Единое хранилище данных этого банка должно стать основой для выпуска всего пула банковской отчетности, что и определило направленность предпроекта. Специалисты Intersoft Lab совместно с руководителями и сотрудниками ВБРР провели детальный анализ практики подготовки всей банковской отчетности в этом кредитном учреждении. На базе типовой модели данных «Контур» была разработана сводная матрица данных соответствующих бизнес-процессов. В ней зафиксированы объекты учета и источники, данные которых используются при построении отчетных форм, а также перечень аналитических атрибутов объектов учета. По сути, матрица дает исчерпывающий ответ на вопрос, как формируется отчетность в банке, как оптимизировать методологическую основу обновления учетного процесса и технологий, обеспечивающих подготовку отчетов, для перехода к выпуску отчетности на основе хранилища данных.